Омоложения нет среди Божьих чудес

Картинка.jpg
Было исцеление, изгнание бесов, воскрешение, но нигде в Евангелии не описано чудо омоложения. Христос не хотел или люди не просили Его об этом?..

Иисуса сопровождало множество больных, хромых и слепых, которым Он давал исцеление от недугов. Справедливо полагать, что среди них было немало стариков или, по крайней мере, их родственников.

Люди могли просить не только о поддержании в старости, но, зная Христову силу, обратиться с мольбой об омоложении. Евангелие об этом не говорит. И, думается, не напрасно…

Омоложение или, по-научному, ревитализация – это как бы шанс прожить жизнь заново, «с чистого листа». Однако человек то уже не тот. Не прежний, молодой и неопытный, а видавший виды и немало переживший. Как теперь себя ощущать среди молодых сверстников – юношей и девушек? О чем с ними говорить? Натужно смеяться их шуткам и понарошку мечтать о несбыточном?

Ничего не выйдет – молодость чутка на обман и не терпит лицемерия. У нее есть свои секреты от опыта и солидности взрослых. Вспомним, к примеру, историю отношений «великого комбинатора» Остапа Бендера, персонажа «Золотого теленка» Ильфа и Петрова, человека зрелого, с юной красавицей Зосей Синицкой.

Cпустя некоторое время после романтического периода их отношений в душе видавшего виды «командора» возникло смущение: девушка не могла понять его состояние. Да и сам Остап был уже не тот – молодость прошла, и жизнь в его глазах оказалась «грубой и низкой, словно басовый ключ». Где прежняя легкость отношений и элегантность решений? А заманчивые планы и радость свершений, переполнявшая некогда сплоченный экипаж «Антилопы»? Куш был взят, и вдохновение иссякло. О какой «ревитализации» уже говорить?

Евангелие – весть радости, а не смущения. Оно не предлагает человеку перестать быть собой, даже для обретения вечной молодости. Пусть будет тот возраст, что есть. Не стоит пытаться повернуть старение вспять. Каждый прожитый день – акт личного творчества человека.

Не стоит пытаться повернуть старение вспять. Каждый прожитый день – акт личного творчества человека
Нельзя сделать несуществующими персонажей «Золотого теленка» Бендера или Паниковского, как невозможно, например, стереть из народной памяти Ивана-царевича и Кощея Бессмертного. Подобно тому перед Творцом не устранить ни одного дня из жизни человека. По словам Остапа Бендера, «отмахнуться от этого факта невозможно». В том и состоит радость прожитого дня, месяца или года, что наши ошибки Бог прощает, а творческие достижения одобряет. И не желает вернуть обратно прожитое, сделанное или сказанное человеком.

Народный фольклор, однако, не оставляет без внимания волнующую тему омоложения. Ведь не всё в жизни ясно и благополучно даже для царя из тридесятого царства.

– Вот, ребятушки, кто бы выбрался из охотников привезти мне молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этому седоку полцарства отписал (Сказка о молодильных яблоках и живой воде).

Что все-таки значит омоложение? Процесс, обратный старению? Но действительно, что будет тогда с той частью личности, которая уже постарела? Прошла путь своего становления и не может возвратиться назад. Отменить себя или сымитировать молодость, как мы видели, не выйдет. Взрослеть в обратную сторону – противоречит логике здравого смысла.

Что означает Христово будьте как дети (см. Мф. 18: 3)? Возможно, здесь ключ к пониманию процесса старения. Иисус привлекает ребенка к Себе и просит не препятствовать детям быть с Ним рядом. Отчего же было препятствие?

Вспомним, как нас в детстве не допускали к серьезным разговорам взрослых. Мать прятала свои слезы, повторяя: «Всё будет хорошо». А нахмуренный отец коротко бросал: «Иди в свою комнату, нам с мамой надо поговорить». Бессонной ночью мы ворочались в постели под гул голосов на кухне. Многое тогда понимали. Сердцем…

Детское сердце восприимчиво к любви и легкоранимо. Не приблизилось ли «будьте как дети» к человеку взрослому или пожилому, когда тот ощутил в себе подобное? Вместо внешнего омоложения наступает внутреннее – Христова детскость, которая наследует Царство Его отношений с Отцом.

Вместо внешнего омоложения наступает внутреннее – Христова детскость
Божье слово прозвучало и было услышано, значит, не все потеряно – теперь и всегда. Внутренняя «ревитализация» – реальность. Не вопреки старению человека, а благодаря этому! Несмотря на «ошибки молодости»…

Бог не хочет, чтобы человек болел и умирал от старости, однако не дает и вечной молодости. Исцеление – «знак власти Господа прощать грехи», говорит Церковь, но как простить грех молодости «вечно» согрешающему этим грехом человеку? Бесконечным прощением и утешением: мол, «не согрешишь – не покаешься»? Что за радость будет от такой «вечной молодости»?

Навсегда превратиться в мечтателя мало кого обрадует, особенно когда начинают мечтать, имея в руках «рычаги власти». Действительно, отступать бывает некуда, и мечты угрожают перейти в вечную молодость тирана, если бы таковая была возможна. Вот Бог и «устранился» от этого вопроса. До времени…

Омоложением интересовались многие поколения. Один за другим появляются философские камни, средства Макропулоса и эликсиры молодости, претендуя на современную обоснованность взглядов и суждений.

– Какие именно структуры организма отвечают за старение? Задача науки – найти и распрограммировать!

– Когда именно в теле срабатывает механизм старения? Узнать и приготовиться к этому моменту во всеоружии.

– Что именно начинает стареть?

Научиться вовремя заменить на молодеющее.

– Стволовые клетки, трансплантация, клеточная терапия – научные термины уже в обиходе массмедиа.

Оставляя за наукой и технологиями последнее слово на практике, возвратимся к нашей «теории». Человеческая фантазия неутомима и производит на свет новые образы, помогающие смотреть на жизнь с юношеским задором. Библия говорит о смерти и воскресении, а иные религиозные практики дают человеку свое основание для жизни.

Но каждый человек обретает и собственный опыт молодости, зрелости и старости.

Внимательным рассуждением можно прийти к выводу о том, что чудо омоложения, если бы таковое случилось, не имело бы евангельского образа и потому в Библии отсутствует.

Или, вернее, оно может носить внутренний характер, о чем говорит Христос, указывая на детей. Внутренним же омоложением, по сути, является чудо человеческой веры и его последствия – жизнь, смерть и снова жизнь по вере.

Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним (Рим. 6: 8).


Из книги прот. Георгия Завершинского. Привилегия одиночества: Старение, болезнь, смерть. Православный взгляд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015.
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить