О трезвении

28 марта / 10 апреля Церковь чтит память преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского († ок. 451), – экзегета, написавшего толкования почти на все книги Библии, и учителя духовной жизни, пастыря – в 412 году Исихий был призван в Иерусалим и рукоположен во пресвитеры – и духовного писателя, богослова и проповедника.

Ученик святителя Григория Богослова, он после кончины учителя удалился в одну из пустынь Палестинских, где и по книгам, и в беседах с аскетами-подвижниками, и опытным путем познавал дух христианской жизни, практику духовного борения, важнейшая составляющая которого – трезвение.

Публикуем наставления преподобного Исихия о трезвении – хранении ума, без чего невозможно бороться со страстями и противодействовать искушениям. 

1.png
Трезвение есть духовное художество, которое, если долго и с постоянным усердием проходить его, с Божией помощью совершенно избавляет человека от страстных помыслов, и слов, и худых дел. Само же оно есть собственно чистота сердца.

***

Трезвение есть то же, что хранение ума, держимого в совершенной немечтательности.

***

Не видит сияний благодати, богато нисходящей свыше, тот, кто не живет в трезвении; не освободится он также от греховных, Богу ненавистных дел, слов и помышлений.

***

Внимание есть непрестанное от всякого помысла безмолвие сердца, в коем оно Христом Иисусом, Им Одним всегда, непрерывно и непрестанно дышит, Его призывает, с Ним мужественно ополчается против врагов.

***

Сугубый страх, с одной стороны – от оставления Богом, с другой – от обучительного попущения внешних искушений, обыкновенно рождает частоту надзирательного внимания в уме человека, старающегося заградить источник худых помыслов и дел. Для этого именно и оставления бывают, и посылаются нечаянные искушения от Бога к исправлению жизни нашей. От частоты этой рождается навык; от него – естественная некая непрерывность трезвения; а от него мало-помалу порождается видение брани, за которым последует непрестанная молитва Иисусова, сладостная без мечтаний тишина ума.

2.png
Как невозможно ходящему по земле не дышать здешним воздухом, так невозможно нам очистить сердце свое от страстных помыслов и изгнать из него мысленных врагов без частого призывания имени Иисуса Христа.

***

Ум, стоящий и призывающий Христа на врагов и к Нему прибегающий, подобен какому-нибудь зверю, который, быв окружен множеством псов, мужественно стоит против них, укрывшись в некоем ограждении.

***

Сколько, по-моему, есть способов трезвения, могущих мало-помалу очистить ум от страстных помыслов, я не поленюсь обозначить тебе.

Итак, один способ трезвения есть смотреть неотступно за мечтанием, или за прилогом, ибо без мечтания сатана не может устраивать помыслы и представлять их уму к его прельщению обманом.

Другой – иметь сердце глубоко всегда молчащим и от всякого помысла безмолвствующим и молиться.

Иной – непрестанно в смирении призывать на помощь Господа Иисуса Христа.

Иной еще способ – иметь в душе непрестанное памятование о смерти.

Еще один из действенных способов трезвения – лишь к небу взирать (занимать всегда ум созерцанием вещей небесных), ни во что вменяя землю и все земное.

Все эти делания, возлюбленный, подобно привратникам, возбраняют вход худым помышлениям.

***

Тому, кто подвизается внутри, в каждое мгновение надобно иметь следующие четыре делания: смирение, крайнее внимание, противоречие помыслам и молитву. Смирение – чтобы, как брань у него идет с соперниками – гордыми демонами, всегда иметь в руке сердца помощь Христову, ибо Господь ненавидит гордых. Внимание – чтобы всегда держать сердце свое не имеющим никакого помысла, хотя бы он казался добрым. Противоречие – дабы, как только уразумеет, кто пришел, тотчас с гневом воспротиворечить лукавому. Молитву – дабы после противоречия тотчас из глубин сердца возопить ко Христу с воздыханием неизглаголанным. И тогда сам подвизающийся увидит, как враг его именем Иисуса, как прах ветром, развевается и гонится прочь или, как дым, исчезает со своим мечтанием.

3.png
Демонов одна цель и один подвиг непрестанно заботит – совсем не давать сердцу нашему быть внимательным к себе, зная, какое богатство собирается чрез это в душе.

***

Не может ум победить демонское мечтание сам только собою: да не дерзает на сие никогда. Ибо, хитры будучи враги наши, притворяются побежденными, замышляя низложить борца чрез тщеславие; при призывании же имени Иисусова и минуты постоять и злокознствовать против тебя не стерпят.

***

Злые демоны часто скрывают от нас и утишают мысленную брань, чтобы, когда мы, забыв об опасностях нападения с их стороны, обеззаботимся, внезапно похитить ум наш в мечтания и опять сделать нас не внимающими сердцу нерадивцами.

***

Надлежит бегать дерзостности (безосторожной вольности в обращении с другими), как яда аспида, и уклоняться от частых бесед, как от змей и порождений ехидниных, потому что они весьма скоро могут привести в совершенное забвение о внутренней брани и низвести душу с высоты, доставляемой чистотой сердца. И таким образом опять возвращаемся вспять, как пес на свою блевотину.

4.png
Не обычно, да и невозможно, дружиться со змием и носить его за пазухой; невозможно и тело всячески ласкать, любить его и угождать ему, кроме доставления необходимого, и вместе с тем пещись о добродетели небесной. До самого исхода своего не доверяй плоти своей.

***

Как дождь чем в большем количестве ниспадает на землю, тем более умягчает ее, так и святое имя Христово, без помыслов нами возглашаемое, чем чаще призываем Его, тем более умягчает землю сердца нашего, преисполняя его радости и веселия.

***

Первое есть прилог; второе – сочетание, когда наши помыслы и помыслы лукавых демонов смешиваются; третье – сосложение, когда обоих родов помыслы сговорятся на зло и порешат между собою, как ему быть; четвертое же есть чувственное деяние, или грех. Итак, если ум, трезвясь, внимает себе и посредством прекословия и призывания Господа Иисуса прогоняет прилог с самого его приражения, то ничего из того, что обычно следует за ним, уже не бывает. Ибо лукавый, будучи умом бестелесным, не иначе может прельщать души, как чрез мечтание и помыслы.

5.png
Ослепляется ум тремя следующими страстями: сребролюбием, тщеславием и сластолюбием.

***

Ум с умом невидимо сцепляется на борьбу – ум демонский с нашим. Поэтому каждую минуту нужно из глубины души взывать ко Христу, чтобы Он отогнал ум демонский, добычу же победную даровал нам, как Человеколюбец.

***

Непрестанно пребывающий во внутреннем своем, там всегда вращающийся целомудрствует; и не только это, но еще и созерцает, и богословствует, и молится.

***

Всякий раз, как случится умножиться в нас лукавым помыслам, ввергнем в среду их призывание Господа нашего Иисуса Христа – и тотчас увидим, что они начнут рассеиваться, как дым в воздухе, – как научил нас опыт.

***

Когда мы, недостойные, сподобимся со страхом и трепетом причаститься Божественных и пречистых Таин Христа Бога и Царя нашего, тогда наиболее покажем трезвения, хранения ума и строгого внимания, да огонь сей Божественный, то есть Тело Господа нашего Иисуса Христа, потребит грехи наши и наши скверны. Если после сего, стоя у дверей сердца, будем тщательно сохранять ум свой, то, когда опять будем сподобляться святых Таин, Божественное Тело более и более будет просвещать ум наш и делать его блестящим, подобно звезде. 

6.png
Как невозможно жить без пищи и пития, так без хранения ума и чистоты сердца – что и называется трезвением – невозможно душе достигнуть чего-либо духовного и Богу угодного или избавиться от мысленного греха.

***

Брань мысленную будем вести в таком порядке: первое дело – внимание; потом, когда заметим, что подошел вражий помысел, бросим на него с гневом слова клятвы из сердца; третье за тем дело – помолиться на него, обращая сердце к призыванию Иисуса Христа, да развеется этот демонский призрак тотчас, чтобы иначе ум не пошел в след этого мечтания, как дитя, прельщаемое каким-либо искусным фокусником.

***

Как ходящему по земле невозможно не рассекать этого воздуха, так невозможно сердцу человеческому не быть непрестанно боримым от демонов или не подлежать скрытным от них воздействиям, хотя бы кто и строго проходил телесные подвиги.

***

Лживыми мечтаниями и пустыми обещаниями ввергают нас в падение враги нашего спасения. И сам сатана таким же образом спал с небесных высот, как молния, возмечтав о равенстве Богу. Так потом Адама отдалил он от Бога, внушив ему мечту о Божеском некоем достоинстве (всезнании); так и всех согрешающих обыкновенно обольщает этот лживый и коварный враг.

***

Каждодневные дела наши надобно ежечасно взвешивать, внимая им, а вечером необходимо облегчать бремя их покаянием, сколько сил есть, если желаем, с помощью Христовою, победить в себе зло. Надобно также смотреть, по Богу ли, пред лицом ли Бога и для единого ли Бога совершаем мы все свои чувственные и видимые дела, чтобы по неразумию не быть окраденными при сем какими-либо недобрыми чувствами.

7.png
Равно омрачают душу и мысленные внутри беседы с помыслами, и внешние разговоры и празднословие.

***

Если, начав жительствовать во внимании ума, с трезвением сочетаем смирение и с прекословием совокупим молитву, то будем добре шествовать мысленным путем, как со светильником света, с поклоняемым и святым именем Иисуса Христа, как выметая и очищая от греха, так и украшая и убирая дом сердца своего. Если же на одно свое трезвение или внимание понадеемся, то скоро, подвергшись нападению врагов, падем, быв низринуты.

***

Горе погубившим сердце! И что сотворят они, когда посетит Господь? Возьмемся же, братия, поревностнее за дело сердца.

***

За простыми и бесстрастными помыслами следуют страстные, как узнали мы из долговременного опыта и наблюдения; и первые служат входом для последних, бесстрастные для страстных.

***

Начало плодоносия – цвет; а начало трезвения ума – воздержание в пище и питии, отвержение и отсечение всяких помыслов и сердечное безмолвие.

8.png
Сказал некто из святых: «Злопамятствуя, злопамятствуй на бесов и, враждуя, враждуй на тело всегда. Плоть – коварный друг и, будучи довольствуема, сильнейшую поднимает брань». И еще: «Враждуй против тела и воюй против чрева».

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить