О страсти и грехе

Беседа с иеросхимонахом Иулианом (Лазаром)

В январе исполнилось 95 лет старейшему из духовников Святой Афонской Горы иеросхимонаху Иулиану (Лазару). Родился он 8 января 1926 года в Румынии, в селе Ворона уезда Ботошань, и во Святом Крещении был наречен Иоанном. Его родители, Илия и Елисавета, были простыми и набожными людьми. В 1946 году 20-летний Иоанн поступает в монастырь Сихастрия, в 1956-м принимает рукоположение в иеродиакона, а затем в иеромонаха. 31 год подвизается в родном монастыре под окормлением великих старцев Клеопы (Илие) и Паисия (Олару). В 1977 году, 44 года назад, поехав вместе со старцем Клеопой и сихастрийскими братиями в паломничество на Святую Гору Афон, остался там. 4 года подвизался в скиту Лаку, а с 1981 года несет послушание духовника румынского скита Продрому, или святого Иоанна Крестителя.

Убеленный сединами маститый старец Иулиан, несмотря на свой солидный возраст, до сего дня исповедует и окормляет скитскую братию и богомольцев, приезжающих на Святой Афон.

Вечером, перед началом праздничного всенощного бдения, авва Иулиан вышел вместе с отцом Харитоном, чтобы, по своему обыкновению, прогуляться, а на обратном пути был окружен толпой богомольцев, просивших его сказать им слово на пользу души. Старца уговорили, и, расположившись под Продромовскими кипарисами, он стал мудро наставлять как юных, так и более возрастных.

Я не мог тогда не подумать о том, что святые часто находятся среди нас, но мы, ослепленные страстями, не видим их, даже когда они говорят с нами лицом к лицу. И еще меня не покидала мысль, что мы не ценим своих батюшек подвижнической жизни (может, только когда отойдут на небеса и их не станет с нами) и ищем святости на чужой стороне. 

Говорят: пусть нога твоя сотрет порог человека, творящего добродетель и знающего Священные Писания. И еще: подходите только к тем, кто боится Бога и словом может принести вам душевную пользу и утешение. Кажется, одного этого достаточно, чтобы всегда хотеть видеть авву Иулиана! Услышав, что он говорит, что «страсть ищет бесконечности, но остается ни с чем», я тоже решил спросить его о своих грехах.

– Отче, у меня появилась какая-то досада на себя из-за того, что я постоянно впадаю в одни и те же грехи, и я стал задаваться вопросом: а может, это уже страсть?

– Ум что любит, о том и думает. Пока человек сердцем воистину не возненавидит причину греха, он не избавится от его действия. Самая тяжелая борьба для него – с причиной греха. Это борьба человека с самим собой. Ему надо понять, что «каждый искушается собственною похотью» (ср.: Иак. 1: 14), и бросить греховную привычку, потому что она очень вредна для души и быстро переходит в страсть. Грехи повторенные всегда приводят к страсти.

Пока человек сердцем воистину не возненавидит причину греха, он не избавится от его действия

– Отче, я знаю, что все грехи проистекают из себялюбия и рай невозможно стяжать без страдания. Знаю и то, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22). Но вместе с Екклезиастом (7: 20) тешусь и я: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы».

– Потому что «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5). Человек своими силами не может победить греха, это может сделать только благодать Божия. Это верно, что «нет человека, который не грешил бы» (3 Цар. 8: 46), но нам надо прилагать много стараний, ведь «кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3: 8).

«Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин. 1: 8, 10).

– Авва, мы живем среди духов злобы поднебесной, среди всяческих соблазнов и разнузданных страстей. Нам всё труднее не заразиться этим, всё труднее удержаться на ногах. Словно обезумели даже бесы. Валерий (мой хороший друг) считает, что «они знают, что приходит их время. Близится геенна и скрежет зубов. Они, для которых не существует времени, видят, что их конец приближается»! Как же нам остаться незапятнанными в таком мире, авва?

– Знаешь что: человек никогда не останется без искушений в этой земной жизни. Даже Спаситель был искушаем, чтобы показать нам, что соблазны не пощадят никого. Но напасти напоминают нам о Боге и наших грехах. Это знак того, что нас посещает Господь. Ты больше радуйся, когда люди обличают тебя, чем когда льстят, потому что так легче достигнуть смирения. При спокойной жизни, без искушений как ты сможешь стяжать смирение? А без смирения даже добрые дела не могут нас спасти.

Больше радуйся, когда люди обличают тебя, чем когда льстят, потому что так легче достигнуть смирения

– Да, отче. Я знаю, что они полезны нам, потому что так мы начинаем лучше знать себя. Но как мне избавиться от них, ведь они становятся всё искуснее в наши дни? Диавол – древний воин на поле брани и разнообразит свои уловки. Меня (и не только меня) зло не привлекает, батюшка, но сегодня нам преподносят его под видом добра. Стоит только подумать, что я понял какие-то трюки противника, как человеконенавистник изобретает что-нибудь другое! Этот диавол, в конце концов, способен просто извести! Хорошо делал святой Афанасий Афонский, когда лупил их своим железным посохом, так что они залезали на кипарис!

– Почитай у Луки 22: 40 и найдешь ответ: «Молитесь, чтобы не впасть в искушение».

– Но, отче, невозможно же молиться, пока не избавишься от страстей, иначе страсть будет мешать тебе беседовать с Богом.

– Да, но диавол тоже не может искушать человека больше, чем ему позволит Бог. Святой Василий Великий говорит, что диавол помогает нам совершать грехи…

– То есть он коллаборационист…

– Да, но, с другой стороны, он же в них нас и обвиняет. И радуется нашей погибели. Но многие грехи приходят к нам от нас самих, от слабости нашего естества. Апостол Иаков замечательно говорит: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?» (Иак. 4: 4).

– Но что же тут замечательного, авва? Если я с прелюбодеями…

– В Библии 1914 года говорится вернее: «Прелюбодеи и прелюбодейцы, разве вы не знаете, что дружба с миром сим есть вражда против Бога? Итак, всякий, кто захочет быть другом миру, тот соделается врагом Богу». Ты когда-нибудь думал, что можешь стать врагом Богу?

– Честно, нет, отче.

– Причем очень легко: стоит только быть другом миру. Этот обманчивый мир – великая колдунья. И что такое «дружба с миром», если не вот это непотребство нынешних дней, весь этот комфорт и удовольствия, без которых мы не хотим обойтись… Мы лучше обойдемся без Бога! Поэтому человек и отделяется от Бога. Сначала говорит себе, что он и с Богом, и с миром, но это всего лишь обман. Человек не может служить двум господам, потому что «или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лк. 16: 13).

– Правда, авва.

– Если мы возьмем Апокалипсис 3: 20, то там очень красиво говорится: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Он слышит голос, но не отворяет. Кто? Вот этот обманчивый мир. Эти СМИ, которые манипулируют людьми и не дают им открыть дверь своего сердца. Они стали духом мира сего. А «всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2: 16).

– Я где-то читал, батюшка, что грехи не прощаются – даже если исповедаешь их перед духовником! – пока ты действительно о них не пожалеешь.

– Здесь вот что: никто не «может прощать грехи, кроме одного Бога», – почитай у Луки, 5: 21. А значит, истинное прощение может совершить только Бог по Своей милости и щедротам. Иначе кто бы мог заслужить прощение? Однако совесть человека чувствует, обретает ли он покой. Поэтому я и сказал и всегда говорю, что самое великое дело на этом свете – исповедь. Исповедание грехов. Потому что без этого мы не обретаем мира ни для умов своих, ни для душ.

– У протестантов нет этого Таинства Исповеди, батюшка.

– Да. У них Sola Scriptura («только Писание»). Но ты знай, что протестанты с Библией под мышкой отправляются в ад! Им ведь больше ничего не нужно – Sola Scriptura!

Что же касается твоего греха… Всегда помни, что ты стоишь пред Богом и всё делаешь рядом с Ним. «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17: 28). Он всегда присутствует, и ты на самом деле всегда стоишь перед Его лицом. Если это у тебя всегда будет в уме и ты станешь больше жить с Богом, духи злобы уже не приблизятся к тебе. Надо всегда знать, что от Бога нельзя скрыться нигде и никогда.

Всегда помни, что ты стоишь пред Богом и всё делаешь рядом с Ним

Э-эх. А мне уже надо думать о смерти. Старикам надо думать о смерти. Не говорю, что только старикам, потому что было бы хорошо, чтобы мы все думали о смерти.

– Это самая хорошая мудрость.

– Один старец говорил: «Я видел больше ягнячьих шкурок на заборе, чем старых овец». Ведь мы – пришельцы в мире сем. Наше место и наша жизнь не здесь, «наше же жительство – на небесах» (Флп. 3: 20). Я ухожу, ибо «пресельник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои», как говорит псалмопевец (Пс. 38: 13).

– Но батюшка! Побудь еще, ибо многие люди получают пользу от жизни и слова Вашей святости.

***

И я ушел, взяв благословение, потому что отец Виссарион дал знать, что старец устал. А сейчас, когда записываю всё это, я понял: одного того, что авва Иулиан существует, для меня уже достаточно – это доказательство того, что человек может прийти «в меру» и Бог разговаривает с человеком.

Вопросы иеросхимонаху Иулиану (Лазару)
задавал Джордже Крышнян
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Sfântul Munte Athos (Святая Гора Афон)

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить