Крушение цивилизации. Часть 1

Митрополит Сисанионский и Сиатистский Павел родился в 1947 году в г. Халкида, Греция. В 1971 году окончил богословский факультет Афинского университета, в 1973-м рукоположен в диакона, в 1974-м – в пресвитера. С 1998 года является секретарем синодальной комиссии по христианскому образованию молодежи и других синодальных органов. Владыка Павел – председатель фонда «Тасос Георгиадис». 28 февраля 2006 года избран митрополитом Сисанионским и Сиатистским Элладской Православной Церкви.

То, что мы сегодня проживаем, мы предвидели в начале этого тысячелетия. Не потому, что мы можем предсказывать будущее, а потому, что Церковь имеет способность толковать настоящее – в каждой минуте и в каждой эпохе. Мы встретили новое тысячелетие с большими надеждами. Помните истерию, охватившую людей, преисполненных магическими надеждами и ожиданиями о новом тысячелетии? Это массовое заблуждение охватило всю планету, а не только Грецию. В сущности, все это была отчаянная попытка придать смысл пустоте. Я об этом и раньше говорил, а сегодня мы являемся уже свидетелями конца цивилизации. Сейчас мы знаем, что это правда: мы проживаем конец цивилизации, которой мы так надменно гордились. Эта цивилизация рушится с треском и криками.

Я родился в середине прошлого века. Еще в детстве мы слышали много обещаний с разными «-измами», которые превратят мир в рай – с помощью силы науки, разума и техники. Тогда нас призывали следовать за этими «-измами» и отвергнуть «устаревшие» идеи, но чаще всего одну идею – веру в живого Бога, и обещали нам мир справедливости. Главным во всех этих «-измах», с небольшими отличиями, были именно отказ от Бога и обожествление разума и науки, которые должны решить все проблемы. Разум не мог воспринять недоказуемые вещи, то есть доверие к живому Богу. Но в конце XX и в начале этого веков стало ясно, что человек унижен до самого порочного существа из всех творений. Достоинство человека унижено – от личности, которая заслуживает любви, до объекта потребления. Он подчинился безличным силам, превратился в аксессуар разных механизмов, которые в конечном итоге обернулись против него.

Достоинство человека унижено – от личности, которая заслуживает любви, до объекта потребления

Но история смеется над нашими разумом, наукой и достижениями. Как мы уже выше говорили, в начале прошлого века вера в Бога была презираема амбициозными реформаторами мира и общества, их современные последователи считают, что вера противоречит разуму. А в конце века мы стали свидетелями процветания абсурда, культивируемого оккультизмом. Присутствие этих выскочек в СМИ, обещающих нам, что, мол, будут решены все наши проблемы, – это насмешка над человеческим интеллектом, оскорбление и разрушение нашей цивилизации. Это настоящее средневековье, они вернули нас в мракобесие. Важно знать, что современные любители оккультизма отвергли Бога во имя разума. Их разум не в состоянии понять свет Христа, и сейчас он подкармливается вторжением тьмы в человеческое общество. Как актуальны новозаветные слова: осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели (Рим. 1: 21–22).

Сколько людей, сколько амбициозных лидеров этого мира мнимо опирались на науку? А сколько из них согрешили против нее? Они совершили грех, потому что не уважали ее, но использовали ее, подчиняя своим целям. Поэтому они превратили ее в «науку», которая вроде бы может решить все проблемы человечества, и прежде всего доказать, что Бога нет. Несомненно, наука способствовала и еще много будет способствовать развитию человечества. Настоящая наука – это скромная наука, она осознает пределы своих возможностей и рисков, которые скрывает в себе. Проблема в том, как люди ее используют. С одной стороны, она используется для определения и лечения болезней и для улучшения условий жизни многих людей, а с другой – для создания «умных» бомб и химического оружия массового уничтожения. История словно смеется над этими возможностями науки и ее использования, над превращением науки в искусство навязывания неправды, над использованием науки как способа эксплуатации большинства меньшинством.

Вроде бы мы боролись за более демократическое общество и правительство, гордились распадом деспотических режимов и ради свободы пролили реки крови. И вот в конце этой цивилизации мы снова возвращаемся к тоталитарным структурам власти, которые с помощью науки куют самые страшные оковы. Демократия превращается в пустые слова. Власть перешла в руки меньшинства развращенных людей. Человеческая личность подчиняется безличным силам, стала презираемой и порабощенной. С другой стороны, сверхпотребление представляется теми же силами и властями как наиболее характерное признание отсутствия смысла жизни и как наиболее эффективный психологический наркотик, чтобы парализовать любое сопротивление.

Наша цивилизация подходит к своему концу. Цивилизация, которая теоретически отреклась от Бога, но на самом деле отреклась от человека. Так на деле проживается отречение от Бога. Строители этого мира, которые планировали и планируют завоевать все народы, неправильно прицелились. Воплотившийся Бог – это «опасный» Бог. Боговоплощение является мерой человеческого достоинства и ценности. Чтобы «разрушить» человека, надо было атаковать Боговоплощение. Правильно целятся те, кто хотят убрать иконы из школ. Икона Христа напоминает детям об их уникальном значении и что ради них Господь стал человеком.

В каком обществе сегодня живут молодые люди? В распавшемся обществе, которое представляет собой совокупность отдельных существ и конкурирующих сообществ. Общение – это участие с любовью в жизни и проблемах другого человека. Отчуждение человека привело к отчуждению общества. Человек перестал быть и жить как личность и превращается в индивида. Личность – это общественная единица, которая знает, что она не может существовать без других людей. Индивид – это разделяющая единица, с помощью которой я навязываю свою индивидуальность всем остальным. Эта разрушающаяся цивилизация хвасталась своей борьбой за права индивида, но индивидуальные права являются наиболее бесчеловечными в мире. Именно они заложили мину в устои общества и заставили человека подозревать всех остальных людей. Свобода – это право человеческой личности, которая проживается только в совместной свободе. Моя свобода – это свобода, которая делает и тебя свободным. Я не могу быть свободным, если моя свобода не делает свободным другого человека. Свобода как индивидуальное право означает предъявлять свои права о своей свободе в ущерб другому человеку. Одна из причин нынешнего плачевного положения современного общества в том, что мы во имя социальных интересов смогли настроить одну социальную группу против другой. Важно понять, каким образом мы как нация дошли до такого отчуждения. Как сейчас, когда крыши наших домов находятся так близко друг от друга, наши сердца так сильно отдалились друг от друга. Сартр, один из характерных представителей развращенного мира, выразил это своей ужасной декларацией: ближний – это мой ад. А святой Серафим Саровский в течение всего года приветствовал всех людей словами:

– Христос воскрес, радость моя!

Для первого ближний – его ад, а для второго – его радость.

Открытие другого человека – фундамент общества. Это открытие произрастает из евангельского принципа: если ты видел своего брата, то ты видел своего Господа Бога, и это подтверждают слова Христа: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25: 40). Подлинной общностью является Церковь. В ней личности взаимно проникают друг в друга через любовь. Сильные носят на своих раменах немощи более слабых, а не живут в свое удовольствие. Настоящее воскресение, настоящая социализация означают снова жить в этосе и истине, как выражено в словах: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа (Деян. 4: 32).

Другая суровая реальность – это разрушение человеческих отношений. Когда человек болен, то больны и его отношения. Мы чувствуем эту катастрофу везде. Сначала в семье. Каждый третий брак распадается, отношения двух людей не доходят до брака. Распространены одноразовые связи. Кризис в браке является показателем абсолютного кризиса любви. Цивилизация развращенности создает людей, которые не могут влюбляться и любить. Потеряны простота и нежность в отношениях между людьми. Люди стали объектами потребления, мы стали такими эгоцентричными, что уже не способны почувствовать красоту жертвенности. Сегодня существует множество форм сексуальных отношений, но мало отношений, где есть настоящая любовь. Сегодня мы не способны увидеть границу между сексом и любовью. Нас больше не интересует сердце другого человека, а только его плоть. Развращенное общество высмеивает такие понятия, как воздержание и чистота, потому что оно потеряло способность влюбляться. Воздержание означает верность в любви, но так как люди не могут кого-нибудь полюбить, то они не могут и понять, что такое верность в любви. Даже знаменитая отцовская и материнская любовь была разрушена, когда родители стали оскорблять, губить и ставить детей на жертвенник своих эгоистических страстей. Часто разбирательства и конфликты между родителями и детьми возникают из-за отсутствия настоящей любви. Для многих молодых родителей дети не являются плодом любви, но только необходимостью вписаться в потребительскую структуру – иметь только двух детей. Мы легко идем на покупку второго и третьего автомобиля, но редко соглашаемся родить третьего ребенка. Это нежелание иметь третьего ребенка показывает наше настоящее отношение к первым двум детям. Как будто родители говорят им:

Цивилизация развращенности создает людей, которые не могут влюбляться и любить

– Тебе повезло: ты родился первым или вторым! А третий… Третьего – нет и не будет.

Провалилась и система образования. Она организована таким образом, что в ней важен только ум ребенка и драматическим образом игнорируется детское сердце. В результате идет колоссальное давление на психику ребенка. Нам необходима новая образовательная система, которая способствовала бы целостному развитию ребенка. Чтобы она не заботилась только об уме, но больше всего о сердце ребенка; чтобы воспитывать, а не только образовывать, потому что дети – это личности и каждый ребенок – это новый мир. Миссия школы заключается в формировании такого характера у детей, чтобы они проживали жизненные трудности и побеждали их. Очевидно, что сегодня система образования примирилась и даже свыклась с духовной смертью молодежи. Она отвергает свою ответственность за духовную гибель детей. Сегодня образование является не оружием правды, каким хотел его видеть святой Григорий Богослов, а оружием духовной смерти. Сегодня молодые люди наиболее драматично проживают конец этой цивилизации, эту огромную катастрофу, которая в основном наступает из-за отказа от истинной традиции. Кризис, в котором сами родители лишают детей их улыбки, как только они переступают порог своего дома. Молодые люди являются трагическими жертвами этой цивилизации и этого общества.

Вы, молодежь, дети этого общества, чувствуете необходимость с достоинством встать перед этой проблемой. Ваша душа не может и не хочет с этим примириться. И знайте, что Тот, Кто вошел вовремя, чтобы осмыслить время и жизнь, не дал нам дух страха, а дал нам дух силы, любви и мудрости. Поэтому необходимо поставить правильный диагноз этому обществу, ответственно отнестись к жизни и подумать, как сделать прорыв и поворот в своей жизни. Вас укрепит голос Того, Кто обращается к вам с такими словами: «Юноши… вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1 Ин. 2: 14). Сегодня молодые люди живут в «пограничной» ситуации, в состоянии отчаяния, проживают отвержение системы, которая эксплуатировала, использовала, обманывала их, обещая им «золотые горы», оторвала молодежь от их живительных источников, обманула молодых людей, отняла у них то, что поддержит их в их жизни. В сущности эта система только защищает тех, кто эксплуатирует их. Это общество высмеивает проблемы молодежи и каждое их усилие жить по-другому.

Оно оставило их души пустыми. Разумеется, это произошло не без их соучастия: оно вскружило им головы наркотиком комфорта, потребительским духом и удобствами; передало их наркодилерам и лживому миру. А сейчас встречает с безразличием их проблемы и их отчаяние; не интересуется тем, что молодежь не хочет учиться, не беспокоится о растущей безработице среди молодежи, о том, что сегодня молодые люди предпочитают уезжать за границу – сбежать из своей страны; не беспокоится об их беспомощности в этой жизни, которая увеличивает количество самоубийств среди молодежи. Молодые люди попали в ловушку системы, которая абсолютно бесчувственна к ним.

(Продолжение следует.)

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
сайт «Православие БГ»

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить