Нечаянная радость. Океан Божьего милосердия

Беседа с протоиереем Георгием Климовым

14 мая Русская Православная Церковь вспоминает, наверное, самую необычную икону Божией Матери. С историей этого образа не связаны громкие имена, даты, определившие историю государства, но среди верующих ее почитание огромно. О том, в чем ее исключительность, размышляет настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще протоиерей Георгий Климов. 

Отец Георгий, почему с такой любовью люди молятся перед этим образом Богородицы? За что почитают?

– Каждый узнает в грешнике, молящемся перед иконой, самого себя, и появляется такой интересный образ – икона в иконе. В своем творении «Руно орошенное» святитель Димитрий Ростовский в XVII веке (1683 год) рассказывает о человеке, которому были прощены какие-то страшные грехи, страсти. Он их даже не стеснялся, не утаивал свои злые дела, молился Богородице. И когда вдруг открылись язвы Христа, когда икона ожила и потекла кровь, человек в недоумении спросил – откуда эта кровь? В ответ он услышал слова Божией Матери: «Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими Моего Сына, как иудеи. Вы называете Меня милосердной. Зачем же вы оскорбляете Меня своими беззаконными делами?» По молитве мужчины Матерь Божия трижды обращалась к Своему Сыну с просьбой простить этого человека. Лишь на третий раз Богомладенец ответил: «Я исполняю Твою просьбу. Пусть совершится пожелание Твое. Ради Тебя отпускаются этому человеку его грехи». Океан милосердия Божия открывает икона «Нечаянная радость». И в то же время эта радость – нечаянная, незаслуженная. Ведь для человека оказываются открыты врата блаженной вечности благодаря заступничеству Богородицы. 

В России очень почитают Божию Матерь. Причем Ее различные образы: «Всех скорбящих радость», «Знамение», «Всецарица»…

– Если взять любую икону Божией Матери, то мы обнаружим, что все они имеют за собой конкретную и живую историю, пересекающуюся с историческими, политическими, экономическими событиями, связаны с разрешением каких-то проблем. Но икона «Нечаянная радость» исключительна. Она обозначает самое необходимое для внутреннего мира человека. Без чего невозможно покаяние? Без чего невозможна любовь к Богу? За что мы Его любим? О чем мы Его просим? Она сразу, как бы вертикально, встает перед нами и показывает путь нашего спасения. У нее нет такой исторической канвы, как, допустим, у Казанской иконы, у Владимирской иконы Божией Матери. Она, в этом смысле, очень молчалива. Но ее сразу человек принимает, он чувствует, что она родная, свидетельствующая о самом главном: это он, грешник, стоит перед образом и просит о том, чтобы не текла кровь из язв Господа, и понимает, что причастен к этому. Мы всегда, хотим мы этого или не хотим, грешники. Учение Церкви говорит, что Господь бы не распялся за каждого из нас, если бы все у нас было хорошо.

Это он, грешник, стоит перед образом и просит о том, чтобы не текла кровь из язв Господа, и понимает, что причастен к этому.

– Насколько я знаю, в храме есть чудотворный список иконы «Нечаянная радость». 

– Подлинник иконы (хотя точно не установлено, что это именно он) находится в храме Илии Пророка в Обыденном переулке. А у нас список с этой иконы. Он появился в храме с момента начала богослужений, то есть в начале ХХ века. Это произошло благодаря стараниям благочинного – отца Сергия Леонардова, который был настоятелем храма Живоначальной Троицы в Останкине, расположенного на территории усадьбы Шереметевых. В конце ХIХ века просьба жителей деревни Марьина Роща о строительстве нового храма в честь иконы «Нечаянная радость» дошла до Александра Дмитриевича Шереметева. Храм изначально задумывался как приписной, относящийся к храму Живоначальной Троицы в Останкине. Но поскольку жителей оказалось достаточно много, а до революции решение принимали, исходя из количества жителей, то стали строить самостоятельный храм, а не приписной. В то время это было достаточно непросто, шли предреволюционные годы. Священномученик Владимир (Богоявленский), в то время митрополит Московский, обратился в Консисторию с соответствующим прошением. Храм строился на средства местных жителей. Конечно, помогали и меценаты. Но смело можно сказать, что это был действительно народный храм, который возвели довольно быстро. В 1904 году священномученик Владимир (Богоявленский) его освятил. Храм оказался очень интересным. Многие люди, которые к нам приезжают, отмечают, что с дороги он кажется маленьким. А когда заходишь внутрь, чувствуешь себя в огромном пространстве. Такой необычный эффект. 

Храм в годы советской власти не закрывался. Удалось ли сохранить внутреннее убранство? 

– Роспись в храме осталась, хотя и проводились реставрационные работы. Множество икон оказались в нашем храме еще до революции. Некоторые были пожертвованы из соседних храмов, в том числе, из храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище. Возможно, что-то было подарено Тихвинским храмом на Сущевке, хотя сейчас сложно об этом говорить. У нас практически нет новых икон на стенах и в напольных киотах. Это все образы дореволюционные, на многих есть подписи, часть из них заказывалась у афонских монахов, в том числе икона «Скоропослушница» у правого алтаря. Наш храм назван в честь иконы «Нечаянная радость», при этом левый придел освящен в честь святителя Николая, а правый – в честь достаточно редко упоминаемого святого архиепископа  Иоанна Новгородского. Он знаменит тем, что на бесе смог слетать в Иерусалим для поклонения Гробу Господню. 

Звучит как гоголевская история, если честно…

– В этом есть искушающее зерно для современного верующего человека. Но очень часто этим вера и проверяется.    

Вы записываете чудеса по молитвам у иконы «Нечаянная радость»? 

– Я настоятельствую с конца 2014 года и являлся свидетелем настоящего чуда. Не буду называть имен, просто расскажу историю. К нам часто приезжал и молился перед этим образом мужчина, у которого приемная дочь была душевнобольной. У нее был свой ребенок, от которого она решила избавиться, а потом покончить жизнь самоубийством. Она выбросила малыша из окна пятого этажа «сталинки», а затем прыгнула сама. Представьте себе пятый этаж сталинского дома. И что бы вы думали? Сначала этот человек роптал: как же так, я молюсь, прошу, а у меня такое случилось! Но потом мы с ним поняли, что Божия Матерь заступилась. Ребенок, упав, практически не получил ни одной царапины. А женщина сломала ногу, но осталась жива. И в конце концов была вылечена. Мы считаем, что в этой истории есть заступничество Богородицы именно по молитвам человека, который к Ней так часто обращался. Я потом был в этом доме, видел то окно – на ужасной  высоте, которая не оказалась, к счастью, смертельной ни для ребенка, ни для женщины. 

Свидетельства помощи в таких повседневных житейских нуждах встречаются довольно часто. Люди приходят на исповедь и рассказывают, как им помогла молитва у чудотворного образа. На самом деле, нам, верующим людям, не нужно искать каких-то потрясающих чудес. Молимся мы о чем? Чтобы жизнь наша была спокойной. О тихом и безмолвном житии: замужество, семья, чадородие, дети. Надо сказать, что образ «Нечаянная радость» как раз в этом помогает. Мы читаем молитву этой иконе – она, кстати, очень пространная, и там не просто набор традиционных прошений, к которым мы привыкли. Там действительно перечислены те просьбы, на которые откликается Божия Матерь. 

Отец Георгий, у вас наверняка особое отношение к образу «Нечаянная радость». 

– Радость – это как свидетельство любви, свидетельство о том, что она есть. И вот когда мы припадаем к этой иконе, мы задумываемся о смысле этой радости. В чем она? Есть у нас она или нет? 

Радость – это свидетельство любви, свидетельство о том, что она есть. И вот когда мы припадаем к иконе, мы задумываемся о смысле этой радости.

Когда Господь судил мне оказаться в этом храме, это был единственный храм в Москве, который освятили в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость». Конечно, я понимал, что это постоянное напоминание о том, что должно нести человеку православие. Весть о спасении должна согревать сердце, освящать ум. Я бесконечно благодарен Господу и Божией Матери, что оказался у этого образа. Стараюсь всеми своими недостойными силами почитать его, как могу. 

Мы говорим о той радости во Христе, которую дает человеку вера. А как достичь этой радости? 

– Православие, да и вообще христианство – это о радости. Только возникает вопрос, какая радость имеется в виду. Евангелие – радостная, благая весть. Евхаристия, которая стоит во главе нашей жизни, также о радости. Не случайно священник перед совершением литургии прежде всего читает входные молитвы, где есть такие слова:  милосердия сущи источник, милости сподоби нас, Богородице; призри на люди согрешившия, яви яко присно силу Твою: на Тя бо уповающе, радуйся, вопием Ти, якоже некогда Гавриил, бесплотных Архистратиг. Потом священник берет подризник, облачается в него. В этот момент священнослужитель читает: да возрадуется душа моя о Господе… Конечно, это радость о том, что для нас блаженная вечность открыта. Но мы понимаем, что сами этой радости не заслужили и никогда заслужить не сможем. Ее милосердный Господь нам приносит, открывает через Богородицу. Каким бы богословом ни был человек, если он не почитает Божию Матерь – будет схоластиком. Да, для ума он может открыть высоты жизни Божией, но эти знания вряд ли что-то смогут прибавить к его лично спасению. Спасение зиждется на нашем покаянии, к которому нас располагает, приводит именно Богородица. 

Мы понимаем, что сами этой радости не заслужили и никогда заслужить не сможем. Ее милосердный Господь нам открывает через Богородицу.

А как быть, когда во время молитвы не покидает ощущение, что Богородица не слышит?

– Наверное, это неправильный настрой. Как показывает история иконы «Нечаянная радость», нет ни одного вздоха, ни одного слова, которого бы Божия Матерь не приметила, не приняла. Часто Господь долготерпит и Божия Матерь не сразу откликается, но это не значит, что Она не слышит. Мы и сами знаем: что легко приобретается, то легко и теряется. А в данном случае мы говорим о вечном спасении, у которого безмерная цена. Божия Матерь испытывает нас, просит засвидетельствовать нашу преданность Господу и Ей через терпеливое совершение Ее почитания, с верой в то, что все принимается. 

С протоиереем Георгием Климовым
беседовал Никита Филатов



Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить