О помыслах и мыслях. Часть 2

Часть 1.

Давайте разберем некоторые наши мысли и помыслы, которые действительно очень нас мучают, потому что они – то представление о нас самих, те образы, тот менталитет, что были заложены в нас еще в нашем невинном детстве. Вы знаете, что многие из помыслов не случайны, они глубоко укоренены в нас. И эти помыслы – родом из детства и сопровождают нас в течение всей жизни. Чуть позже мы расскажем, как нам их преодолевать.

Один из таких помыслов – это наше желание, чтобы все любили нас, одобряли наши действия и поступки, чтобы принимали и любили тех, с кем мы дружим, чтобы хвалили нас. Это беспокоит многих, и многие хотят, чтобы их любили всегда и везде. Но осуществимо ли это? Нет, это нереально. Невозможно, чтобы все любили и понимали нас. Часто это невозможно даже в семье. Что мы тогда делаем? Многие начинают обижаться, потому что они уверены: невозможно существовать, невозможно жить без того, чтобы все тебя любили и понимали. И этот помысел разрушает жизнь, потому что на самом деле такого просто быть не может. Все ли ждали Христа? Все ли поверили в Него? Нет, только небольшое число людей. Все ли приняли святых? Разумеется, нет. Кто этот человек, который хочет, чтобы все его понимали, любили и одобряли? Это тот, кто не в хороших отношениях с самим собой. Этот человек, чтобы жить, должен видеть, что другие любят его. Если он видит, что не все любят его, он разочарован в себе, скорбит, беспокоится и впадает в депрессию.

Другой помысел таков: чтобы быть ценным как личность, я всегда должен быть успешным в том, что делаю, и не совершать никаких ошибок, потому что если я делаю ошибки, то в глазах других я не буду значимым человеком. И мы передаем этот помысел своим детям. Чтобы мама любила тебя, тебе не надо делать ошибок; чтобы мама любила тебя, ты должен быть успешным, хорошим учеником и послушным ребенком. То есть мы криминализируем ошибки наших детей, воспринимаем их как преступление. Но человек имеет право совершать ошибки, и даже грех. Потому что, совершив ошибку, мы познаем правду, а через грех мы приходим к покаянию и так достигнем добродетели. Поэтому преподобный Паисий говорил: «Где много грехов, много материала для покаяния». Святой апостол Павел пишет: «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5: 20). Но мы решили: чтобы быть любимым, нужно не совершать ошибок, быть совершенным, безгрешным и так далее. Этот помысел ежедневно тиранит нас.

Ошибки наших детей мы воспринимаем как преступление. Но человек имеет право совершать ошибки

Третий помысел: всякий совершивший ошибку или согрешивший должен быть наказан или уже наказывается. И мы создаем такие ассоциации и связи:

– На меня свалилось это зло, я попал в автокатастрофу, сломал ногу, мой ребенок не сдал экзамены, меня куда-то не приняли… – потому что я грешен, потому что я согрешил и теперь Господь наказывает меня!

Эти мысли приходят к каждому из нас. Но из учения Церкви мы знаем, что Бог не наказывает. Мы можем быть наказаны нашим выбором, нашими страстями и грехами, но Господь никогда не наказывает. Он только любит, прощает, поддерживает, защищает, укрепляет нас в нашей духовной борьбе, но не наказывает нас.

Четвертый помысел – это наш ужас от того, что все идет не так, как мы хотели бы. Мы хотим, чтобы все шло в соответствии с нашей логикой, с нашим пониманием и мышлением. Если что-то не идет так, как мы хотим, наш разум начинает «писать» разные плохие сценарии и наши мысли приходят в расстройство. Однако невозможно, чтобы все всегда шло так, как мы хотим. Это во-первых. А во-вторых, мы не знаем, что для нас хорошо с духовной точки зрения и что полезно для нашей души. Мы это осознаем позже, спустя годы, когда мысленно возвращаемся в прошлое, анализируем нашу жизнь и видим, что возникшие испытания или трудности часто приносили нам большую пользу. Разумеется, в то время, когда ты испытываешь боль, ты не можешь этого понять. И тогда ты отчаиваешься, разочаровываешься, чувствуешь себя слабым, но спустя время, если будешь честным и искренним перед Богом и собой, ты осознаешь, что многие испытания и трудности, непонятные тебе, так что ты говорил: «Ну почему все это происходит со мной?! Все в моей жизни должно было быть по-другому», имеют в конце концов более глубокий смысл. Так что мы должны исправить свое мышление и «плыть» по течению.

О механизме искушения святой Иоанн Лествичник говорит так: первая стадия – это прилог, то есть наш ум атакуется образом, мыслью. Вторая стадия – это сочетание, связь, третья – согласие, четвертая стадия – совершение греха, а пятая – это сама страсть.

Он говорит, что мы называем прилогом случайный образ, который впервые появляется в нашем сознании. Образ, помысел, мысль, нападение, исходящие или из подсознания, или от диавола. Согласно «Добротолюбию», есть два источника, поражающие человека помыслами: первый – это демоническое воздействие, а другой – страсти.

По святому Иоанну Лествичнику, согласие – это сладостное обращение к возникшему помыслу, наш ум поворачивается к тому, о чем думает, с наслаждением, с радостью, собеседует с ним, и это доставляет ему удовольствие.

Третья стадия – это уже совершение греха. В нашем сознании возникает какой-то образ, мы вступаем в собеседование с пришедшим помыслом, наслаждаемся этим образом и мысленно грешим.

В страсти то, что долгое время гнездилось в нашей душе и что мы сразу же не искоренили из нее, становится нашей второй природой, привычкой, от которой затем очень трудно избавиться. Вот почему нам так трудно бороться со страстями: они становятся привычкой, способом нашей ежедневной жизни. От страсти с легкостью не отделаться.

Как противостоять всему этому?

Первое. Изменить свое восприятие, свои мысли, помыслы, за которыми скрываются страсти и которые много лет жили в нас, стали нашей второй природой, будет нелегко. Поэтому первое, что необходимо, как бы банально это ни звучало, – это Божия благодать. Без помощи Божией благодати невозможно бороться со страстями, с помыслами, с укоренившейся в нас мыслью, которая приобрела власть над нами, слилась с нашей сущностью.

Второе. Исповедь. Когда мы произносим слово «исповедь», мы имеем в виду то, о чем говорил святой Порфирий: чистую исповедь, то есть пойти на исповедь без стыда, без приукрашивания, исповедовать свою духовную нищету и бедность, свое духовное скудное существование, сказать:

Исповедь должна быть без стыда, без приукрашивания, без страха. Скажи: «Да, я такой»

Да, я такой. И я этого не стыжусь, не скрываю, не притворяюсь, а искренне об этом говорю.

Чтобы не было так, как с неким человеком. Он приехал на Крит, чтобы исповедоваться духовнику, а когда вернулся в свое село и кто-то из односельчан спросил его: «Как прошла исповедь?», отвечал:

– Хорошо.

– Все прошло хорошо?

– Да, все отлично! Исповедь прошла прекрасно, духовник спрашивал меня обо всем, но, к счастью, он не спросил меня о поросенке, которого я украл!

Так что мы должны быть на исповеди искренними и говорить:

– Я совершил такой-то и такой-то грех. Я сделал то, то и то…

И на исповеди не нужно углубляться в анализ, не нужно заводить разговор с духовником. Необходима простота.

Третье. Духовное исправление помысла, когда духовник помогает нам исправить наши мысли. Вот как бывает, когда ты с другом идешь пить кофе, рассказываешь ему о мучающих тебя мыслях, он выражает другое мнение по этому поводу и исправляет твой взгляд. С Божией благодатью это намного лучше сделает наш духовник.

Четвертое. Участие в Евхаристии – в Таинстве Причастия Тела и Крови Христовых, которое происходит в воскресенье каждый раз, когда совершается Божественная Литургия. Или, говоря другими словами, нужно быть членом Церкви и причастником Чаши Жизни.

Пятое. Не заводить «разговор» с помыслами. Старец Паисий говорил: нет ничего плохого в том, что приходят мысли; плохо, когда ты строишь в своей голове «аэропорт», куда могут приземляться «самолеты» дурных помыслов. Помыслы – это «самолеты», они шумят, гудят, но пока на тебе нет ответственности или греха. Когда возникает зло? Тогда, когда ты строишь в своей голове «аэропорт», куда будут «приземляться» эти помыслы. То есть когда ты заводишь «разговор» с ними, когда ты начинаешь принимать и допускать их к себе, ведь тогда твой разум «взлетает» и проч.

Шестое. Преподобный Порфирий говорил: когда ты молишься, чтобы прогнать какой-то помысел, ты не должен впадать в панику. А мы начинаем паниковать, то есть хотим любой ценой прогнать возникший у нас помысел. Если в тот момент ты скажешь: «Ну, это же всего-то один помысел», если не испугаешься, не начнешь паниковать, не начнешь винить себя, тогда помысел сразу исчезнет. Что его укореняет? Чувство вины. Наше желание, чтобы он исчез во что бы то ни стало. Чем больше вы хотите, чтобы помысел исчез, тем больше он укрепляется. Например, вечером тебя охватывает депрессия и грусть. И если ты начнешь задавать себе вопросы:

– Почему мне грустно? Почему такое происходит со мной? Зачем это происходит именно со мной? Когда грусть покинет меня? Когда она пройдет? – грусть не покинет тебя, ​​а будет только возрастать.

Скажи по-другому:

 – Да, мне грустно, но это нормально. Такова жизнь, и есть дни, когда мне бывает грустно. Но я не боюсь, грусть не может мне ничего плохого сделать. Это просто плохой момент. Я сделаю что-то хорошее, что-то положительное, выйду на прогулку, встречусь с другом, помолюсь.

Преподобный Порфирий говорил: «Пойдите в кино, в театр, послушайте музыку, помолитесь, погуляйте в парке, пообщайтесь со своим близкими. И у вас поднимется настроение. Не сидите с мыслью о своей грусти, не жалуйтесь, потому что так ваше состояние только ухудшится: страх усилит его».

Один философ XVI века сказал: «Моя жизнь была наполнена ужасными бедами, которые так и не случились. Они были только в моей голове».

Помните: 90% из того, что нас беспокоит и пугает, не произойдет

То есть 90% из того, что нас беспокоит, не произойдет. Знайте это. Очень небольшая часть случится в действительности. Так что давайте постараемся с благодатью Божией абстрагироваться от того, что нас пугает, наполняет нас чувством вины, беспокоит нас, «высасывает» энергию из нашей души и жизни. Давайте оставим все на усмотрение Божия Промысла, Божией любви и будем жить в простоте нашей повседневной жизнью. Потому что то, что нас пугает, та ужасная катастрофа, которую рисует в нашем сознании помысел, в 90% случаев никогда не произойдет. В противном случае наша жизнь будет мучительной, со страхами и тревогами, хотя мы могли бы жить с Божией благодатью настоящим, не придумывая негативные сценарии будущего.

(Окончание следует.)

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Сайт храма св. царя Бориса в Варне

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Ю   22 декабря 2021, 10:12
Хорошая статья.  А ещё есть помыслы, кот. в нас закладывает Церковь. Например, в Церкви учат детей, что все вокруг хорошие, но в жизни на самом деле все не так, и порой и в Церкви разные люди бывают. Но ребенок, выросший в Церкви этого не знает, его так не учили и получает удар в спину. А получив удар там, где не ожидал, может и вообще уйти из Церкви. Есть такая замечательная детская сказка "Одноглазый дрозд" . Надо сразу видеть и хорошее, и плохое и учить детей рассуждения и прощения.
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить