О смирении и гордости

19 июля 2019 года исполняется 8 лет со дня кончины румынского старца Арсения (Папачока). В память о великом духовнике приводим небольшой отрывок из его беседы с автором «Румынского патерика», сподвижником великих румынских старцев, духовным писателем архимандритом Иоанникием (Бэланом).

1. Архимандрит Арсений (Папачок).jpg
Архимандрит Арсений (Папачок)

– Что следует понимать под смирением, и в чем опасность гордости?

– Смирение – это искусство, которое отсылает тебя к тебе самому, чтобы ты смиренно пребывал с самим собой, в себе. Процессом, который определил всё положение дел, судьбы всего творения Божия и был совершен по великому смирению, так что устрашились все ангелы и силы небесные, является воплощение Спасителя. Конечно, ведь Он был Богом! Представляете себе, какое снисхождение, превосходящее всякую силу разумения, Он совершил, чтобы принять образ человека?

Это необходимо было совершить потому, что, по действию безрассудной гордыни, люцифер возомнил себе, будто он Бог, ибо ему хотелось быть Богом. И всего-то два слова: «Я есмь…» – всего-то и сказал сатана. Ему хотелось бы сказать: «Я есмь Сущий», – то есть Бог. Но рухнул вниз. И представляете себе, наказал себя самым жутким и жестоким образом. Как сказано в одном месте: «Если бы ты увидел диавола в его истинной мерзости, то не выдержал бы этого и испустил дух».

Говорится еще об одной святой, Екатерине, что она увидела одного диавола, хоть и не во всей его истинной мерзости. И предпочла всю жизнь ходить по раскаленным углям, только бы не видеть его больше. Представляете себе, какой он страшный и мерзкий! Люди думают, что там, в аду, в мучениях тоже может сложиться какое-нибудь благоприятное, диалогическое стечение обстоятельств, невесть что. Нет! Одним из тамошних колоссальных страданий будет лицезрение диаволов!

Смирение – это единственная сила, которая может сделать свободными любую душу и любой народ
Итак, необходимо было, чтобы Спаситель смирился. Потому что смирение – это единственная сила, которая может сделать свободными любую душу и любой народ во всем творении Божием. Например, мы, чтобы получить возможность находиться близ Христа, должны иметь одинаковую с Ним идентичность [быть подобными Ему]. Если Он смирился – Он, Который создал небо и землю и сделал так, чтобы всё существовало, – то, конечно же, и Его творению следовало бы пребывать в Его расположении духа – в смиренном.

Один христианин, который проводил добрую жизнь, постучался в дверь Спасителя, чтобы Он ему открыл. И Он спросил: «Кто там?» – «Христианин, который любит Тебя». – «Нет, нельзя. Ты не готов. Не открою тебе!» Огорченный, очень огорченный, тот понял почему. Потому что проводил христианскую жизнь так, как знал сам.

(Здесь я должен открыть скобки: смирение рационализировалось. Оно стало обыкновением, которым спекулируют, как говорится: «Какой же он смиренненький, горделивец!»)

И тот разволновался: «Какой же может быть причина, по которой Он мне не открыл?» И так, волнуясь, вошел в подлинное смирение. Ведь трудно не разволноваться, когда тебя не принимает Христос, особенно тому, кто верит в Христа и живет во Христе с надеждой пробыть целую вечность рядом со Христом.

И тогда он смиренно пошел и снова постучался в дверь. «Кто там?» – «Ты», – ответил верующий. Спаситель ответил ему: «Если ты – это Я, заходи!» У него с Ним уже была одна идентичность! Как говорит святой Симеон: «Бог собирается с богами по благодати»[1].

2. Архангел Михаил побивает сатану на Красной площади, 1987 г..jpg
Архангел Михаил побивает сатану на Красной площади, 1987 г.

– Что такое ложное смирение, и как его отличить от истинного смирения?

– На самом деле нам всем надо знать, что смиренный человек с виду никогда не кажется смиренным. Этого не видно, потому что иначе он не был бы смиренным. Как говорит один святой в Патерике: «Что такое смирение, отче?» – «Видеть себя ниже всей твари, чадо»[2]. А червь ведь тоже тварь, и собака тоже тварь. Как же может это разумное существо быть ниже всей твари? Может, потому что и червь, и любое существо точно знает, чего хочет: оно хочет жить. Для этого они и стараются, изгибаются, чтобы достичь жизненного существования. Биологически. Это же червь.

Будьте мудры, как змии, – говорит Спаситель, – и просты, как голуби (Мф. 10: 16). Почему же надо быть мудрым, как змея, которая так отвратительна среди животных? Потому что змея бережет свою голову. Чтобы ты не ударил ее по голове, иначе погибнет. Куда хочешь бей ее, не погибнет. А наша глава – это Христос. Надо во что бы то ни стало уподобляться Ему и беречь Христа, чтобы не пострадал Христос, Который сказал: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15: 5)!

Люди, упрямые, при этих словах спустя тысячи лет думают, будто эти слова из Писания были тогда, когда были. А в 419 году даже созывался Поместный Собор в Карфагене, и среди прочих обсуждаемых проблем была и эта – забота Церкви о том, что сказал Христос, поскольку известно, что всё, что сказал Христос, истинно. И в 127-м правиле говорится так: «Если ты все-таки говоришь, что что-то можешь без Христа, да будешь анафема»[3]! То есть хуже чем проклятым.

– Как можно бороться с гордостью?

– Ты не сможешь этого иначе, как если только смиришься. То есть он дал тебе пощечину, а ты, из смирения, подставляешь и другую щеку. Теперь нелегко подставлять другую щеку, но возможно. Потому что это не утопия: нет ничего неисполнимого из того, что сказал Христос. Он сказал то, что можно сделать.

Но победил не тот, кто ударил, а тот, кто принял это с удовольствием, с радостью. Потому что он пострадал бы, если бы можно было, прямо за Христа.

Радость наших страданий в тюрьмах и цепях в том именно и была, что нам представлялся случай пострадать за Христа! Побежденными были не мы, получавшие удары. Побежденными были бившие нас.

3. Распятие Господа Иисуса Христа.jpg
Распятие Господа Иисуса Христа

Если сравнить все религии мира, то какой была их концепция спасения? Оказывается, что все хотели избавиться от страдания. А Христос говорит: «Нет! Только страданием вы можете избавиться от страдания!» Потому что Христос совершил столько великих дел! Учитывая Его праведность, учения и т.д., отмерим угол в 90 градусов. Более того: Он воскрешал мертвых и многое другое – сделаем угол в 180 градусов. Но Он не спас мир этим. Миссией Спасителя было именно спасти мир через страдание. Он распялся за нас, и тогда угол достиг 360 градусов, стал совершенным.

То есть тогда был побежден сатана. Спаситель висел на Кресте, а сатана вопил. Вот почему Крест так силен против злых духов, потому что говорится: «Во имя Отца (что означает всю высоту), и Сына (вся глубина), и Святаго Духа (вся широта)». То есть призывается Святая Троица. И установлено было, что диавол бежит от Креста!

Итак, страданием был побежден сатана. Различие между драмой и трагедией в том, что в драме герои побеждают, а в трагедии побеждаются. У нас нет трагедий. У нас только драмы. Наши герои победили, все! Доказательство тому то, что Спаситель, Сидящий одесную Отца, сказал: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28: 18). И еще кое-что сказал, что касается нас напрямую: мужайтесь. Я победил мир (Ин. 16: 33). Кто победил? Сатана? Кто победил? Те, кто били? Те, кто Его распяли?

Страдание приносит очень много смирения. Но только одно: чтобы это делалось ради Христа
Поэтому страдание приносит очень много смирения. Но только одно: чтобы это делалось ради великой Истины. Ради Христа. Ведь мы просим благодати Божией. Без благодати Божией невозможно ничего, потому что Христос говорит: без Меня не можете делать ничего.

Он ствол, а мы отростки. Не могут ни отросток, ни бутоны, ни листья без лозы.

И тогда, с того самого момента, когда мы не сможем делать ничего без силы Божией, мы просим Его благодатей, чтобы нам смочь делать. Однако Бог не подает нам благодать как какому-нибудь попрошайке. Он дает тебе, чтобы ты поднялся, оторвал от себя для других, привел свою внутреннюю жизнь в порядок, чтобы красиво думал, чтобы умел страдать за истину! И даже за брата своего.

Тогда благодати приходят в изобилии. Умей просить, но только не с протянутой рукой, не по-цыгански![4]

 

Вопросы архимандриту Арсению (Папачоку)
задавал архимандрит Иоанникий (Бэлан)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова



[1] О богах по благодати прп. Симеон пишет во многих местах, см., напр., письмо 84, ч. 2 и окончание письма 92.

[2] См.: Древний патерик. Гл. 15, 62 (47) и др.; Достопамятные сказания. Об авве Сисое, 11; Об авве Тифое, 6 и др.

[3] Полный текст правила: «Определено такожде: аще кто речет, яко благодать оправдания нам дана ради того, дабы возможное к исполнению по свободному произволению, удобнее исполняли мы чрез благодать, так как бы и не прияв благодати Божией, мы хотя с неудобством, однако могли и без нея исполнити Божественныя заповеди: таковый да будет анафема. Ибо о плодах заповедей не рек Господь: без Мене неудобно можете творити, но рек: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15: 5)».

[4] Из книги «Нам говорит отец Арсений», изданной монастырем Сихастрия (Ne vorbeşte Părintele Arsenie. Ediţia a 2-a. Mănăstirea Sihăstria Vol. 1. P. 83–87).

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполенению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить