Новомученики учат нас следовать за Христом

Игумен Киприан (Партс) о стереотипах восприятия истории XX века

Как только в Сретенском монастыре был возведен новый храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, в обители открылся Паломнический центр.

О том, что можно услышать здесь на экскурсиях, посвященных пострадавшим за веру в XX веке, а также о стереотипах, которые препятствуют прямому и заинтересованному разговору о нашем прошлом, – эта беседа с духовником монастыря игуменом Киприаном (Партсом).

1. Игумен Киприан (Партс).jpg
Игумен Киприан (Партс)

Стереотип 1-й: «О новомучениках лучше ничего не знать – страшно. Да и живем мы в слишком непохожих обстоятельствах, чтобы их опыт был чем-то для нас полезен»

– Священноначалие из года в год призывает пастырей и всех верных чад Русской Православной Церкви большее внимание уделять теме новомучеников: рассказывать о них, писать, снимать фильмы, устраивать музеи, проводить экскурсии… А сами люди точно боятся узнавать правду. «Старики, – говорят, – молчали. Да и сейчас зачем ворошить прошлое?»

– Да, почему-то то, что произошло с великомученицей Варварой, которой родной отец голову отрубил, не так ужасает современника, как опыт близких к нам по времени новомучеников и исповедников Церкви Русской. А какая разница? Разве люди XX века так уж отличаются от тех, кто жил полторы тысячи лет назад?

Лучше всего, рассказывая о новомучениках, приводить примеры из их жизни, чтобы стало понятно, что это за люди. Вот, допустим, когда в нашей обители паломники или экскурсанты подходят к мощам священномученика Илариона, то, услышав, как он спас начальника охраны лагеря Сухова, они уже понимают, что это за человек. Достаточно привести яркий эпизод из жизни, поступок – и этим будет все сказано.

Как новомученики и исповедники Церкви Русской могли оставаться верными Богу в тех самых обстоятельствах, которые им Сам Господь и дал? Условия-то эти были не в пример нашим – потрясающими… Но дело не в условиях, а в том, исполняешь ты заповеди или нет.

Вот представьте себе того же священномученика Илариона, когда он стоит со всеми на берегу и видит едва уже различимую лодку, уносимую в океан шугой, а в ней охранников вместе с их начальником, обреченных уже на верную погибель. Перед ним стоял выбор: исполнить заповедь Христову: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7: 12), – или не исполнить. Он исполнил – и тем самым спас не только жизнь, но и душу некогда лютого изверга Сухова.

Известно, что после этот надзиратель, идя мимо Распятия, в которое некогда стрелял, снял буденовку и перекрестился. Была Великая суббота. Потом его расстреляли. Так гонитель омыл кровью свои грехи. Благоразумный разбойник XX века. Но что перевернуло его жизнь? Поступок святителя, который, рискуя собой, бескорыстно бросился спасать своих, можно сказать, мучителей.

Стереотип 2-й: «История России ХХ века выкрашена в два цвета: красный – палачи, евангельский белый – жертвы; палачам заказана дорога к покаянию»

– Это, кстати, почему-то одна из табуированных тем при изучении опыта новомучеников и исповедников Церкви Русской. Между тем история христианства изобилует примерами покаявшихся убийц, гонителей, палачей. Это и упомянутый вами Благоразумный разбойник, и сотник Лонгин, стоявший при Кресте Господа…

– Апостол Павел!

– Да! А когда обращаются к нашей недавней истории, о покаянии чекистов, например, как-то не принято говорить. Но ведь Евангелие универсально. Известные из новозаветной истории мучители святыми становились, даже первоверховными апостолами. А сейчас, сколько ни спрашивала даже у тех, кто углубленно темой новомучеников занимается, – об обращении коммунистов молчат!

– Просто именно данным аспектом специально не занимались. А примеров покаяния множество. Мне вот вспомнился из замечательной книги «Когда с вами Бог», написанной княгиней Александрой Николаевной Голицыной. Она рассказывает, как ее дочка способствовала покаянию комиссара, у которого руки по локоть были в крови. Она тоже смогла вызвать перемену в душе этого мучителя просто своим нелукавым и самоотверженным поведением. Пришла вызволять вещи для великой княжны – не для себя даже. Увидев твердость ее исповедания, этот убийца покаялся. Перестал зверствовать. Потом пострадал от «своих» же: тоже был застрелен.

И палачи каялись и обращались, встречая тех, кто даже под угрозой смерти оставался верен Христу. Смерть христианина, особенно мученическая, приносит плод не только для его души в вечности, но и для его сродников и близких ему по духу людей, но также и для тех, кто искренне заблуждался, но все-таки оказался способен воспринять Евангельскую Истину.

Стереотип 3-й: «Наследственность определяет всё»

– Многие из пастырей отмечают, что в Церкви сейчас в основном потомки пострадавших. Люди даже могут и не догадываться до воцерковления о том, что у них в роду новомученики, но, уже став церковными, вдруг узнают от старшего поколения или обратившись в архивы, что сродники были гонимы. Неужели наследственность закрывает вхождение в Церковь тем, кто родился в семьях сотрудников, например, НКВД?

– Выше уже приведены примеры покаяния самих гонителей – это раз. А во-вторых, если уж говорить о наследственности, то какая была наследственность у той же великомученицы Варвары, отец которой – язычник-идолослужитель – своими собственными руками зарубил ее? Наследственность влияет, но незначительно. Многое зависит от выбора самого человека.

И при советской власти, и уже после нее в монастыри поступали в том числе и те, у кого родители были партийными – и не просто атеистами, а ярыми противниками Церкви. Но разве что-то смогло помешать их детям принять в свое сердце Христа?

Многих новомучеников и исповедников ссылали в Казахстан. Там в один из храмов, возможно, устроенных ссыльными, пришла однажды девочка-казашка. Она хотела принять Крещение. Священник ее крестил. Потом она пошила покровцы, правда, из одежки своей бабушки. Ей, нареченной в Крещении Екатериной, батюшка успел передать колечко из монастыря великомученицы Екатерины на Синае – от мощей ее Небесной покровительницы. И тут эта девочка пропала… Оказывается, ее убили сродники-мусульмане. Вот какая у нее была наследственность?

Стереотип 4-й: «Наследственность не в счет»

– Другая крайность: отрицать наследственность. Мол, да, наш дедушка заведовал всеми санитарными учреждениями НКВД, но дома он был прекрасным человеком, любил свою семью. Нам-то чего до того, что он на работе зверствовал? Нас это разве касается?

– Сводить все к наследственности неправильно, хотя и отрицать ее полностью тоже нельзя. Человек все-таки каким-то образом воспринимает благословение или несет груз неправедной жизни своих сродников предшествующих поколений.

Известно, как один человек очень тяжело умирал. Много перестрадал, прежде чем преставиться. Он уходил с такими словами: «Я вам ничего своего не оставил». То есть он не оставил тяжести от того, что он делал. Перестрадал все сам.

Потомкам гонителей – особенно тех, кто участвовал в расправах не вынужденно, а добровольно и с желанием, – действительно могут попускаться какие-то тяжелые обстоятельства или даже безвременная кончина – возможно, для того, чтобы уберечь эти души от повторения родительских грехов.

Помню, в 1990-е годы в подъезде как-то застрелили мужчину, вскоре его брат тоже попал под пули при путче… Так в семье шли смерти одна за другой. Родственники, пытаясь понять, что происходит, выяснили, что дедушка у них, оказывается, был чекистом – он в свое время точно так же одного за другим убивал людей…

Стереотип 5-й: «Ветхий Завет отменен Новым»

– Отец Киприан, но сейчас стало почти расхожим, в том числе и на православных сайтах, такое утверждение: это все для ветхозаветного человечества имело силу: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина (Иез. 18: 2), а в христианстве все иначе: человек покрестился, и его жизнь уже с чистого листа начинается.

– А на что ссылаются те, кто так говорит? На слова ветхозаветного пророка! Новый Завет не отменяет Ветхого, он исполняет его. А иначе это уже какое-то вольное истолкование Священного Писания. Что же касается «чистого листа»… Откуда тогда, простите, борьба со страстями, которая новокрещенному еще только предстоит? И откуда сами страсти?

Сказано: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх. 20: 5–6).

Или вспомним отроков в пещи вавилонской. Что они говорили? Согрешихом со отцы нашими, беззаконновахом, неправдовахом (Пс. 105: 6). «Со отцы нашими»! Они себя не отделяют от всех.

Это закон любви: все мы связаны. И вовсе не все равно, как вели себя наши предшественники в роду. Мы так или иначе несем на себе последствия их поступков, образа жизни. Но это не означает юридической ответственности: раз дед творил злодеяния, значит, в этом виновен внук и внучка. Нет, но ответственность за жизнь предыдущих поколений сродников тем не менее существует.

Стереотип 6-й: «Надо обязательно досконально разузнать, как жили наши сродники, иначе духовная жизнь невозможна»

– Выходит, желательно расспросить, как жили старшие поколения, чтобы, как сказано на одном православном сайте, иметь представление о генезисе своих проблем или, наоборот, полученных авансом возможностей в духовной жизни?

– Вот мы с вами сейчас говорим обо всем этом, а я как раз подумал: какой смысл так скрупулезно во все это вникать?

Какова задача каждого из нас? Смотреть за собой. Думать о том, чтобы своими грехами не обременять других.

Что у нас реально в руках? Наше произволение, наш выбор. Знай себя, и будет с тебя.

Чего нам на других оглядываться-то? Да и потом, если я пристально начну всматриваться в биографии других людей, у меня уже на себя зоркости не хватит. Ни сил, ни времени не останется озаботиться исправлением своих собственных грехов.

Более того, много думая о других, я начну их осуждать – а значит, непременно посыплюсь: в чем осудишь, в том сам побудешь. Зачем, спрашивается, мне все это надо?!

Хотя, конечно, я могу узнать, что у меня были новомученики в роду… Узнавать о новомучениках и исповедниках – это да, полезно. Они нам являют пример следования за Христом.

Стереотип 7-й: «Рассказ о новомучениках – это или скучный перечень дат и фактов, или, наоборот, живописание пыток, что не для слабонервных»

– Отец Киприан, говорят, что именно услышанный некогда рассказ о новомучениках для многих современников стал поворотным моментом их обращения к Богу, к Церкви. А как рассказывать о новомучениках?

– Чтобы рассказывать об опыте новомучеников, нужно, конечно, очень хорошо владеть материалом. Иначе как ты объяснишь людям, тем более не церковным, суть их подвига? Если сухо излагать даты и факты, то кого ты этим заинтересуешь?

Так проводят экскурсии в каких-нибудь музеях или парках с архитектурными достопримечательностями. История, стили, направления и… – ничего для души.

Повествование о новомучениках оптимальнее всего вести с позиций духовного осмысления происходящего. Но и тут важно помнить, что людей, особенно неподготовленных, духовным содержанием лучше, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «недогрузить, чем перегрузить».

Детям надо рассказывать, как детям; пожилым людям – иначе; с молодежью – тоже надо подумать, как обо всем этом поговорить…

Я помню, мы как-то шли с дивеевскими сестрами по Красной площади. А к ним приехала девочка из Латвии, православная, ей было лет 15. И вот мы идем от Казанского собора к Покровскому… Она видит на некоем зданьице написано: «ЛЕНИН». И спрашивает:

– А кто такой Ленин?

Думаю: как ей объяснить?! Ну, она же православная, церковный человек; дай-ка, решил я, скажу:

– Это как Диоклетиан!

– А-а, понятно, – отвечает она.

Не надо было ей пересказывать историю XX века: 1917-й год и прочее. Просто провести аналогию, и ей – все понятно! Но молодежь молодежи рознь. Так можно воцерковленным юношам и девушкам что-то объяснить, а тем, кто не в курсе церковной истории, надо рассказывать как-то иначе.

Угодить всем все равно невозможно. Обязательно будут недовольные: «Не надо нам проповедовать, мы историю пришли послушать…» и т.д. и т.п.

Наша задача – открыть людям истину бытия Божия и Церкви, которую Сам Господь основал, сказав: врата ада не одолеют ее (Мф. 16: 18).

А кто согласится жить с Богом, стать причастником Церкви – это уже только Господь знает. Про таких Он и сказал: грядущаго ко Мне не изжену вон (Ин. 6: 37).

 

С игуменом Киприаном (Партсом) 

беседовала Ольга Орлова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить