Пастырские встречи. Иные религии

Интернет пестрит предложениями заниматься йогой, цигуном... Мол, это всего лишь разновидность физической культуры, совершенствование тела и нет духовной составляющей. Но так ли безобидны восточные практики, и не уведут ли они неокрепшую в вере душу дальше от Христа? Можно ли сочетаться браком с неверующим и как привести родственников в храм, если сам пылаешь неофитским огнем? Пастырские встречи, которые проходят в кафе «Несвятые святые», позволяют прихожанам получить ответы на многие вопросы, а значит, избежать многих ошибок. Сегодня отвечает иеромонах Никодим (Бекенев).

– Отец Никодим, сейчас много людей, занимающихся восточными практиками. Как к ним относиться? 

– Допустим, к йоге я бы не советовал относиться как к физкультуре и ходить заниматься. Дело в том, что рано или поздно тебя начинают перетягивать в секту, и начинается за здравие, а заканчивается совершенно другим образом. Йога – это определенная философия, это не гимнастика. Она изначально была связана с религиозными практиками, медитациями и так далее. Это то, что нам чуждо, и, по сути дела, так или иначе мы начинаем невольно становиться адептами другой веры, другого учения о мироздании. 

Какой вред душе может нанести медитация? Сейчас она очень навязывается.

– Может нанести вред определенный, конечно. Какой вред может нанести душе неверие? Я понимаю, что по сути дела медитация – это не христианская практика, это другое отношение к жизни, к мирозданию, к вере, к устройству мира. Святитель Григорий Нисский, говоря о философии, считает, что нельзя отвергать эту науку и что пользоваться ей во благо можно. Но сама по себе медитация не является чем-то, чем мы можем пользоваться во благо. Тут как раз есть религиозная пропаганда: сначала начинают люди гимнастику делать, потом начинают медитировать, а потом постепенно уходят в это направление. Есть серьезные христиане, которых заманили в подобного рода занятия, якобы с пользой для здоровья. Они какое-то время позанимались и сказали: «Нет, это не физкультура, это что-то другое. Нам с вами не по пути». А есть другие, которые начинают постепенно заботиться о здоровье, становятся веганами и так далее, и в конце концов они уже какие-то индуисты, буддисты и говорят так: «Христос – это тоже хорошо, он такой же добрый, как и Будда»… Вот и всё. И два пути: или вы остановитесь, или вы отвергнете христианство... 

Как относиться к другим религиям: исламу, буддизму, протестантизму?

– Никак не относиться. А к людям, которые исповедуют эти религии, – с большим уважением, как и к другим людям. Ценить их мнение, свободу выбора, ту свободу, которую дал человеку Господь. Как относиться? Прекрасно знаем, что есть два мнения: одно мое, другое – неправильное. К любому человеку нужно относится с уважением.

К людям, которые исповедуют другие религии, нужно относиться с уважением, ценить ту свободу выбора, которую дал человеку Господь

А как понять их религию? 

– А зачем вам их религию понимать? Тут бы в себе разобраться. Понятно, что они не исповедуют Христа. Заблудились они или нет? С нашей точки зрения, наверное, это так. Но Господь им дал эту свободу выбора, и надо относиться именно с уважением к тому, что они как раз реализуют данную Богом свободу. Если они не нарушают уголовный кодекс, то это всё.

Как относиться к отцу Андрею Конаносу, который снял сан? 

– Это трагедия. Я думаю, что это изначально была попытка человека жить, быть верующим и проповедовать, правильно жить, но потом он поддался действию страстей. Я не оцениваю это никак, просто понимаю, что это некая такая трагедия. Когда уходят монахи – это трагедия для монастыря, для прихода. Поскольку Андрей Конанос – публичный и известный человек, то это определенного рода трагедия масштабная.

Можно ли женщинам посещать храм в открытой обуви, одежде и с открытыми плечами?

– Девиз жизни христианской – не служить для других соблазном. Понятно, что женщины хотят быть красивыми, привлекательными и идут часто на какие-то ухищрения для того, чтобы такими быть, но в храме вообще тяжко это всё, потому что этим вы отвлекаете людей, и человек, который рядом с вами стоит, или мужчина, который вынужден бороться с помыслами, или бабушка, которая тоже вынуждена бороться с помыслами и с желанием вас поколотить. А вдруг она не переборет? Вы рискуете. 

Девиз жизни христианской – не служить для других соблазном

Отношение православия к телу человека? Право человека распоряжаться своим телом, забота и уход за ним. Где и в чем мера? 

– Излишнее плотоугодие является грехом и не приветствуется святыми отцами, осуждается. Но нанесение вреда своему телу тоже является грехом и изначально порицалось, потому что у нас всегда какой-то путь крайностей. Когда сказали, что угождать телу нельзя, появились такие ревнивые активисты, которые начали себя калечить, – и это тоже под запретом. 

Все-таки здоровье наше – это дар Божий, и потратить его впустую, бездарно погубить – это неправильно. Есть какие-то моменты в жизни, когда мы сознательно жертвуем собой, жертвуем своим здоровьем, приносим жизнь свою в жертву для того, чтобы получить жизнь вечную, – это одно. Но, с другой стороны, когда наше здоровье тратится по нашему нерадению, по глупости или благодаря собственному безумству, и мы пытаемся прикрыться чем-то духовным, то это тоже неправильно. И по факту, действительно можно, как герои войны, закрыть амбразуру грудью и дать возможность дальше победить своим собратьям, принести себя в жертву, чтобы не пали другие, а можно потратить жизнь в пьянках-гулянках, просто в нерадении. Сейчас наука, медицина и физиология прогрессируют, развиваются, и нам уже понятны какие-то принципы, которые помогают продлить нашу жизнь и не превратиться в обузу для окружающих. И если мы пользуемся какими-то данными этой науки, то, я думаю, это только плюс. А когда люди, которые долго воздерживаются от еды, вегетарианцы или жесткие веганы, кроме еды больше ни о чем говорить не могут – это тоже уже перебор. У них все разговоры связаны с тем, что они поели и насколько они причинили, так сказать, пользы своему здоровью, – тут тоже какой-то перебор.

Каково отношение Церкви к психотерапии и психологии? Допустимо ли православному обращаться за какой-то помощью и стоит ли исключительно держаться духовника? 

– Психология – относительно молодая наука, есть какие-то вещи, которые, безусловно, вам помогут. И священник не является психологом – это тоже надо понять. Выбирайте нормального специалиста. Другое дело, меня пугают современные семейные психологи, которые начинают тебе подсказывать, как разобраться в сложных жизненных ситуациях. Но при этом придерживаются абсолютно других принципов жизненных и исповедуют другие какие-то ценности. Да, есть психологи, которые помогают наладить отношение в семье, а есть люди, которые могут навредить. 

Что отвечать православной сестре на вопрос: «Можно ли выходить замуж за нехристианина?» И у святых отцов, и у священников читала, что делать этого нельзя. 

– Здесь какого-то жесткого запрета нет. В Апостоле читаем: Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7: 4). На самом деле, это очень сложный вопрос и очень деликатный. Запретить тоже нельзя, если люди увлечены и начинается любовь, и препятствовать человеческому счастью нельзя. Но надо понимать, что возможны какие-то определенные сложности: в образе жизни, в воспитании детей. Для нас очень болезненно, что ребенок находится вне Церкви. Вера – это внутреннее сокровище человека, и воспитывая детей, мы с ними делимся какими-то нашими сокровищами, все лучшее отдаем детям. Не самое главное, что мы ребенка обеспечиваем материально, самое главное, что мы ему даем определенные нравственные понятия, передаем веру. И здесь проблема, как быть? Как не поделиться с ребенком верой?

Вера – это внутреннее сокровище человека. Воспитывая детей, мы с ними делимся сокровищами – лучшее отдаем детям

Батюшка, скажите, пожалуйста, нужно ли ходить часто в храм? Имеем ли мы право давать советы в храме? 

– Насчет советов есть хорошая русская пословица: «Не спрашивают, не сплясывай». К сожалению, мы все очень любим давать советы. В Деяниях Апостолов сказано: Не многие становитесь учителями, не торопитесь давать советы (Иак. 3: 1). Другой момент интересный: когда спрашивают, как поступить, мы начинаем манерничать и не даем нужный совет. Так вот, если у вас спросили совета – дайте, но не торопитесь выплескивать всё, что вы накопили за многие годы, – всю свою науку сразу выплеснуть на спрашивающего. А часто ли нужно ходить в храм? Вопрос сложный. Мы ориентируемся на апостольское правило, согласно которому человек, который не причащается и отсутствует более двух воскресений в храме, сам себя отлучает от Церкви. Апостольское правило говорит о том, что нужно, а дальше мы сами регулируем свою жизнь. 

Еще вопрос, насколько часто нужно причащаться? Это всегда такой вопрос открытый, много разных традиций было выработано за двухтысячелетнюю историю христианства, – и традиции подготовки к Причастию, и поста перед Причастием. Кто-то постится перед причастием три дня, кто-то – день, кто-то вообще не постится перед Причастием… И попробуй там скажи, что они неблагочестивые. Конечно, те, кто причащался раз в год, могли поститься целый месяц перед Причастием. Те, кто придерживается как раз такой, на наш взгляд, более логичной традиции – причащаться за тем богослужением, на котором ты присутствуешь, – те уже постятся не так усердно. Существуют и сплошные седмицы, и апостольскими правилами запрещено в эти дни поститься, и многие из-за этого считают, что они не могут приготовиться и участвовать в таинстве Евхаристии, – это тоже странно на самом деле, когда подготовка важнее, так сказать, самого действия. 

Как укрепить веру, если она слаба? Как привести в Церковь неверующих родственников? 

– Знаете, насчет родственников всё очень деликатно. Опять-таки вспоминая цитату из Апостола: Не многие становитесь учителями. Часто вновь обращенные христиане, неофиты, читают Евангелие и с особенной внутренней трепетностью воспринимают одну фразу, что враги человека домашние его (Мф. 10: 36). И они с врагами начинают бороться. Не надо этого делать, ни к чему хорошему это не приведет. А наоборот, часто случаются жизненные трагедии. Достаточно аккуратно надо быть, надо себя сдерживать в благочестивых порывах. Как, помните, «души прекрасные порывы» («души» – это глагол). 

Не торопитесь никого приводить в храм. Молитесь за близких. Часто мы недооцениваем силу молитвы и не понимаем, насколько она важна. Набирайтесь терпения в молитве и будьте как раз максимально приветливы, отзывчивы, и люди заинтересуются верой. Но если вы превратитесь в скучных проповедников, то, как правило, родственники в вашем лице постепенно начинают ненавидеть и Церковь. Так что не дискредитируйте веру, делайте всё аккуратно. Люди придут к вере сами, если увидят, что вы достойные христиане. Если они в вашем лице увидят достойных христиан, людей, которые, несмотря ни на что, борются со своими недостатками, пытаются быть помощью для ближних, конечно, их начнут интересовать вера и Церковь. Если вы превращаетесь в такого «бу-бу», начинаете ходить и бубнить: «Всё, не спасешься, ты делаешь все неправильно, ужас, в ад попадешь...» и так далее, то, конечно, ни к чему хорошему это не приведет. 

Не торопитесь никого приводить в храм. Молитесь за близких

И помните, что вера – это дар Божий. Доказать не сможете, заставить не сможете, но просить у Бога, чтобы Он помог вашим близким и дал этот дар – да. Ведь вера – это так же, как и любовь. Человек ее или ощущает, или не ощущает. Любовь в человеке может угасать, так же, как и вера может, действительно, ослабевать, и, конечно, ее нужно поддерживать. Как? Читайте святых отцов. Потому что за несколько минут тут не обсудишь этого.

Что такое страх Божий и как его постоянно иметь, находясь в храме и в повседневной жизни? 

– Страх Божий – это не паника и не какие-то безумные дьявольские страхования. Это, прежде всего, память о Боге. Такая добрая, хорошая память и боязнь оскорбить. Понимаете, мы можем бояться, ведь интересен такой евангельский девиз: «не бойтесь». Страх каких-то перемен, страх людей – это явно не страх Божий, и это грех. И в Апокалипсисе говорится о том, что такие боязливые, к сожалению, Царствия Небесного не наследуют, а их ожидает нехорошая участь (см.: Откр. 21: 8). 

Страх Божий, когда мы боимся оскорбить Бога и совершить грех – это правильный страх. 

Страх Божий – когда мы боимся оскорбить Бога и совершить грех

Как постоянно его иметь? Неважно, где, в храме или в повседневной жизни, есть такое понятие, как трезвение. В духовной жизни это какая-то сосредоточенная внутренняя жизнь – это и есть трезвение. 

В Крещении прощаются все грехи. После Крещения сразу причащают. Слышал об исповеди перед Крещением. Возникает вопрос о чине покаяния. Ведь не могут же исповедоваться некрещеные?

– Дело в том, что здесь нет никакой формальности. Человек, который крестится взрослым, в сознательном возрасте обретает веру. И обретение веры – это, в том числе, и покаяние. И не так здесь важно, крещеный ты или нет. Ты признаешь свои грехи и хочешь отказаться от греховной жизни. Это возможно, почему нет?

Кто имеется в виду под «пришедшим на званый пир в небрачной одежде» (см.: Мф. 22: 11)?

– Что такое брачная одежда? Это, конечно, внутренняя чистота и наше желание. Нас приглашают, мы все званные на этот пир. Пир в данном случае можно рассмотреть и как Евхаристию, и как в целом Церковь. Не все званые входят на пир, и среди тех, кто входит, действительно не все в этой правильной брачной одежде. Мы говорим о некой одежде, в которую человек облачается, которая является символом чистоты и адекватности в данной ситуации тому месту, в котором человек находится. Если ты приходишь на бал в рваной телогрейке и в грязных валенках, которые ты не стирал несколько месяцев, скорее всего, тебя попросят удалиться, то есть ты не в то место пришел, в буквальном понимании. И также если ты с нечистой душой находишься, ты похож на человека в небрачной одежде, вне той необходимой одежды внутренней. И здесь, скорее всего, тебя тоже попросят удалиться с этого праздника жизни. 

Что выносят монахи под колокольный звон из храма в деревянной чаше?

– Просфору Богородичную, которая называется панагией. И дальше совершается чин о Панагии. Это традиционное продолжение монастырского богослужения, мы идем в трапезную, там молимся, читаем по чину дальше молитву, вместе едим, разделяем эту просфору и вкушаем по маленькой части от нее. 

Как научиться терпению, когда близкие срывают на тебе плохое настроение?

– Как-то надо учиться. Мы же все такие тренажеры друг для друга. Мы приходим в спортивный зал, и там десятки разных тренажеров, которые созданы для того, чтобы развивать определенные группы мышц. И мы тоже в обществе попадаем в такое окружение тренажеров в виде людей, которые в нас развивают добродетели терпения, смирения, рассудительности и так далее. Не существует каких-то таких четких духовных программ, движений, когда бы мы могли там что-то сделать так и так, впасть в какое-то такое состояние благожелательного спокойствия, мудрости, когда вокруг скандалящие ближние сразу овеиваются нашей благодатью, замолкают и начинают читать псалмы. Такого нет. Но одно мы знаем, что победить какие-то свои грехи и страсти мы можем, взращивая какие-то добродетели. И тут, скорее всего, желание чего-то достичь, развиваться духовно и стремиться к духовному совершенствованию помогает нам бороться с какими-то страстями. Потому что страсти победить мы не можем, и святые отцы говорят, что страсти в нас живут и только на какой-то момент успокаиваются, и они похожи на спящих хищников, которые при каком-то нашем неловком движении просыпаются и начинают на нас нападать и кусаться. 

Страсти похожи на спящих хищников: при нашем неловком движении просыпаются и начинают на нас нападать и кусаться

Правильно ли всегда во всем на злобу, наглость отвечать добром? Или все-таки по справедливости? 

– Всё должно быть разумно и рассудительно. Если человек ведет себя действительно каким-то неподобающим образом, почему мы не должны его останавливать? И понятие о смирении. Есть же действительное смирение, а есть ложное смирение. Вы идете по улице, видите, как хулиганы избивают человека, и вас посещает благочестивая мысль: «Это же воля Божия, видно, Господь так все судит. Помолюсь я за них». И тихонечко уходите в уголок, чтобы вас не заметили, встаете на колени и начинаете читать молитву – это очень благочестиво, но по-христиански или нет? 

Смиряться с неправдой – не стоит!

А если женщина стала свидетелем драки? 

– У женщины тоже есть свои методы. И мужчине не обязательно кидаться в драку. Есть еще и изобретательность какая-то. Ты можешь повести себя совершенно неожиданно, неординарно: можешь завизжать «милиция», или что-то сделать, поступить каким-то образом неравнодушно, не проявив этого ложного смирения. Но смиряться с неправдой – не стоит. 

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить