На пути к «Богородичной Пасхе»

Православные христиане 14 августа вступили в Успенский пост – один из четырех многодневных постов Православной Церкви. По строгости он близок к Великому посту и подготавливает нас к двунадесятому празднику Успения Пресвятой Богородицы. В течение двух недель Успенского поста требуется не только воздерживаться от вкушения определенной пищи (мяса, молочных продуктов, яиц и рыбы), но и совершать усердную молитву и сосредотачиваться на духовной жизни, приближающей нас ко Господу. Успение Богородицы также часто называют «Богородичной Пасхой». И хотя в этот день завершился земной путь Божией Матери, христиане радуются, что Господь принял Ее душу и вознес на Небо во плоти, где стала Она Заступницей для каждого. Священники поясняют, как правильно, то есть с пользой для души провести эти благословенные дни.

1.jpg

Иерей Георгий Фирсов, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках:

Для меня всегда пост – это время, когда ты можешь сделать то, что не мог сделать уже очень давно. У меня, например, лежат в листе ожидания книг 20–30, к которым уже полгода-год я никак не могу подступиться и которые я мечтаю прочитать. Самое благодатное время – это Великий пост, когда ты стараешься никуда особенно не ходить. Хотя это не про священников, потому что у них, наоборот, намного больше нагрузки в пост. Я стараюсь в пост, или уезжая в отпуск, прочитать то, что я давно хотел прочесть. Советую сделать то, что ты давно хотел сделать: где-то побывать, что-то прочесть, помолиться.

Советую сделать то, что ты давно хотел: где-то побывать, что-то прочесть, помолиться

Есть интересная практика по поводу чтения. Я учился в Перервинской духовной семинарии при Николо-Перервинском монастыре. И вот одна старенькая монахиня Еликонида говорила, что раньше была традиция – все верующие люди перед Успением две недели каждый день читали акафист Пресвятой Богородице. 

Праздник нужно встретить в чистоте, потому что Божия Матерь – это символ чистоты. Мы все порой впадаем в какие-то грехи, вспоминаем старые проблемы, приобретаем новые, но стремимся к чистоте. Иногда я слышал от прихожан, что они мало молятся Пресвятой Богородице, потому что в настоящее время живут с неспокойной душой, впадают в грех и не могут радостно смотреть на праздник и образ Пресвятой Богородицы, совесть мучает их и на душе непорядок. Стремление и любовь к чистоте, к святости – это самое главное. Праздник Успения – чистый, святой и светлый праздник, который дает нам повод обратить внимание на свое душевное состояние, отвлечься от ежедневной суеты. 

1.jpg

Мы любим этот праздник еще и потому, что у нас отношение к успению, к смерти не такое, как у светских людей. Мы часто говорим на проповеди, что успение – это не смерть. Храм, в котором я служу, называется храмом Успения Пресвятой Богородицы. Дело в том, что в дореволюционное время он назывался храмом Воскресения Христова в Вешняках. Нижний храм у нас Успенский, а верхний – Воскресенский. У одного из князей Шереметьевых болела дочь, и после ее смерти он дал обет построить этот храм. Очень символично, что храм Успенский и Воскресенский.

Протоиерей Виктор Ястремский, настоятель храма святителя Николая села Ермолино:

Праздник Успения Пресвятой Богородицы так значим для православных христиан потому, что Богородица была первой воскресшей из смертных людей. Ее случай уникальный. Дело в том, что, согласно христианскому вероучению, все люди воскреснут только перед Вторым пришествием Иисуса Христа. И только на Страшном Суде, который последует за Вторым Пришествием, решится участь каждого человека: кто отправится в рай, а кто – в ад. А Пресвятая Богородица восстала из мертвых сразу после кончины, об этом свидетельствует Предание Церкви. Когда апостол Фома, который не присутствовал на погребении Девы Марии, пришел проститься с Ней, гробницу открыли, но внутри лежала лишь плащаница – погребальная пелена. Пример Пресвятой Богородицы ни с чем не сравним, Она душой и телом пребывает в Царствии Небесном. А мы почитаем праздник Успения Пресвятой Богородицы как надежду для каждого из нас на вечное блаженство в Царствии Небесном.

1.jpg

Главная задача этого поста – приготовление человека к празднику Успения Пресвятой Богородицы. Для верующих этот праздник несет в себе глубокий смысл, символизируя обретение вечной жизни. Пост – это средство остановиться в суматохе дней и углубиться в самого себя, а усерднее молясь и укрепляясь в добродетелях, стать ближе к Богу. Конечно, прежде чем начать поститься, необходимо посоветоваться со священником, определив меру. Это особенно важно, если вы поститесь впервые, дабы не взвалить на себя непосильную ношу, ведь духовное состояние, состояние здоровья, ритм и условия жизни у людей разные, а смысл любого духовного подвига в том, чтобы человек его не бросал. Важно понимать и помнить, что пост это не просто голодовка, основа поста в том, чтобы мы учились воздерживаться. А когда человек воздерживается от чего-то, у него освобождается время на молитву, дела милосердия, изучение Священного Писания и, конечно, на посещение богослужений и Причастие Святых Христовых Таин. Постясь, мы не «чистим организм», а приносим Богу посильную жертву, возрастая в христианских добродетелях и любви. Вот с таким духовным курсом, мне думается, и стоит провести эти две недели Успенского поста, чтобы достойно встретить праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Поскольку пост – это время особой духовной работы, серьезным подспорьем для постящегося будет хорошая книга. И, конечно, главная книга для христиан – это Священное Писание. Библию мы читаем и исследуем всю жизнь, каждый раз открывая в ней новые глубины Божественной мудрости. Еще могу порекомендовать читать постом житийную литературу. Жизнеописания святых обязательно поддержат и вдохновят на пути воздержания и борьбы с искушениями, которые также были и в жизни многих святых. Помимо этого, хорошо почитать и размышления святых отцов Церкви на духовные темы. Тут каждый может выбрать для себя подходящие наставления, которые ложатся на сердце, начиная от наставлений отцов древности, заканчивая трудами тех, которые жили совсем недавно и являются практически нашими современниками.

Пост – это время особой духовной работы, и серьезным подспорьем для постящегося будет хорошая книга

Иерей Алексий Твердов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Никоновское Раменского района:

Пост – это время особого труда над собой, здесь очень важно понимать, что ограничения в пище, говение – лишь один из инструментов поста. Очень важно в это время уделять особое внимание делам милосердия, прощению, стяжанию мирного духа. Вспомнить всё то, к чему призван христианин, отрезвиться, отвлечься от повседневной суеты. Для этого очень полезно вспомнить о Страшном Суде Божием, о нашем ответе Господу Богу на Его любовь к нам. Очень полезным инструментом такого «отрезвления» являются для нас уроки Нагорной проповеди. Стремимся ли мы прощать наших врагов, молимся ли за проклинающих нас, часто ли воздаем добром за зло и используем ли другие ступеньки, которые подставляют нам окружающие нас люди? Или спотыкаемся?

В выборе литературы для чтения на это время всё зависит от того или иного читателя, его опыта церковной жизни. Но есть такие книги, которые полезны всем нам, их можно и нужно перечитывать часто. После Евангелия и Апостола к таким книгам также можно отнести творения древних отцов Церкви: прп. Аввы Дорофея, прп. Иоанна Кассиана Римлянина, прп. Макария Великого и других. Очень радостным бывает совместное чтение акафиста Пресвятой Богородице (празднику Благовещения). Важно здесь не брать слишком многого, чтоб не пресытиться, а читать понемногу, но регулярно.

Праздник Успения – это действительно особый праздник тихой радости для православных христиан. Это блаженный сон Той, к Которой мы обращаемся в молитвах как к Матери. Это праздник перехода из жизни временной в жизнь вечную. Успение – это наше сорадование о вечном пребывании человека с Богом, с Которым нас не разлучит и смерть.

Успение – это наше сорадование о вечном пребывании человека с Богом, с Которым нас не разлучит и смерть

Иерей Константин Белый, настоятель храма святых Жен-мироносиц в Пскове:

Успенский пост – это самый короткий пост в церковном году из всех многодневных постов. При этом он строг и в этом смысле близок к Великому посту. Двухнедельный пост перед праздником Успения Пресвятой Богородицы, как и любой другой пост, предваряет сам праздник и должен нас максимально подготовить к его встрече. Ведь смысл поста в чем? Это время, когда мы не только отказываемся от мяса, молока, яиц. В зависимости от нашего здоровья и наших возможностей мы отказываемся от каких-то продуктов и сознательно их не вкушаем, чтобы обуздать свою зависимость. Кто-то обуздывает свою зависимость от сладкого, кто-то от мясного. Но при этом мы ограничиваем себя в других удовольствиях и развлечениях, к которым привыкли. Это учит нас владеть собой, а не оставлять ситуацию, когда что-то владеет нами. Я как священник, к сожалению, очень часто вижу, когда людьми что-то владеет. Я и по себе это вижу в духовном состоянии, когда что-то начинает довлеть над тобой и твоей свободой. Так вот, смысл поста во внутреннем освобождении, в борьбе с собственными страстями. Потому что Господь сказал: «Сей же род бесовский изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17: 21). Как и все зло, которое есть в нас, это наше искажение и повреждение ничем не избавляется, кроме как постом и молитвой. 

1.jpg

Конечно же, пост без молитвы немыслим. Во время поста мы приносим какую-то жертву, вносим свою лепту и делаем шаг навстречу Богу, ограничиваем себя насколько это возможно от того, к чему мы очень сильно привязаны. Для кого-то, например, будет ограничением сократить время в социальных сетях. Вместо шести часов тратить на них только час в день. Для человека, который привык к ним, это будет настоящий пост. Кто любит сладкое, в течение всего поста пусть ест сладкое только в воскресенье, например. Это всё индивидуально обговаривается с духовником или исповедником, который знает человека. Но тем не менее задача в том числе и в том, чтобы высвободить это время для чтения Священного Писания, в особенности Евангелия, чтения Псалтири, молитвы. Я бы именно в Успенский пост советовал почитать хотя бы несколько раз акафисты Божией Матери, съездить в паломничество в монастырь или святое место, связанное с Пресвятой Богородицей. И, если в семье есть дети или если вы сами плохо знаете историю жизни Пресвятой Богородицы и не очень знакомы с Ее святыми образами, почитать об этом и об истории праздника Успения Пресвятой Богородицы. Это очень важно. 

Задача в том, чтобы высвободить время для чтения Священного Писания и молитвы

Христианство – это божественная вера, от Бога данная. Поэтому миру в его философском смысле, миру падшему и далекому в массе своей от Христа, непонятно, как можно праздновать смерть человека. Пресвятая Богородица – это совершенно удивительный человек. Она не была избавлена от первородного греха, но тем не менее с самого детства Она жила абсолютно свято. Именно поэтому Господь смог через Нее воплотиться и спасти нас. Она была любима всеми учениками Спасителя, первыми христианами. Ее смерть была большим испытанием для них и большим горем, с одной стороны. Но, с другой стороны, у христиан и тогда, и в последующие времена, было понимание, что Пресвятая Богородица сейчас отошла ко Господу и, оказавшись в пространстве вечности, в Царствии Небесном, получила от Господа особую благодать, особый дар ходатайства за весь род человеческий и за всех нас грешных. Эта мысль, это понимание было много раз открыто разным людям, как и величина Ее любви к каждому человеку как к Своему сыну, как и то, что Ее молитва бывает сразу услышана Богом. Это понимание заставляло людей ликовать, радоваться, что Матерь Небесная появилась у каждого человека. Она воспринимает боль любого человека как Мать. Она всё пережила и выдержала. Оружие прошло Ее душу, как сказано в Священном Писании (см.: Лк. 2: 34), поэтому Она понимает боль любого человека. И у всех, у кого есть земные родители и у кого их нет, есть и Небесная Заступница, Небесная Мать. Это само по себе очень радостно. Именно поэтому Успение – это великий праздник. Я думаю, что в конце Своей жизни Пресвятая Богородица стремилась к этому дню отшествия с этой бренной земли. Она стремилась вернуться к Сыну Своему, к Господу. В этом празднике заложен глубокий смысл, и он показывает, как нужно относиться к смерти, особенно к смерти праведника.

Подготовила Анна Еремина

Ответ священника 14 августа 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить