Монастырь отсекает все лишнее и наносное

Разговор с инокиней Фотиной (Кузнецовой)

Серафимо-Дивеевский монастырь место, которое притягивает тысячи людей. Приезжают сюда за утешением и исцелением, поклониться мощам преподобного Серафима, помолиться Царице Небесной о своих родных и близких. Обитель почитается как четвертый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской Лавры) «земной Удел Пресвятой Богородицы».

– Как Дивеевская обитель пережила пандемию?

– Мы очень благодарны всем людям, которые помогали монастырю, врачам, которые нас лечили. Благодаря помощи и заботе очень многих людей, молитвам батюшке Серафима, Матери Божией обитель пережила это непростое время и сейчас открыта для приезда паломников.



– В монастыре особо почитают Богородицу. На одной из фресок Богородица изображена со свитком, на котором написано, что Она – Игумения здесь. Вы это чувствуете, живя столько лет в обители?

– У нас есть земная игумения – матушка Сергия. Она управляет монастырем. Но мы абсолютно и свято верим, что через нее, через те события, которые происходят в монастыре, управляет всем Богородица.

Если ты живешь в монастыре, то работаешь над собой, ставишь какие-то задачи внутренние, прежде всего; ты понимаешь, что все внешние задачи, послушания и трудности имеют конечную цель – внутреннее изменение. Человек, далекий от храма, далекий от Бога, видит все эти испытания иначе. А мы беремся за послушания, которые дает нам матушка, и порой понимаем, что здесь не дотягиваем, там не можем справиться, здесь не хватает терпения. Появляется смирение. Просим помощи у Бога. Если бы не эти послушания, ты бы никогда не увидел себя, какой ты есть на самом деле, свои слабости. Бывает, в миру человек в чем-то преуспел, а приезжает в обитель и оказывается, что он не может справиться с самой простой задачей – почистить хорошо картошку. Самомнения становится поменьше. Так понимаешь, что Матерь Божия через матушку игумению ставит нас в такие условия, чтобы мы могли лучше познать себя, свои слабости и обратились за помощью и исцелением к Богу.

Все трудности и послушания имеют одну цель – внутреннее изменение

– Получается, что нужно себя максимально упростить, чтобы приблизиться к Богу?

– Нет. Это уже какое-то толстовство. Чтобы изменить себя, заниматься только грубой работой необязательно совершенно. Просто на начальных стадиях, когда человек только приходит в монастырь, физический труд лучше всего помогает бороться со страстями, очищает ум. А потом уже могут даваться более сложные послушания, в том числе и интеллектуальные. Но думаю, что в принципе для исправления себя самое главное – это покаяние, метаноя, в переводе с греческого – изменение ума. И от типа работы оно не зависит.

– Знаменитая дивеевская святая Канавка. Складывается впечатление, что многие воспринимают ее как место особой силы, что значительно отличается от христианского понимания.

–Это уже магическое восприятие, языческое. Св. Канавка по своему замыслу и по своему предназначению – это место общения с Богом, с Матерью Божией. Но такое общение может быть в офисе, дома, в общественном транспорте… Это диалог с Богом, когда человек раскрывает свое сердце навстречу иной реальности.

– Как правильно понимать молитву, проходя по Канавке?

Для современных людей святая Канавка – это и школа молитвы, потому что часто приезжают люди, которые вообще не имеют никакого понятия о духовной жизни. Они не представляют, что с Богом можно говорить. А придя на Канавку, они знают, что нужно прочитать 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся!». Они ее читают и потихонечку они действительно начинают чувствовать присутствие Матери Божией. Начинается таинственный диалог. Они сходят со св. Канавки и знают свою первую молитву наизусть.

Многие, кто впервые оказался в этом святом месте, открывают для себя внутреннее делание. Святая Канавка – это не место силы, это место встречи с Богом.

Канавка – это не место силы, это место встречи с Богом

– Новый Благовещенский храм обители расположен внутри Канавки.

– Да, и он имеет особое значение. Преподобный Серафим говорил, что Дивеево – это единственное место на земле, где до последнего будут служить святую Евхаристию. Думаю, что это пророчество может относиться к новому храму. Он – соборный, строился на народные деньги. Мы обращались за помощью к людям, продавали кирпичики в качестве пожертвования. И он собран из тысяч кирпичиков. Это было общее дело, в которое оказались вовлечены художники, мозаичисты, строители, миряне. Оно сплотило очень многих людей.

– Проводит ли монастырь работу с местной молодежью?

– В монастыре есть своя православная школа, дающая полноценное среднее образование, позволяющее поступать в вузы. В ней учатся мальчики и девочки, они, они ходят на богослужения, поют на Литургии. Потом они поступают в светские вузы. Кто-то – в Нижнем Новгороде, кто-то – в Арзамасе, кто-то – в Москве. Мы проводим мероприятия, в которых стараемся задействовать молодежь. Сначала нужно просто заинтересовать, а потом уже пробуждать интерес к духовной жизни.

– Почему батюшку Серафима так любят сегодня?

– Он был очень добрым к людям. Приходящих к нему он встречал словами: «Радость моя, сокровище мое!» И человек, видя такую любовь, старался изменить свою жизнь.

– При этом некоторые его современники критиковали батюшку. Нет пророка в своем отечестве? Почему он был не всеми понят?

– Когда батюшка Серафим поступил в Саровскую обитель, у него были замечательные духовные учителя: отец Пахомий, отец Иосиф, отец Исаия. А потом в монастыре произошла смена поколений. И новое не понимало подвигов отца Серафима, считало их излишними. Было даже мнение, что батюшка находился в прелести. Но были и те, кто его почитали и понимали, что перед ними великий святой. Это, прежде всего, сестры обители, которые его окружали, его ближайшие ученики: Михаил Мантуров и Николай Мотовилов.

– История свидетельствует, что Мотовилов был не вполне психически здоров…

Преподобная Елена Дивеевская

– У него был период, когда его душа по попущению Божию, испытала на себе воздействие врага рода человеческого. Здесь тонкая грань между беснованием и психическим расстройством. Он потом исцелился. Батюшка Серафим явился ему во сне и сказал, когда он получит выздоровление. Такой тяжелый период действительно был в его жизни. Он описан в его биографии.

Батюшку Серафима в Саровском монастыре многие не понимали и осуждали за то, что он занимался Дивеевскими сестрами. Но преподобный устраивал дивеевскую общину не по своей воли, а по указанию Царицы Небесной. История показывает, что люди, идущие за Христом, часто гонимы. Господь говорил: «Гонимы будете, но не бойтесь, Я победил мир». Святые отцы даже говорили, что самое большое гонение на Церковь – это отсутствие гонений.

– Отношение к Церкви сильно изменилось в последние годы. Оно стало критичным, особенно среди молодежи. Ходить в церковь – это уже не модно. Такая тенденция чувствуется в обители?

– В монастыре – нет. Мы всех паломников стараемся вовлечь в общение, приглашаем на экскурсии по обители. Мы учитываем, что люди приезжают разные: совсем молодые, с детьми, одинокие, ищущие… Но вообще, как мне видится, молодежь – она вся хорошая, какими бы течениями она не увлекалась. Молодежь прежде всего привлекают искренность, подвиг и самопожертвование. Если им эти вещи раскрывать через жития святых, их можно увлечь, пробудить интерес.

– В обитель ежедневно приезжают сотни паломников, вопросы почти одни и те же. Откуда черпаете терпение отвечать?

– У батюшки Серафима есть замечательное наставление: «Все делай потихоньку-полегоньку, а не вдруг. Добродетель – не груша, сразу ее не съешь!». Нельзя людей с порога учить духовной жизни. Люди сегодня ждут от Церкви, прежде всего, понимания и сострадания. Нужно, прежде всего, пожалеть людей, посочувствовать. Нужно говорить на их языке, а не начинать грузить их духовными категориями. Они это просто могут не услышать, закрыться. Младенцам в духовной жизни сначала нужно давать молоко, а уже потом твердую пищу.

Люди ждут от Церкви понимания и сострадания

– В лике святых прославлено много сестер, подвизавшихся в разное время в обители. Вы чувствуете их небесное покровительство и заступничество?

– Мы к ним обращаемся, просим молитв. Для нас они являются важным связующим звеном со старым Дивеево, с батюшкой Серафимом. Это для нас кладезь духовных наставлений. Когда тяжело, когда сложности приходят, мы обращаемся к ним. Во время эпидемии коронавируса мы, прежде всего, просили помощи у наших дивеевских святых.

У нас подвизалась преподобноисповедница Матрона. Много лет она провела в лагерях. При этом она оставалась легким, жизнерадостным и несломленным человеком. Когда ее спрашивали, как там, в лагере, в расчете услышать об ужасах лагерной жизни, она отвечала: «Ничего, слава Богу, просто строгий монастырь». То есть человек обладал таким смирением, что эти испытания воспринял как благословение Божие. Она не озлобилась, а с благодарностью приняла испытание. А когда при ней начинали ругать советскую власть, власть, которая сломала ей жизнь, она говорила: «Что вы! Ни в коем случае не ругайте! Нет власти не от Бога!» В монастыре сейчас находятся ее мощи.

Вспомню и преподобную Марфу, которая достигла святости очень молодой, практически ребенком, за счет хранения ума, непрестанной Иисусовой молитвы. Отошла она ко Господу в 19 лет. Батюшка Серафим говорил про нее, что в небесном Дивееве она будет начальницей над всеми сестрами. Настолько высок путь умного внутреннего делания! И это живой пример для всех нас.

С инокиней Фотиной (Кузнецовой)
беседовал Никита Филатов

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить