О Божественном Воплощении и любви Божией

Братья и сестры, каковы отношения между Богом и человеком? Как Бог и человек связаны друг с другом? Философские и религиозные системы по-разному говорили об этом. Но христианский ответ на этот вопрос уникален, ибо Бог есть Личность Иисуса Христа. Бог и человек не только могут общаться, но они могут пребывать в единстве. Имя Христово разделило историю человечества на «до» и «после». Боговоплощение стало камнем преткновения, о который разбились философские и религиозные идеи. Как сказал апостол Павел: «А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1: 23).

1.jpg
Фото: orthodoxianewsagency.gr

Научное мышление, представленное эллинизмом во времена Христа и прикладными науками в наше время, зависит в первую очередь от определения вещей в соответствии с их сущностью и характеристиками. Так, например, чтобы колос был колосом, он должен состоять из корня, стебля и зерен пшеницы. Таким образом, Бог представляется человеку с подобным мышлением абсолютно неограниченным, всезнающим, всемогущим и всесильным. Если же Бог облечется, например, в человеческое тело, Его уже трудно признать Богом. Для научного мышления тот, кто ест, пьет, алчет, жаждет и несет немощи нашей слабой человеческой плоти, и, что еще хуже, если его бьют и плюют ему в лицо, если он плачет и страдает, это не Бог. Религиозная и философская мысль в целом не принимает идею Богочеловека, такая ситуация для нее невозможна.

Когда произошло Боговоплощение, человеческая мысль столкнулась с интеллектуальной дилеммой. Появились несториане, которые отрицали союз Бога и человека. Четыре столетия Церковь боролась с несторианством и монофизитством, чтобы установить истину о возможности связи и союза Божественного с человеческим. Это не просто теория, но антропологическая истина, которая объясняет весь наш православный взгляд на человека и его жизнь. Несторианство и монофизитство (сторонники единой природы) – это две стороны одной медали и результат столкновения интеллектуальных течений по поводу Личности Христа и реальности Воплощения, что является скалой христианской веры. В обоих течениях человеческая жизнь остается подверженной смерти. Они верят только в моральное спасение, а не в такое спасение, которое включает в себя освящение тела и освобождение его от смертной природы, как верят в это православные.

Воплощение Божественного Слова, Иисуса Христа, свело на нет эти философии и ереси. Христос сделал для человечества то, что философы не могли себе представить. Он даровал нашей плоти бессмертие, дабы человек обрел жизнь Божественную по благодати. Христос объяснил, что источником греха является наша поврежденная воля, а не плоть. Бог возлюбил Свое творение и создал его хорошим: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1: 31). Он облекся в нашу плоть и в ее немощи, чтобы исцелить нас.

Он облекся в нашу плоть и в ее немощи, чтобы исцелить нас

Отношения между Богом и человеком – это отношения Лозы и ветвей, Главы и тела, как говорится в Евангелии: «Я есмь Лоза, а вы ветви» (Ин. 15: 5). Это не отношения между Абсолютом и кем-то ограниченным или между Судьей и слугой. Воплощение Господа Иисуса Христа совершилось, ибо это был Его Божественный дар и Его благодать. Воплощение показало, что христианское совершенство достигается через исполнение заповедей Господних, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4: 13).

Господь наш Иисус Христос является наставником человеческой свободы. «И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его. И взыде на херувимы и лете, лете на крилу ветреню» (Пс. 17: 10–11). Бог «приклони небеса и сниде», чтобы явить Себя нам. Но этот псалом отмечает другой факт: после того, как Он явился нам во плоти, Он «взыде на херувимы и лете», то есть Он остается для нас неуловимым, и мы должны Его познать. Сверхъестественное Божественное откровение в Боговоплощении было величайшим событием на земле, но оно не исключило человеческую свободу. Божественное Откровение никогда не было и не будет навязыванием и принудительной истиной для человеческого разума.

2.jpg
Митрополит Павел (Язиджи)

Бог желал, чтобы Его откровение было великим, ибо оно суть таковое, но при этом Бог уважает человеческую свободу. Откровение Бога о Себе в истории человечества произошло с мягкостью и силой, которые гарантировали Его ясность, с одной стороны, и свободу со стороны человека принять Его, с другой стороны. Поэтому познание человеком Бога имеет две составляющие. Первая из них есть воля Бога открыться человеку, вторая состоит в свободе человека принять это откровение. Самое драгоценное, что есть у Бога в Его творении человека, – это свобода последнего.

Бог желает, чтобы люди любили Его не насильно, но свободно. Бог наделил человека разумом и духом, чтобы тот мог выбирать свободно, а не по принуждению. В добродетели нет смысла, когда она достигается силой. Основой отношений Бога с человеком является свобода. Бог приходит к нам в Своем Воплощении, и человек принимает или не принимает Его. Бог говорит, и человек выбирает, слышать Его или нет. Человеку Бог открывается с нежностью, «на крилу ветреню», как говорится в псалме. Когда мы начинаем познавать Его, то понимаем, насколько мы Его не знаем. Он спускается к нам только для того, чтобы вознестись обратно. Он спускается, являясь нам, и затем Он «взыде на херувимы и лете», чтобы мы могли побежать за Ним.

Существует два условия для истинного и глубокого познания Бога. Первое – Его откровение нам, потому что Он есть Личность, и мы не можем познать Его, кроме как в той мере, в которой Он открывает Себя нам. Но эта величина определяется человеческой свободой. Он открывает нам то, о чем мы просим, ​​и это закон свободы, который Он дал нам, которым украсил нас. Бог являет Свое присутствие человеку и явно, и прикровенно. Мы получаем от Него знаки Его присутствия, Его благодати, Его света. Священномученик Дионисий Ареопагит называет это «облаком света». Бог может открываться нам через Свои чудеса. Такова природа сакральных отношений между ограниченным человеком и безграничным Богом.

3.jpg
Х. Р. Рембрандт. «Возвращение блудного сына»

Выбор человеческой свободы принять Божественное присутствие (откровение) – это начало диалога с Богом, а не его конец. Это следование за Богом, Который «лете на крилу ветреню». Это изменение пути и всего нашего жизненного направления. Это нежные и доверительные отношения, исполненные любовью, которая наполняет, а не пресыщает. Красота Бога абсолютна и бесконечна. Присутствие Божие – это «облако света». Всякий раз, когда мы входим в это облако, свет нашей души увеличивается и наше знание о Боге умножается. Вот почему апостолу Павлу пришлось умолчать о том, что он видел, когда был восхищен на третье небо, и он только лишь сказал: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9).

Чем больше мы любим Бога, тем больше в нашем сердце разгорается тоска по Нему. Божественная любовь – это сила. Поэтому чем больше в нас этой любви, тем больше мы способны двигаться вперед. Отношения человека с Богом есть любовь. Чем больше мы говорим о ней, тем больше она возрастает, и мы познаем, что «любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13: 8). Бог любит нас гораздо больше, чем мы можем себе это представить. И чем больше мы узнаем о Его любви, тем больше мы утверждаемся в ней. Человек свободно выбирает: или стремиться вперед, отринув лень, или нет. Бог есть наш щедрый и любящий Отец, встречающий нас, если мы стремимся к Нему. Преподобный Исаак Сирин взывал в молитве: «Усмири волны милосердия Твоего». И самые сладкие слова, которые мы можем спеть Господу по случаю Его Рождества и Его присутствия, – это те, которые душа человеческая восклицает на языке Песни Песней: «Влеки меня, мы побежим за тобою» (Песн. 1: 3). Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт orthodoxonline.org

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить