Молитва и благодарность

Вирус исчезнет от покаянной молитвы

Малые скорби, которые мы сейчас переживаем, необходимы, чтобы духовно испытать нас и научить, что всю надежду нужно возлагать на Бога, а не на человека. Человеческое тоже хорошо, и мы должны это делать. Мы должны делать то, что зависит от нас и что советуют специалисты и государство, но надежда наша должна быть на Бога, на Его святых и на нашу Пресвятую Матерь. Поэтому пусть этот период, в который мы вступаем с сегодняшнего вечера, сложный период для всех нас и печальный, станет для нас предлогом для молитвы, многой молитвы. Если мы будем молиться от всего сердца, то проблема эта разрешится. Сейчас очень нужна молитва.

Скажу вам еще кое-что, мой ум понуждает вам это сказать. В 1990 году, когда я был председателем и представителем в Священном Киноте на Афоне, на Святую Гору было нашествие волков. Непонятным образом они в великом множестве оказались на Святой Горе. Те, кто посещал в тот год Афон, помнят, как там было опасно. Волки съели большое количество живности: мулов и других животных, нужных братии, – и даже некоторые люди и монахи были в опасности. Тогда мы с некоторыми отцами пошли к отцу Паисию (ныне святому) и сказали ему:

– Геронда, у нас большая проблема – волки; в конце концов они съедят какого-нибудь человека. (И на самом деле проблема была серьезной.) Мы думаем привлечь охотников, чтобы их поймали.

На что старец нам ответил:

– Не стыдно ли вам? Вы привезете охотников! Давайте молиться, чтобы волки ушли.

– Но как нам молиться, чтобы волки ушли?

– Даже если только один человек помолится как должно, через три месяца волки исчезнут.

Старец нам ответил: «Даже если только один человек помолится как должно, волки исчезнут». Так и вышло

И на самом деле через три месяца все волки сдохли. Чем-то заразились и все исчезли. Конечно, тем человеком, который помолился, был, несомненно, сам старец.

Поэтому необходима молитва. Этот вирус уйдет, если мы помолимся. Нам нужны люди молитвы. А молитва должна быть огненной, со смирением и покаянием. Вот что нам необходимо, а все остальное устроится.

Я желаю, дорогие мои, чтобы Господь явил огненные сердца молитвы и покаяния, чтобы ушли все эти напасти, которые мучают весь мир, и чтобы Господь дал нам благоразумие и мудрость, дабы проживать время нашей жизни в мире и покаянии, благоугождая Богу и Церкви.

Από την ομιλία στην εκκλησία (Ιστορία με τους λύκους…). 12/11/20

Благодарное сердце

Когда я жил на Афоне, один тамошний подвижник, великий старец, ученик величайшего старца Иосифа Исихаста, почившего в 1959 году, беседуя со мной, рассказал, как однажды он оказался со старцем Иосифом наедине и тот сказал ему:

– Много лет прошло, чадо мое, пока я понял тайну умножения благодати, то есть как умножается благодать в сердце человека.

Тогда нынешний старец, а в то время еще молодой монах, спросил:

– Геронда, как умножается благодать?

Старец промолчал и ничего ему не ответил. А молодой монах не стал настаивать на том, чтобы старец ему отвечал. И когда мы беседовали, старец говорит мне:

– И у меня тоже прошло много лет, чадо мое, пока я понял, как умножается благодать.

Ну а я, естественно, задал ему тот же вопрос.

– Ну так как же умножается благодать, геронда, раз и тебе, и старцу Иосифу понадобилось столько лет, чтобы понять это? Конечно, одно дело – говорить об этом на словах, а другое – познать это на многолетнем опыте и через великий подвиг.

Старец мне ответил:

– Благодать умножается через благодарение. Преподобный Исаак Сирин, великий святой нашей Церкви, говорит: «Ключ, который открывает шлюзы Божественных таинств, – это благодарное сердце, благодарение». Если ты научишься говорить Богу «спасибо» или если ты захочешь научиться благодарить Бога за то, что Он тебе дал, тогда знай, что увеличишь благодать внутри себя. Если же не будешь этого делать, но просто будешь довольствоваться тем, что тебе дано, или каким-то образом будешь просить чего-то другого без этого чувства благодарности, тогда тебе придется долго биться, пока ты не научишься благодарить за то, что тебе дано.

Еще кто-то говорил, что Божий, святой человек, который прошел через множество искушений, благодарит Бога даже за самое малое. Не так, как мы формально говорим: «Спасибо, Господи, что я хорошо провел время; спасибо, что мои дела идут хорошо». Не так. Это почти ничто. Это лишь начало. Речь идет о глубочайшей благодарности, исходящей из всего нашего существа, когда мы благодарим Бога за все, что окружает нас, за каждое малейшее движение нашей души, за каждую мелочь. Даже за траву, которая вокруг нас, за птицу, за воздух, атмосферу, за звезды, солнце, за всё. Кто из нас испытывает благодарность Богу за то, что Он сотворил мир? Особенно в наше время, в нашу эпоху. Это – эпоха, которая отчуждила нас от творения и замкнула нас на искусственных вещах, выведя нас из нашего естественного состояния, из природы. Это эпоха, которой особенно свойственна неблагодарность. Мы не благодарим Бога. А когда мы не благодарим Бога, тогда мы не благодарим и нашего ближнего, не благодарим своего мужа, жену, детей, родителей, даже себя не благодарим, не благодарим никого. Мы всегда говорим: «Ну, нормально у меня всё. Слава Тебе, Боже». Но говорим это как несчастные.

Однако сердце Божиего человека имеет совсем другой настрой. Божий человек благодарит Бога за всё – за всё, что его окружает. Особенно же он благодарит Его за то, что Он Бог. Помните, как мы поем в Великом славословии? «Благодарим Тя за величие славы Твоея». Благодарим Тебя за то, что Ты такой Великий, такой Святой, такой Прославленный, так полон благодати. Ты – наш Отец, а мы – Твои дети, дети – Богатого Отца, мы – наследники всего этого величия Бога. И мы благодарим Его за то, что Он – такой бесконечный. И вокруг нас всё так прекрасно, потому что мы предлагаем Богу всё в благодарении. И нашу боль, и наши болезни, и наши трудности, и наши испытания, и наши скорби, и даже наши неудачи, и даже нашу смерть мы предлагаем Богу в благодарении. Видите, что говорили мученики? «Благодарим Тебя, Господи, что Ты удостоил нас умереть за Тебя!» То есть они считали эту смерть благодеянием.

Божий человек благодарит Бога за всё, что его окружает. Особенно же он благодарит Его за то, что Он Бог

Помню, как наш старец говорил, наставляя молодых людей, которые приходили, чтобы стать монахами:

– Ты должен благодарить Бога, что он призвал тебя к этой жизни. Не думай, что ты сделал что-то великое, последовав за Богом. Не думай, что ты чем-то пожертвовал. Чем ты пожертвовал? Ничем. Ты можешь сказать, что пожертвовал своими дипломами, своей молодостью, родителями, браком, пожертвовал своими машинами, деньгами, имением, своим будущим, настоящим, всем, пожертвовал собой целиком. Но что это перед величием любви Божией? Ничто. Всё это временные вещи. Ты отдал временное и получил вечное. Отдал тленное и получил нетленное. Отдал вещественное и получил невещественное, небесное. А вещественное ты бы все равно в какой-то момент утратил. Когда придет час смерти, разве ты возьмешь с собой дипломы, свое мудрствование, свои деньги, земельные участки, бизнес, жену, детей, что бы то ни было из этого мира? Ничего. Неизбежно придет час, когда и ты, и я, каждый из нас должен будет разлучиться со всем, желаем этого или нет. Следовательно, что ты предложил Богу? Временные вещи. И что тебе дал Бог? Небесное, вечное, нетленное.

Апостол Павел говорит: «Все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Флп. 3: 8). Если мы осознаем это, то увидим, с каким рвением будем бежать в церковь причащаться Тела и Крови Христа и слушать слово Божие. Мы будем считать это великим благом для себя. В то время как сейчас, напротив, мы идем с трудом в храм и «не каждое же воскресенье» и считаем Бога обязанным выполнять все наши нужды. И не дай Бог, чтобы Он посмел попустить нам иногда какое-то небольшое испытание. Тогда мы сразу рассердимся на Него, будем говорить: «Я хожу каждое воскресенье в храм, и у меня такие напасти! У меня столько болезней, столько неприятностей. Что же это за Бог? Он должен был обо мне заботиться, беречь меня, не попустить на мою долю столько скорбей. Почему Он позволил случиться стольким напастям? В то время как с других Он пылинки сдувает, а они не ходят в храм и сквернословят денно и нощно…»

Мы слепы, считая, что Бог нам обязан, что Его обязанность – нас обслуживать и Он должен быть нам глубоко благодарен, что мы делаем Ему одолжение и ходим в Его храм и терпим Его в своей жизни. Мы не понимаем, что это мы нуждаемся в Боге. Бог не имеет нужды ни в чем. Ходим ли мы в храм или нет, спасаемся или нет, следуем ли за Ним или нет, мы этим ничего не прибавляем Богу. Не прибавляем, не отбавляем. Бог славен Сам по Себе, Он не нуждается в том, чтобы мы Его славили. Это мы нуждаемся в молитве, в духовном чтении, мы нуждаемся в том, чтобы бежать в храм.

Это мы нуждаемся в Боге, нуждаемся в молитве, в том, чтобы бежать в храм. А Бог не нуждается ни в чем

Так что давайте учиться благодарить Бога за всё и всегда. Слава Богу, благодарим Тебя, Боже, за всё, за всё, что происходит вокруг нас, за то, что Ты наш Бог, наш Отец, за то, что Ты сотворил этот мир, за творение, за себя самих, за всё, что имеем. Когда сердце движется так, в благодарении, тогда и наши страдания становятся легче, наши испытания приобретают другой смысл, а наши глаза прозревают и мы начинаем смотреть на свою жизнь по-другому, в вечном измерении Царствия Божия.

Το κλειδί που ελκύει την Χάρη του Θεού. 4/08/20

Перевела с греческого Алевтина Волгина

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить