Каждое богослужение как чудо

Беседа с протодиаконом Александром Киреевым

На самой окраине Москвы высится красивый храм – Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве. Он отражается в глади большого пруда. Здесь служит уникальный человек – старейший протодиакон Московской епархии Александр Киреев. Господь сподобил его служить при четырех патриархах: Алексии I, Пимене, Алексии II и Кирилле. Протодиакон Александр Киреев удостоен многих орденов: преподобного Сергия Радонежского, святого благоверного князя Даниила Московского, святого равноапостольного князя Владимира. Но в день престольного праздника родного храма отец Александр признался, что ордена и награды не сравнятся с чудом, которое каждый раз случается, когда служится Божественная литургия.

– Отец Александр, сколько лет Вы уже служите в Крестовоздвиженском храме?

– Срок моего служения всего составляет пятьдесят девять лет. А в храме Воздвижения Креста Господня – сорок лет. Я пришел в него в 1981 году.

– Сорок лет – огромный срок. Я читала, что многие из служивших здесь не задерживались в храме надолго.

– Да, средний срок служения многих составлял год, а то и несколько месяцев. В течение долгого времени храм был сельским, и сюда ссылали священников за провинности. Позже ситуация изменилась, но властям не нравилось, когда священник засиживался в храме, и к нему привыкали прихожане. Поэтому совершались перестановки. Этим и объясняется недолгий срок службы многих священников. Более того, например, сюда как-то назначили священника с улицы Лобачевского, то есть с другого конца города. Это делалась специально, чтобы создать служителям Церкви неудобства. Помню и священника из Сергиева Посада, которому приходилось ездить служить в Каширу.

У меня получилось все «правильно» – раньше священник «прикреплялся» к приходу на всю жизнь. В старое время так и было. Достаточно долго – 10 лет – прослужил в нашем храме ныне уже почивший протоиерей Димитрий Смирнов.

У меня получилось все «правильно» – раньше священник «прикреплялся» к приходу на всю жизнь

– Крестовоздвиженский храм, тем не менее, не первый, в котором Вы служите?

– Начинал я в храме в Кашире, потом в храме Сретения Господня в селе Новая Деревня Пушкинского района. В середине 60-х указом Святейшего Патриарха Алексия I я был переведен в московский храм Святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине. Перед назначением сюда я три года прослужил в храме Рождества Христова, который был знаком мне с детства. В Домодедово, где я жил с родителями, не было храма, мы ездили к бабушке и дедушке, жившим в Измайлово.

– Известно, что Вашим «проводником» в церковный мир был в определенном смысле архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

– Да. Еще ребенком я мечтал прислуживать в алтаре. Однажды в храме Рождества Христова в Измайлове ко мне приблизился молодой священник и ввел меня в алтарь. Это был отец Иоанн Крестьянкин. Позже он оказался в тюремном заключении, но мы поддерживали связь. Потом я ездил к нему в Печоры. Однажды он благословил меня на серьезную операцию, которую я очень не хотел делать. 

Еще ребенком я мечтал прислуживать в алтаре

– Когда в 1981 году Вы пришли в храм Воздвижения Креста Господня, Церковь еще подвергалась гонениям со стороны властей?

– Тогда, при Брежневе, нам были даны послабления. Это отличалось от прежней ситуации. Я помню, что в хрущевские времена борьба властей с религией была достаточно серьезной. Однажды в Кашире, вернувшись со службы, я нашел свою церковную квартиру опечатанной. Потом еще потребовались усилия, чтобы забрать оттуда вещи.

– Известно, что, помимо прочего, Вы еще и автор серьезного исторического труда.

– Я много лет собирал материалы о жизни епархий и служении архиереев. В 1997 году Святейший Патриарх Алексий II одобрил мое издание. Первое издание книги «Епархии и архиереи Русской Православной Церкви» вышло в свет в 2002 году. С тех пор было несколько переизданий, сейчас готовится еще одно.

– На сайте храма именно Вы рассказываете его историю. Вы обращались к архиву?

– Да. Первый храм в селе Алтуфьево, принадлежавшем тогда братьям Архипу и Ивану Акинфовым, был возведен их потомком Никитой Акинфовым в 1687 году. Село даже на время поменяло свое название и иногда именовалось Крестным или Воздвиженским. Но в XVIII веке храм пострадал от пожара. Поручик Иван Вельяминов, который приобрел село у Акинфовых, построил новый храм в стиле позднего русского барокко. Случилось это в 1763 году. До шестидесятых годов храм был сельским приходом Московской епархии, а после, вместе с районом Лианозово, вошел в состав Москвы.

До шестидесятых годов храм был сельским приходом Московской епархии

– Этот храм – неотъемлемая часть усадьбы Алтуфьево… 

– Да, на протяжении многих лет усадьба переходила из рук в руки. Владели ей и граф Апраксин, и графиня Брюс. Ее продавали, покупали.

– Я так понимаю, судьба храма в некотором роде уникальна, ведь богослужения здесь совершались непрерывно?

– Да, только перед Великой Отечественной войной храм ненадолго закрывался. Но речь шла примерно о десяти днях – этот срок даже не стоит учитывать. Огромному количеству храмов повезло гораздо меньше.

– В советское время здесь было много прихожан?

– Прихожан было немного. Их, по понятным причинам, стало больше уже в 90-е. В 80-е район был уже в значительной степени застроенным, но на Алтуфьевском шоссе еще только закладывался фундамент нынешних 22-этажных домов. Но, тем не менее, в праздники храм не мог вместить всех верующих. Он тогда был очень маленьким, ближайший храм находился достаточно далеко, недалеко от нынешнего метро «Владыкино». И в 1986 году при отце Михаиле Олейникове сделали пристройку, а спустя три года возвели причтовый дом с крестильным храмом в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Там есть и купели и баптистерий для крещения взрослых. А в 1991 году, когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назначил настоятелем Крестовоздвиженского храма архимандрита Иону (Карпухина), были переделаны барабан на куполе и маковица. На барабане появились иконы святителей Московских. Чуть позже храм еще расширили, была возведена колокольня. Несколько раз на работы приезжал смотреть сам патриарх Алексий II. Еще позже на территории храма появились две часовни. Одна из них – часовня мученика Уара, была возведена на средства состоятельной прихожанки, чей муж умер некрещеным.

– Крестовоздвиженский храм официально имеет статус памятника, охраняемого государством. Не было возражений, когда на протяжении ряда лет он менял свой облик?

– Насколько я помню, были, но все внешние изменения удавалось все-таки утверждать.

– Храм неразрывно связан с именем митрополита Ионы (Карпухина), который долгое время возглавлял Астраханскую кафедру и до момента перехода в вечность был почетным настоятелем. 

– Да, в детстве он жил в этом районе и прислуживал в алтаре. Еще тогда отец Стефан Андрусенко предсказывал ему, что вместо села здесь появится город с большими домами. Став архиепископом, Иона часто приезжал в родной храм и совершал здесь архиерейские богослужения. В мае 2020 года он скончался. Его похоронили рядом с храмом. 

Другой почетный настоятель – протоиерей Анатолий Алефиров тоже приезжает сюда на престольные праздники.

– Недалеко от храма находится источник преподобного Макария Желтоводского. Могли бы Вы рассказать о нем?

– К сожалению, источник, над которым в 1996 году при настоятеле Анатолии Алефирове была построена часовня, осквернен противниками христианской веры. Я не могу сказать, восстановимо ли это.

– Не могли бы Вы рассказать о главных святынях Крестовоздвиженского храма? 

– Это Казанский образ Божией Матери, иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. В правом приделе есть ковчег с частицами мощей святителя Ионы, митрополита Московского, и Киево-Печерских святых. Частицы мощей Киево-Печерских святых были привезены в двухтысячных из Киева.

– Знаю, что в храме ведется активная работа с детьми и молодежью. Когда здесь появилась воскресная школа?

– В начале 90-х годов. Тогда я преподавал в ней Закон Божий и церковнославянский языка. У меня были ученики, которые уже к пяти годам осваивали церковнославянский алфавит и даже могли читать. Несколько выпускников стали священниками. Есть у нас и детский хор. В главном усадебном доме действуют и другие кружки и секции, например, фортепиано. Там же проводятся праздники и представления. Есть и библиотека для прихожан, где представлена не только церковная литература.

– Отец Александр, Вы столько лет служите и сейчас живете далеко от храма. Что поддерживает Вас в нелегком служении?

– Во время богослужения меня наполняет такая радость, что уходят мысли и про возраст, и про проблемы со здоровьем. Каждое богослужение для меня – чудо. 

Беседовала Екатерина Щеглова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить