Надо всё измерять Богом

25 марта / 7 апреля 2019 года – 40 лет со дня кончины преподобного Иустина (Поповича), архимандрита Челийского (1884–1979) – сербского подвижника, богослова, духовного писателя, горячего защитника чистоты Православия. Он ясно видел, какие опасности для веры Христовой, для Церкви принес XX век с его разлагающим духом обмирщения, проповедью человекоугодничества, экуменическими играми и не уставал предупреждать об этом, несмотря на гонения и притеснения.

В этой небольшой подборке – наставления отца Иустина об ответственности христианина не только за свою жизнь, но и за всё Божие творение, о важности молитвы и Литургии, о стойком противостоянии мирскому – нам в назидание.

Человек и окружающий мир

1.png
Без доброты жизнь – это ад.

* * *

Люди в день Суда дадут ответ за все муки, за все страдания, за все беды, за все смерти земных существ и тварей. Все животные, все птицы, все растения встанут и обвинят род человеческий во всех болях, во всех обидах, во всем сотворенном зле и во всех смертях, которые он им причинил в своем гордом грехолюбии. Ибо с родом человеческим, перед ним и за ним шествуют грех, смерть и ад.

* * *

2.png
Больше я люблю свободу. Она заключается в доброте, в нежности, в любви. А зло, грубость, ненависть – это рабство в своем самом худшем облике.

* * *

Каждая тварь представлена в человеке: оправдывается человеком, проживает с человеком его жизнь – ее жизнь является подобием жизни человека. О, как застыдился бы человек, если бы ощутил, что каждое его движение и помысел струится через всю тварь, отпечатывается, оставляет образ. Человек заражает тварь проказой.

* * *

3.png
В рай шагнул он, грубый, суровый и дерзкий человек. Вытоптал цветы, срубил деревья, омрачил небо. И так рай превратился в ад… Жалею его, потому что он не имеет ощущения рая. А нет большего ужаса для каких бы то ни было созданий, чем отсутствие ощущения рая.

* * *

В Премудрость Божию входят стопами молитвы. Всякая тварь – Господня: как я войду в Господне без страха, чтобы не лишить Его творение премудрости и смысла? Страшно мне, Господи, когда глаз мой вглядывается в лист розы, ибо лист живет Тобой и в Тебе.

* * *

4.png
Рассказывали нам березы: «Мы видели сатану, спадшего с неба на землю: он ниспал посреди людей и – остался там. Он, отпавший от небес, заявил: “Приятнее всего мне быть среди людей; у меня есть свой рай – это они, люди…”».

Молитва – самый тонкий воспитатель


5.png
Отчаянная бессмыслица трехмерной жизни спасается от безумия только непрестанной молитвой.

* * *

Молитва – это некий вид сгорания и самосожжения: принесение себя в жертву всесожжения: и не желаешь ничего своего, и молишься, чтобы все, что есть в тебе немолитвенного, исчезло и угасло.

* * *

Молитва, особенно литургическая, – самый тонкий воспитатель ума, сердца и всей личности.

* * *

Самораспятие, смирение себя молитвой – необходимость из необходимостей в организации жизни.

* * *

6.png
Не смею никого и ничто: ни один глаз, ни одно лицо, ни одну тварь – ничто встречать без молитвы. Она – мой единственный посредник; она поставляет прекрасный образ Христов между мною, всескверным, и всеми другими людьми и тварью.

* * *

Молитва – это просфора, замешанная из слез и сердца.

* * *

Молитва – дистиллятор мысли, сито, кузница, горнило, выплавляющее образ.

* * *

7.png
Любовь к молитве непрестанно усиливает нашу любовь к Богу.

* * *

Ни по какому пути в этом мире не шествуй в одиночку, но всегда имей проводником Господа Иисуса Христа, или молитву ко Господу Иисусу Христу, или веру в Него, или любовь к Нему, или воздыхание, или слезу, или вопль к Нему – и тогда без оглядки будут бежать от тебя все смерти и все искушения; впрочем, не от тебя самого, а от Него, тебе предшествующего.

* * *

8.png
Христос – Посредник между Богом и людьми и между человеком и людьми. Между тобой и какой бы то ни было тварью Христос – Посредник, переход, путь, способ, средство. Не входи словом в ухо какого-либо человека, если слово твое не опосредствовано Христом; взгляд твой да не падет ни на какую тварь, не пройдя через Христа. Тяжело миру от посредничества диавола: диавол – посредник между адом и людьми.

* * *

Нужно и должно вымолить и прощение грехов, и спасение, и обожение, и каждый дар, приносимый нам Господом Иисусом Христом. Поэтому в Православной Церкви богослужения непрестанны, молитвенные воззвания день и ночь: всем людям, миллионам душ это необходимо, молитвы за всех и за вся никогда не достает.

* * *

9.png
Жернов благодати перемелет то, что не по силам жернову логики… Молитва постепенно делает душу изящной: перемалывает грубость, изгоняет нечистые помыслы и чувства.

* * *

Каждая мысль да будет испытана молитвой и рождена из молитвы; чувство, мысль, которые не молятся, – не от Бога, не из дома Божия, не из Церкви.

* * *

Пусть наша жизнь вне храма будет продолжением нашего богослужения в храме: продолжением нашей молитвы, нашего умиления, нашего смирения.

* * *

10.png
Святые Божии, отвяжите меня от мира и привяжите к Небу!

* * *

Молитвой иссушить страсти своего ума, постом иссушить страсти своего тела. Ведь через эти две святые добродетели действуют и все остальные святые добродетели.

* * *

Молитва – это регент в хоре добродетелей: она задает тон, она придает гармонию действию каждой добродетели.

* * *

11.png
Святая Литургия. Это всегда лествица, мост на Небо. Каждый день ты на Небе. Все, что в ней, мгновенно возносит тебя в оный мир и поставляет среди Ангелов и святых. Каждая молитва – разве это не лествица души на Небо? Какое может быть уныние, когда есть святая Литургия?!

* * *

История Православной Церкви нас учит, что Литургия всегда была центром и сердцевиной каждой поистине православной души. Загляните в души православных святых подвижников, и вы увидите, что они сотканы из литургических чувств. Переживание литургических Таин как сущности своей личности – это единственный путь созидания из обычных людей – бого-людей, из несвятых – святых. Кто не понимает Литургии, тот не может понимать Православия.

* * *

12.png
Правило: помолиться Богу за каждого человека, которого ты посетил, встретил или с которым расстался. Пусть он от тебя уйдет с твоей молитвой – это самый лучший спутник.

* * *

13.png
Исполни, Господи, Собою сердце мое, но прежде очисти его от всего мирского и от всех желаний вообще.

* * *

Когда Ты, Господи, рядом со мной, тогда мысль претворяется в рай и все естество мое возрастает в малого бога по благодати.

Мир без Бога срывается в тьму


14.png
Нет существа шире, глубже и ужаснее человека. Поэтому на всех ступенях бытия ему необходим Бог – Бог всего бытия, Богочеловек, Слово. Без Него все человеческое срывается в кромешную тьму, где плач и скрежет зубов.

* * *

Вы церковь Бога Живаго (2 Кор. 6: 16). Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников (Мф. 21: 13). Ты – Церковь: душа постоянно на коленях (на молитве), все существо в постоянном богослужении; если перестанет молитва, то как я буду жить завтра? – Входишь в разбойничьи расчеты, в вертеп, в который превратили церковь. Церковь для молитвы, не для разбоя. Разбойничает с душой культура, цивилизация, ибо она вносит в душу вещественное, царство вещей: деньги, яства, голубей, книги (см.: Ин. 2: 14) – и из дома Отчего делает вертеп разбойников… Господи, да приидет Царствие Твое и да изгонит разбойников из души моей.

* * *

15.png
Путь сатаны: вещи, тварь – тварь поставить вместо Творца: заслонить вещами Создателя, осквернить творение, чтобы и Творец был осквернен.

* * *

«Европейский человек» стал пугалом и для демонов в аду, для всех видимых и невидимых существ. Это – недочеловек, человеко-зверь, повинующийся только собственным инстинктам.

* * *

16.png
С тех пор как у нас газеты, то есть чтение газет, стали «утренней молитвой современного человека», «современный» человек стремительно дегенерирует.

* * *

Через индустриализацию наступает каменный век. Поклонение камню – европейская культура и ее суррогаты. Строители идолов: окаменелые души создают каменных идолов, каменные идеалы. Все засыхает, увядает, превращается в камень в реторте европейской вещепоклоннической культуры.

* * *

17.png
Любой гуманизм болезнен, потому что исходит из зараженного грехом человека: сам по себе он всегда причастен демонизму, диаволизму, ибо нет человека, чье богообразие не было бы «истлевшим страстьми».

* * *

Если Господь и убрал все чудеса с этой помраченной планеты, превратившейся в свалку, то не взял еще самого изумительного чуда – терпения и милости. Он возьмет его позднее – в день Страшного суда.

* * *

18.png
Измельчали, так измельчали «христиане», что сами уготовляют себе погибель. Поэтому материальная культура стала всё и вся. Главное в том, что утрачено чувство бессмертия, а значит – и благочестия, и богоподобия, чувство всего небесного, включая и небесное происхождение человека.

* * *

19.png

Храм – частица неба на земле, чтобы онебесить землю; пристанище бессмертия, райская обитель в море земного ада.

Евангелие пишется непрестанно


20.png
Как отвратительно быть человеком, но не быть христианином. Каждый христианин – чудотворец. Разве не чудотворец, ибо он перерабатывает себя крещением из смертного в бессмертного, из тленного в нетленного, из временного в вечного? Разве не чудотворец, ибо он молитвой, постом, милостыней, смирением, кротостью привлекает благодать Божию в свою душу?

* * *

Страдание – это вино, которым Христос причащает человека из потира любви.

* * *

Стяжать детский дух в себе, ведь только детский дух взыскует Духа Отчего, чтобы вел Он его и поддерживал. Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18: 3).

* * *

21.png
Православие не доказывается, а являет себя: прииди и виждь (Ин. 1: 46); в этом вся апология – прииди и виждь.

* * *

Апокалипсис возвещен лишь Церквам; Евангелие – всей твари. Церковь – единственное око, которым человечество смотрит и зрит последнее откровение; единственное ухо, слышащее слова Христовы.

* * *

22.png
Что такое христианство, Церковь? – Во времени устроенная вечность, вечное.

* * *

Богоподобие души и есть вечная молодость каждого человека, это его вечная весна. Она никогда не стареет. Только зима греха вторгается в эту вечную весну, нарушает ее, но не уничтожает, ибо не может – в человеке остается вечное, бессмертное. Грех предает душу старению; покрывает ее морщинами; она не умирает, но мертвеет: это ее ад, ибо отделенной от Бога ей нечем себя питать, нет живой воды, она всегда голодна, вкушает грех и никогда не насыщается, ведь пища души – Бог. Богочеловек Христос – «сладчайшая весна» человеческого существа.

* * *

23.png
Церковь – это Богочеловеческий организм, и только после этого – организация. Она – Тело Богочеловека, поэтому в ней на все нужно прежде всего смотреть, все видеть и все измерять Богом, а затем человеком. Но никогда – только человеком, никогда «по человеку».

* * *

Евангелие пишется непрестанно. Каждая тварь как логосное творение непрестанно пишет Евангелие Слова – Господа Иисуса Христа. Его пишет каждый цветок, каждая травинка, каждый мотылек, каждая птичка, а тем более человек – существо богоподобное, сообразное Христу.

Эту истину открывает в своем Евангелии святой Иоанн Богослов, благовествуя: Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь (Ин. 21: 25).

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить