Не принимай слона за воробья

1 (79).jpg

5 декабря исполняется 210 лет со дня рождения преподобного Амвросия Оптинского (Гренкова).

Старец Амвросий при жизни отличался радостным нравом. Принимал всех людей: от знатных особ до крестьян. Ко всем относился одинаково, с любовью. Учитывая слабое здоровье старца, это был непростой подвиг. Батюшка Амвросий вскоре после своего рукоположения заболел, и эта болезнь отразилась на всей его жизни. Господь не отнимал болезни, и это было промыслительно, помогало в духовном возрастании подвижника и, быть может, сберегло от духовных ошибок, которые неизбежны.

Невозможно соделаться святым, ничего не претерпевая; невозможно восходить по сладкой дорожке ко Пресладкому Иисусу без препон. Так не бывает. Многими скорбями выстлан путь в Небесный Иерусалим.

Старец болел полжизни. И если недолгая болезнь может вызвать у нас ропот, то какой подвиг и какие усилия нужны были при том попущении, которое перенес старец Амвросий! Врачи говорили тогда, странно, что он еще жив при таких болезнях. Старец не только жил, но и укреплял других. Тот, который был сам невероятно слаб и немощен здоровьем, поддерживал людей, и к нему за советом прибегало множество народа.

Старец не только жил, но и укреплял других

Духовная жизнь – непростая, тернистая дорога, на которой можно принять слона за воробья, а бесов за ангелов. «Не принимай и не отвергай», – часто советуют старцы. Преподобный Амвросий тоже предупреждал, что не должно обольщаться и стараться остерегаться прелести и не верить в приметы и суеверия.

Не верь тому, что стяжала нечто духовное. Не верь чувственным видениям

Потребно нам иметь более всего смирение искреннее пред Богом и пред всеми людьми; и более бояться и остерегаться самомнения, тщеславия и самого тонкого, что мы стяжали нечто духовное. Особенно бойся верить внешнему и внутреннему свету и искусительным блистаниям. Малейшее в нас сомнение показывает уже, что это с противной стороны. А другие признаки, погрубее, явно уже доказывают, что это не вино духовное, а уксус вражий, который вскоре после показывает свое действие в различных страстях.

При ощущаемой духовной радости должно остерегаться не впасть в прелесть вражию

Касательно ощущаемой тобою радости, виденного тобою сна (не написала ты, видела ли ты при этом изображение креста на чем-либо) и сказанных тогда слов, что любящие Господа должны говорить только о духовном и необходимом, а не о человеческих вещах, пребывая в молитве, приведу тебе псаломское слово: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему со трепетом» (Пс. 2: 11). Что значит «работать Господеви со страхом», объяснил преподобный Агафон Великий перед своей смертью, когда спрашивали его: «Неужели и ты боишься, отче?» Он отвечал: «Я старался всякую заповедь Божию исполнять по своей силе; но я человек, – почему могу знать, угодно ли мое дело Богу или нет? Ин суд человеческий, и ин суд Божий».

2 (74).jpg

Сими словами святой Агафон явно показал, что работающему Господеви должно иметь и смирение, и осторожность, чтобы как-нибудь не сделать какой-либо ошибки, которая в будущем веке не может быть уже поправлена.

А что значат слова «и радуйтеся Ему со трепетом», объясняет святой Иоанн Лествичник в 7-й ступени: «Отвергай рукою смирения, как недостойный, приходящую радость, да не обольстившися ею, волка вместо пастыря приимешь». Проще сказать, при ощущаемой радости должно остерегаться, чтобы не впасть в прелесть вражию. Как удержать в этом святую середину, должно всегда помнить совет преподобного Марка Подвижника: «Добро есть на таковая не взирати прелести ради, ниже проклинати истины ради, но вся упованием приносити Богови: Той бо весть обою полезное» (Добротолюбие, гл. 28. О мнящихся от дел оправдитися). Также помнить предостережение Григория Синаита в последней (или 7-й) главе о безмолвии в Добротолюбии: «Что сотворит кто, егда преобразуется бес во ангела светла».

Пишешь, что в одно время тебе казалось, что ты очень любишь Господа. А Господь во Евангелии глаголет: любите враги ваша… добро творите ненавидящим вас… благословите клянущая вы… и молитеся за творящих вам напасть и изгоняющая вы… (см.: Мф. 5: 44). Старайся всегда поверять свои чувства: согласны ли они с Евангельским учением и учением святых отцов. Преподобный Нил Сорский пишет о себе, что он никогда не принимал того мнения или мысли, хотя бы они казались очень ясны и удобопонятны, пока не найдет на них свидетельство в учении Евангельском, или апостольском, или святоотеческом.

Старайся всегда проверять свои чувства: согласны ли они с Евангельским учением

Еще пишешь, что ты всегда имела и имеешь потребность в прислуге. На всякий случай хорошо бы приучиться делать тебе самой около себя потребное. Также не мешало бы поучиться, чтобы уметь варить что-либо для себя, чтобы не всегда иметь нужду в помощи других. Тебе все толкуют о начальстве; но думай, что это может случиться только по двум причинам: или по особенной воле Божией, или потому, если правильно не устроишься и не удержишься на молитвенной стезе, как пишет о последней причине смиренный Никита Стифат в Добротолюбии.

По духовному же твоему настроению тебе прилична более безмолвная жизнь, для которой прислуга пригодна, но не всегда – иногда и мешать может. Но всеблагий Промысл Божий лучше нашего знает, что для нас полезнее, полезное и устрояет.

Остерегайся отыскивать чудесное в твоей душе

В письме от 29 сентября писала ты, что на девятый день, по отправке прежнего твоего письма, ты, стоя в Лавре за обедней, почувствовала, что письмо твое дошло до меня. Чувство твое обмануло тебя: письма твои от 5 августа я получил 13-го числа, а от 23 августа – 29-го числа; значит, не на девятый день. Ты все отыскиваешь чудесное в твоей жизни и очень этим погрешаешь… Писала ты, что, находясь в тоске, ты молилась Матери Божией, – послать тебе издалека кого из рабов Своих из какой-либо дальней пустыни. Хотя после вышло, как будто молитва твоя исполнилась, но такая молитва весьма погрешительна, безрассудна и дерзновенна и ведет к самообольщению. Вперед отнюдь не молись подобным образом, а молись просто, чтобы Господь и Матерь Божия помогли тебе, имиже ведят судьбами. Более же всего остерегайся верить твоим снам и сновидениям, старайся забывать их и не приписывай им никакого значения. В древности и великий старец (которого читаем параклис) через доверие снам попал в обольщение вражие; и теперь у меня перед глазами есть некий пример, как человек может повредиться, доверяя снам. Для тебя же в этом требуется сугубая осторожность, так как ты и без того склонна к самообольщению и прелести вражией и легко можешь запутаться. Преподобный Марк Подвижник пишет: «Иное действие есть благодати, младенцу (духовному) неведомое, и иное действие – злобы, истине уподобляемое. Добро же есть на таковая не взирати, прелести ради, ниже проклинати, истины ради, но вся упованием приносити Богови: Той бо весть обою полезное».

Остерегайся верить снам, старайся забывать их и не приписывай им никакого значения

В письме от 26-го сентября ты опять спрашиваешь, за что попущена тебе сильная брань – за грехи или ко очищению? То есть ты делаешь разные извороты: нельзя ли эту брань принять так, чтобы не нужно было мысленно смириться. Между тем все это попускается, между прочим, именно к смирению возносительного нашего мудрования; сказать проще и короче – за гордость и за грехи.

Если у тебя есть письма к мирским особам старца батюшки отца Макария, прочти 55-е письмо (на страницах 123–128) и письма 72-е и 73-е (на странице 147 и далее).

3 (60).jpg
Преподобный Макарий Оптинский

О дурном глазе и о суевериях

От очес призора, от ревности и зависти и от невидимых духов молится священник избавить родительницу и новорожденного. Значит, сомневаться в дурном глазе нельзя. Но употреблять воду, в которую опускают горячие угли с молитвой, и кропить этой водой суеверно и грешно. У нас есть на то Крещенская вода. Также грешно и суеверно располагать занятия по месяцу или луне. Мир тебе и Божие благословение. И духови твоему.

Подготовила Виктория Дорофеева

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить