Мытарства: готовы ли мы дать ответ за свою жизнь?

Каждый православный христианин в течение жизни готовится к переходу в вечность, в те неведомые для нас края, о которых мы должны помнить ежеминутно. Но даже глубоко верующему человеку непрестанно думать об этом весьма непросто. Одно дело – поступать, понимая четкую конкретику последствий от совершенного, как, например, покупка путевки на турецкое побережье в отель с системой «все включено»: вот вам наши деньги, а мы ждем от вас весь обязательный перечень услуг. Другое дело – творить, вроде как осознавая, что за это что-то будет, но что конкретно, не совсем понятно, эдакое путешествие «дикарем» и автостопом в течение всей жизни. То самое, про что Господь сказал: по вере вашей да будет вам (Мф. 9: 29). Единственное, что большинство слышали и понимают, так это то, что душа человека по исходу его жизни попадет в ад или Рай.

Протоиерей Олег Стеняев в своей книге «Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать» затрагивает все животрепещущие вопросы, связанные с переходом души человека из жизни земной в жизнь вечную, донося до читателя важнейшие этапы, через которые проходит душа после того, как покидает этот мир. И даже если человек сам эти вопросы для себя не поднимает, то ему придется с ними столкнуться, когда умирает кто-то из близких. Период переживаний, связанный с уходом дорогих нам людей, сложен. Но Господь дает великую благодать оставшимся на берегу подготовиться к важнейшему плаванию на лайнере воздушных мытарств, который, в зависимости от того, как мы прожили отведенное Богом время, пришвартуется в порту с табличкой, сообщающей о том, в райское или адское место прибыло судно.

Автор книги пишет, что его, как священника, иногда спрашивают:

«– Когда для человека наступает точка невозврата? Дойдя до какого порога, он уже не может вернуться к Богу?

Точка невозврата – физическая смерть: за гробом сам человек исправить уже ничего не сможет

Я говорю:

– Этот порог – физическая смерть. Пока человек жив, есть надежда на покаяние».

Протоиерей Олег Стеняев подчеркивает: за гробом самому человеку исправить уже ничего невозможно, как думают некоторые, – и называет это ошибочным ориентиром. Важность нашей земной жизни подтверждается и словом Божиим, и высказываниями святых отцов. И главная ошибка многих людей состоит в том, что они откладывают момент покаяния до смерти, хотя, конечно, не знают, когда пробьет их последний час. Они считают себя здоровыми и сильными и не очень задумываются о том, что и здоровье, и силы могут исчезнуть в одночасье. А ведь если человек опоздает на встречу с другим человеком, то он может попросить прощения; если опоздает на работу, то напишет объяснительную записку. Но если он опоздал примириться с Богом, то эта трагедия будет иметь вечные последствия.

Книга «Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать» не только дает важные разъяснения событий сорока дней, которые переживает душа после перехода из этой жизни в вечную, но она может стать и прекрасным пособием для подготовки к исповеди. Многие используют для этого книжечку «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина), но хотели бы, что называется, перейти на следующий уровень. Книга отца Олега – прекрасный вариант для этого.

В ней автор последовательно и подробно повествует обо всех двадцати мытарствах, которые проходит душа новопреставленного человека; каждым из мытарств управляют бесы, которые припоминают человеку в мельчайших деталях все его грехи, большие и малые.

Каждую главу, описывающую конкретное мытарство, протоиерей Олег начинает с повествования о том, как его проходила блаженная Феодора. Ее загробный путь стал нам известен благодаря видению преподобного Григория, ученика преподобного Василия Нового. Читая главу за главой, мы познаем, как даже такая святая, как блаженная Феодора, ужасается прохождению мытарств и недоумевает: «Я удивлялась, как это у них ничего не забыто, ведь прошло столько лет, и я сама давно забыла об этом». Но сказано: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12: 36–37).

И от нее же мы узнаем, как наши добрые дела, совершенные в период земной жизни, могут покрыть множество грехов: в ответ на припоминания всех грехов, на мытарствах о них всегда вспоминают Ангелы.

«Новое мытарство, которого мы потом достигли, было мытарством гнева и ярости; но и здесь, несмотря на то, что истязующие здесь духи свирепы, немного они от нас получили, и мы продолжали наш путь, благодаря Бога, покрывающего мои грехи молитвами отца моего преподобного Василия», – свидетельствует блаженная Феодора. Здесь мы видим, как важна молитва за усопшего человека; конечно, все мы далеки от преподобного Василия, но молитва каждого из нас может облегчить путь мытарств дорогого нам человека, и если он крещен в Православной Церкви, то обязательно надо подавать записки о нем на Божественную Литургию.

Важна наша молитва за усопшего: она облегчит путь через мытарства дорогого нам человека

Протоиерей Олег Стеняев подчеркивает, что нас могут смутить слова: «немного добрых дел потребовалось на покрытие моих грехов». Ведь грехи не покрываются добрыми делами, но исправляются ими – «плодами покаяния». Это очень важный момент, обращенный к нам, пока еще живущим на земле. Блаженная Феодора свидетельствует: «Но святые Ангелы, водившие меня, положили конец моему испытанию на первом мытарстве: они покрыли грехи мои, указав лукавым на некоторые из бывших моих добрых дел, а чего недоставало из них на покрытие моих грехов, добавили из добродетелей отца моего преподобного Василия и искупили меня из первого мытарства, и мы пошли далее».

Автор пишет, что слова: «они покрыли грехи мои, указав лукавым на некоторые из бывших моих добрых дел», – не означают, что добрых дел достаточно, чтобы избавиться от злых, как учили еретики пелагиане. Скорее всего речь идет о том, что преподобный Василий восполнил недостаток усердия блаженной Феодоры в покаянии молитвенным предстоянием за ее бессмертную душу. Тем самым слова: «и искупили меня из первого мытарства» – скорее всего означают, что ангелы напомнили бесам: данные грехи уже искуплены Кровью Сына Божия.

В книге подробнейшим образом и в доступной для любого читателя форме рассматриваются все мытарства: празднословие, ложь, осуждение и клевета, чревоугодие, лень, кража, сребролюбие и скупость, лихоимство, неправда, зависть, гордость, гнев и ярость, злопамятство, убийство, чародейство, блуд, прелюбодеяние, содомские грехи, ереси, немилосердие и жестокосердие. Отец Олег особенное внимание уделяет последнему из них.

«Но прежде, чем мы достигли входа в Царствие Небесное, нас встретили злые духи последнего мытарства, которое называется мытарством немилосердия и жестокосердия. Истязатели этого мытарства особенно жестоки, тем более их князь. По виду своему он сух, уныл и в ярости душит немилосердным огнем. В этом мытарстве без всякой пощады испытываются души немилосердных. И если кто окажется совершившим многие подвиги, соблюдавшим строго посты, неусыпным в молитвах, сохранившим чистоту сердца и умертвившим плоть воздержанием, но был немилосерден, немилостив, глух к мольбам ближнего своего – тот из этого мытарства низводится долу, заключается в адской бездне и не получает прощения вовеки».

Почему так происходит? Протоиерей Олег Стеняев пишет, что милосердие – одно из свойств Бога и Милость – одно из имен Его. Сказано: И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода (Исх. 34: 6–8). Автор, рассуждая о двадцатом мытарстве, где истязаются немилосердные, напоминает, что в православной вере спасение понимается как восстановление падшего, потерянного в грехопадении божественного подобия. И спасение человека есть именно восстановление человека в том достоинстве, в котором он пребывал до грехопадения.

В книге «Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать» рассматриваются также особенности частного и Страшного суда, загробная жизнь и воскресение мертвых. И частный, и Страшный суд совершаются Ангелами – орудиями Божией справедливости и милосердия. Сказано: Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную (Мф. 13: 49–50).

Достигнув подножия Животворящего Креста и раскрытого Евангелия, душа предстает на частный суд. Автор книги напоминает, что частный суд не окончательный: со смертью человека его влияния, добрые и злые, продолжают сохраняться в мире живых. И в зависимости от того, какое влияние окажется доминирующим, определится окончательное решение об усопшем на последнем – Страшном – суде. Поэтому так важно для нас молиться и совершать духовные подвиги – не только памятуя о собственной земной кончине, но и в память усопших нам близких людей. Именно поэтому Церковь и постановила таким образом заботиться об усопших, и эта традиция восходит к Ветхозаветной Церкви, когда не только молились, но и постились за умерших. Сказано: и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча (2 Цар. 1: 12). Ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха (2 Мак. 12: 44–45).

Динара Грачева 9 апреля 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить