Не дело любви

Святые отцы о губительной страсти гнева.

Преподобный Антоний Великий:

Если нападет на тебя гнев, поспешнее гони его подальше от себя, и будешь радоваться во все дни жизни твоей.

1 (13).jpg
Преподобный Антоний Великий

Преподобный авва Исайя Отшельник: 

Если будет тебе нужно обличить брата, и видишь себя в гневе и нестроении, то отнюдь ничего не говори ему, чтоб не прийти в большее расстройство.

Преподобный авва Зосима Палестинский:

Начало обуздывания гнева есть – не говорить, пока продолжается гневное раздражение.

Святитель Григорий Богослов

Всего более желай, чтобы тебе вовсе не гневаться, потому что это всего безопаснее. А если не так, старайся, чтобы исступление твое прекращалось прежде вечера, и не давай во гневе твоем заходить солнцу.

*

Не гневаться есть одно из похваляемых дел. Скажешь: что же, не сама ли природа дала нам гнев? Но она дала также и силу владеть гневом.

*

Как удерживаться, чтобы не воспламенялся в тебе гнев от чужого гнева, как огонь от огня? Во‑первых, прибегни немедленно к Богу и проси, чтобы Он нещадно сокрушил разящий тебя град, но вместе пощадил и нас, которые не обижали других. А в то же время положи на себя знамение креста, которого все ужасается и трепещет.

*

Пришедшего в ярость старайся низложить шутками. Смех – самое сильное оружие к препобеждению гнева.

Святитель Василий Великий:

Не гневайся, а терпи и смиряйся. Когда назовут тебя подлым, бродягой, глупцом, назови себя землей и пеплом и молись, да не поставит им Господь греха и да помилует их.

*

Как избежим вреда, причиняемого нашей гневливостью? Если внушим своей раздражительности не предупреждать рассудка, но прежде всего позаботимся, чтобы никогда не шла вперед мысли; станем же обходиться с ней, как с конем, который дан нам в управление.

2 (15).jpg
Святитель Василий Великий

*

Когда смущает тебя искушение сказать укоризненное слово, представь, что должен ты решить о себе, приблизиться ли тебе к Богу долготерпением или чрез гнев передаться на сторону противника.

*

Как же сделать, чтобы страсть не возбуждалась где не должно? Как сделать? Обучись предварительно смиренномудрию, которое Господь и словом заповедал, и делом показал.

*

Каким образом можно не приходить в гнев? Если всегда будешь в той мысли, что ты пред очами зрителя Бога.

Преподобный Ефрем Сирин:

Негневливый украшается всяким добрым делом и возлюблен Христу. Посему подлинно тот трекратно блажен, кто постоянно отгоняет от себя духа гнева и раздражительности, потому что у него всегда здравы и тело, и душа, и ум.

*

Если гнев вселится в душу твою, то им уже уничтожен день твоей жизни; по крайней мере, не дозволяй гневу переходить на другой день, чтобы не погубил он целой жизни твоей.

*

Гнев губит, умерщвляет и удаляет от Бога душу. Если в доме у себя увидишь змею – стараешься ее поймать и убить, а умерщвляющий тебя гнев живет в душе твоей, и не гонишь его вон.

Святитель Иоанн Златоуст:

Врач жалеет больного и беснующегося, хотя он и причиняет обиды; пожалей и ты гневающихся, ибо они больны душой и несчастны, вспомни, как Господь молился за таковых: «Отпусти им; не ведят бо, что творят» (Лк. 23: 34).

*

Ни о чем столько не будем стараться, как об очищении себя от гнева и примирении с теми, которые имеют на нас неудовольствие, зная, что ни молитва, ни милостыня, ни пост, ни участие в таинствах, ни другое что подобное не защитит нас в День Суда, если мы будем злопамятствовать.

3 (16).jpg
Святитель Иоанн Златоуст

*

Не будем же говорить: такой-то раздражил меня. Сами мы виною всего этого. Если мы захотим сохранить добродетель, так сам демон будет не в состоянии подвигнуть нас к гневу.

*

Не оставим этого зверя гнева без обуздания, но набросим на него со всех сторон крепкую узду – страх будущего Суда.

*

Будем упражняться на домашних своих прежде искушения. Мы часто сердимся дома на детей, удержим здесь гнев, чтобы нам легко было обуздывать его пред друзьями, а затем и пред врагами.

*

Ты гневлив? Будь таков по отношению к своим грехам, бей свою душу, бичуй свою совесть, будь строгим судьей и грозным карателем своих собственных грехов. Вот польза гнева; для этого Бог и вложил его в нас.

*

Воздерживайся всегда от крика, и ты никогда не придешь в гнев. Вот способ укрощения гнева! И как невозможно разгневаться тому, кто удерживается от крика, так невозможно не прийти в гнев тому, кто кричит. Подави крик, и ты этим отнимешь крылья у своего гнева, укротишь волнение сердца.

*

Когда к тебе, терпящему что-либо ужасное и невыносимое, подступят гнев и ярость, вспомни о кротости Христа и скоро станешь смирным и кротким.

*

Весь гнев обращай на диавола; он один твой непримиримый враг, а человек, что бы ни делал, всегда друг и брат наш.

Преподобный Нил Синайский:

Удали гневливые помыслы из души твоей и раздражение да не водворяется в сердце твоем, чтобы не возмущаться тебе во время молитвы.

*

Если дело любви – долготерпеть, то гневом воевать против брата – не дело любви.

4 (8).jpg
Преподобный Нил Синайский

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин:

Бог не хочет, чтобы мы удерживали гнев даже и на короткое время, потому что Он не дозволяет приносить и духовные жертвы наших молитв, если мы сознаем, что кто-нибудь имеет хоть какую-нибудь скорбь на нас.

*

Причины гнева не слагай на других, которые не подлежат твоей власти, ибо не в чужом терпении, а в твоем великодушии твое исправление.

*

Если хотим получить ту высшую божественную награду, о которой говорится: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5: 8), то не только в наших действиях надобно подавлять гнев, но с корнем должен быть извергнут он и из сокровенности души.

Преподобный Марк Подвижник:

Гнев волнующийся утишают псалмопение, великодушие и милостивость.

Преподобный авва Дорофей:

Невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если сердце его сперва не вознесется над ним, если он не уничижит его и не сочтет себя высшим его.

Преподобный Иоанн Лествичник:

Начало негневливости – молчание уст при смятении сердца.

*

Если Дух Святой называется и есть мир души, а гнев есть возмущение сердца; то ничто столько не препятствует пришествию в нас Духа Святого, как гневливость.

*

Великий вред возмущать око сердца раздражительностью, как сказано: «смятеся от ярости око мое» (Пс. 6: 8), но больший – словами обнаруживать душевное неистовство; если же и руками, то это уже вовсе неприлично, и чуждо монашескому, ангельскому и Божественному житию.

5 (2).jpeg
Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобный Максим Исповедник:

Когда ты оскорблен кем-нибудь или в чем унижен, берегись помыслов гнева, дабы они, по причине этого оскорбления, отлучив тебя от любви, не переселили в область ненависти.

Святитель Дмитрий Ростовский:

«Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду», – говорит Господь (Мф. 5: 22). Не гневайся ни на единого человека, хотя бы и сильно кем-либо был оскорблен, ибо «гнев человека не творит правды Божией», – говорит апостол (Иак. 1: 20). Остерегайся даже и ненапрасного гнева, чтобы не помутить яростью своего душевного ока. Отнюдь не должен ты ни на кого ни за что гневаться, за исключением лишь случая, если бы кто отлучал тебя от Бога и любви Его.

Преподобный Иларион Оптинский:

Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанною молитвою и самоукорением не утишится твое сердце.

*

Ты верно понимаешь, что ежели ты свое собственное сердце умиротворишь к гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою.

Подготовила Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить