Пастырские встречи. Поминовение усопших

К Троицкой родительской субботе

В субботу 19 июня, в канун праздника Пятидесятницы, святая православная церковь совершает вселенское поминовение всех в вере почивших православных христиан, скончавшихся в надежде воскресения и жизни вечной. Эта суббота носит название Троицкой родительской. Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве. По христианскому обычаю в этот день после богослужения принято посещать могилы усопших. Вопросы, как правильно поминать усопших, какую молитву можно совершать, если человек ушел некрещеным, часто задают прихожане во время пастырских встреч в кафе«Несвятые святые».

Отвечает иеромонах Афанасий (Дерюгин):

– Мой вопрос про родительскую субботу. Сегодня большой вселенский праздник для усопших. Они видят, слышат, кто к ним пришел, кто их поминает? Какая связь сегодня между живыми и усопшими?

– Она разная, в зависимости от того, где эти ваши усопшие и как вы молитесь. Но связь между людьми, конечно, есть, мы все связаны друг с другом невидимыми нитями, и когда дорогой нам человек покидает этот мир, наше общение с ним не прекращается. Его здесь нет, но мы в первое время даже отказываемся в это верить. Мы его похоронили, попрощались с ним, но он как будто все еще с нами. Усопшие по-прежнему связаны с нами и продолжают нуждаться в нашей заботе. Эту заботу мы можем проявить, молясь об этих людях.

– Мне от бабушки остался старинный помянник, довоенный. Иногда думаешь: а все ли крещеные, кто у нее записан в этом помяннике?

– Молитесь за всех, как за крещеных, в меру ваших сил и возможностей.

Отвечает иеромонах Лука (Ауле):

– Батюшка, вчера похоронили брата, крещеный, но не воцерковленный, ни разу не причащался и не исповедовался. Смерть от онкологии, после сильных страданий. В храм он мог зайти, только чтобы поставить свечу. Может ли он спастись?

– Во-первых, он был крещен. Во-вторых, он не был против Господа, правда? И в церковь он заходил. Наверное, это все, что он мог сделать. Что-то, видимо, его останавливало, не пускало. За него молиться можно и обязательно нужно, и, я думаю, на том, кто будет за этого человека молиться, и будет ответственность, чтобы его вымолить. А в конце жизни он очень сильно страдал и мучился, и, возможно, через это страдание он очистился от всего негативного, что он собрал за свою жизнь. Это все, что он мог, и то, что ему дал Господь. Нужно всегда помнить: судьи не мы, судья нам всем Господь, а мы с вами должны за него молиться. И что бы с человеком ни происходило, никогда не надо терять надежды, надо молиться и уповать на милость Божию.

Что же касается того, что ваш брат не причащался, помните, к батюшке Серафиму пришла женщина, которая сильно убивалась из-за того, что то ли ее брат, то ли муж умер без Причастия, а он ей говорит: «Бывает, на земле не причастят, а ангелы на небе причастят. А бывает, и причастят на земле, а человек не причастился, так и ушел». Какая его участь, ведает один Бог. Но можно сказать, что если он ходил в храм, ставил свечи, носил иконочку, значит, он все-таки был верующий человек, и Господь знает, как его спасти. А с нашей стороны должна быть о нем молитва. И вообще, молитва Церкви о таких людях всегда есть, на каждой службе.

Если человек ходил в храм, ставил свечи, хотя и не причащался, значит, он все-таки был верующим, и Господь знает, как его спасти

– С темой смерти связана и тема жизни и воскрешения. Давайте поговорим про евангельский эпизод – воскрешение Лазаря. Расскажите о нем, пожалуйста.

– Это великое евангельское событие, когда Господь воскрешает четверодневного Лазаря, друга Господня. Удивительно то, что когда Господь со Своими учениками был далеко от Вифании, где все это случилось, Он сказал ученикам: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали (Ин. 11: 14–15). И, когда Он пришел с учениками на гробницу, плакали все, плакали сестры Лазаря, и одна из сестер, Марфа, сказал Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой (Ин. 11: 21). Господь говорит ей: Воскреснет брат твой. Она отвечает: Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Господь ей говорит: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек (Ин. 11: 23–26). И вот Он подошел к пещере, где уже четыре дня находился Лазарь, и попросил, чтобы открыли крышку гроба, так как по иудейской традиции гробница закрывалась огромным тяжелым камнем, который было невозможно отодвинуть одному человеку или даже двоим. Когда ее открыли, Он сказал: Лазарь! иди вон (Ин. 11: 43). И Лазарь вышел, по иудейскому обычаю обвитый погребальными пеленами, и это было для всех иудеев великим чудом.

Тут есть один интересный момент: дело в том, что иудеи очень обрадовались, и слух о том, что случилось, разнесся сразу по всему Иерусалиму среди иудеев, поэтому они Его и встречали, как царя, резали пальмы, клали одежды, восклицали: Осанна! благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев! (Ин. 12: 13). И совсем скоро те же самые иудеи кричали: Распни, распни Его! (Ин. 19: 6). 

Так почему же они Его встречали? Когда Господь совершил такое чудо, это чудо видели все, в том числе фарисеи, ведь Лазарь сам был фарисеем (фарисеи – это была секта в иудаизме, которая возникла после возвращения евреев из Вавилонского плена и призывала исполнять до буквы закон Моисеев, чтобы больше такое не повторилось). Лазарь был праведник, и Господь его очень любил, а также его сестер, Марию и Марфу. Они были друзья Господа, Он находил утешение у них в доме, Он приходил и с ними общался. И когда все иудеи, которые пришли на похороны Лазаря, увидели такое чудо, что Лазарь воскрес, будучи четверодневным, то есть он уже смердел, он четыре дня лежал во гробе, они возрадовались и сказали: «Как здорово! Это наш царь! Мы – самые сильные, потому что мы сейчас пойдем воевать с теми же римлянами, кто-то из нас погибнет, но наш царь нас тут же воскресит. Мы бессмертны!» Эта весть мгновенно разнеслась по Иерусалиму, поэтому Его и встречали, как царя, как победителя, как того, кто спасет их в этой, земной жизни. Но когда Он вошел в храм и стал учить о том, что есть Царство Божие, призывать их раздавать свои имения нищим, объяснять, что Царство Его не здесь, на земле, а на небе, они оказались к этому не готовы.

Как вы, наверное, помните, в иудаизме было две секты, фарисеи и саддукеи, и они между собой постоянно спорили: фарисеи считали, что будет воскресение, а саддукеи – что его не будет (ср. Мф. 22: 23). И вот, когда Господь вошел и стал учить о том, что грядет Царство Небесное, что будет иной мир и все будет там иное, иудеи были очень разочарованы, потому что они ждали Мессию, чтобы Он помог им устроиться в этой, земной жизни. По Священному Писанию, он придет, только это будет не истинный Бог, а антихрист (ср. 1 Ин. 26: 18). Антихрист придет и устроит именно эту, земную жизнь, и поначалу все будут ей рады, а христиане будут гонимы и будут терпеть большие страдания.

– Если Иисус Христос был уверен, что Лазарь воскреснет, то почему Он плачет? Это объясняют тем, что так проявляется Его человеческая природа, но все-таки, почему Он прослезился (ср. Ин. 1:, 35)?

– Помните, как Иисус Христос находился на корме лодки, лодку било волнами и ученики уже погибали, а Он спал (ср. Лк. 8: 23–24)? То есть Он так сильно уставал, что Его уже ничто не могло разбудить. Он имел человеческую немощь: Он уставал, хотел спать, Он взалкал, когда постился в пустыне сорок дней (ср. Мф. 4: 2). Ему было жалко Лазаря, как друга и как любимого ученика. Господь был Богочеловек, то есть Он был Бог и одновременно человек и имел такую же природу естества, как у нас с вами, единственное отличие состояло в том, что в Нем не было греха. И, следовательно, Он не мог умереть. Господь добровольно принимает на Себя смерть на Кресте за всех нас.

Отвечает иеромонах Ириней (Пиковский):

– Как лучше поминать своего усопшего крещеного родителя?

Этот вопрос предполагает, что существуют разные степени поминовения. Хотелось бы уточнить, лучше – это глубже, сильнее или чаще? Мы же в слово «лучше» самые разные оттенки вкладываем. Например, в еде, как лучше питаться? Лучше – это больше, разнообразней или чаще? Для каждого человека это по-своему. «Лучше» – многосторонняя категория, когда мы говорим о количестве и качестве молитвы. Что лучше: прочитать пять акафистов и три канона или прочитать одну кафизму Псалтири? Как эти вещи можно соизмерить? В молитве «лучше» не всегда измеряется количеством, тут очень важен сам настрой, подход к молитве. Помните, что Христос говорит нам в Нагорной проповеди? Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет чтонибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5: 23–24). И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (Мф. 6: 12).

В молитве «лучше» не всегда измеряется количеством, тут очень важен сам настрой, подход к молитве

Мы приступаем к молитве, читаем «Отче наш». Вот вопрос: мы задумываемся над этими словами, когда молимся, или мы механически читаем эту молитву? Все молитвы, которые создавались древними подвижниками, были ими созданы после прохождения определенного рода аскетической школы, приобретения какого-то опыта духовной жизни. Многие из этих молитв выстраданы, то есть человек сначала что-то преодолел, какую-то болезнь в себе излечил, а потом произнес эти слова. Это означает, что чтение любой молитвы предполагает наше серьезное отношение к Тому, к Кому мы в этот момент обращаемся, и к нашему духовному состоянию. 

В особые дни поминовений лучше прийти в храм и поучаствовать в соборной молитве, потому что она имеет всегда большую силу, чем молитва индивидуальная. Христос говорит: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 20). Когда двое или трое вместе соглашаются молиться, наступает резонанс – вот как бывает звуковая волна, если мы поем в унисон, она громче, слышнее, так и в нашей молитве: она резонирует и, как фимиам, взлетает к небу, к алтарю Господню. Но мы должны помнить о том, в каком состоянии мы приходим молиться. Это не праздный вопрос, потому что некоторые люди пишут в записках «за упокой» не только своих близких усопших, но и живых, совершенно незнакомых людей или даже недругов: назло живому другу запишу его в записку «за упокой», и пусть Господь накажет моего соседа, который через день подтапливает меня своей водой. Понятно, что у нас не должно быть никакой озлобленности, у нас должна быть любовь к тем людям, за кого мы молимся за упокой. Не безразличие, не равнодушие, а любовь. 

Естественно, мы не должны перекладывать ответственность в молитве за своих усопших сродников на священнослужителей. Давайте будем реалистами: когда батюшке приносят одну записочку в день, там три имени, и еще при этом человек объясняет, что это за люди, как они жили, а главное, что он их знал, тогда ему легче за них молиться. А когда тебе приносят целую стопку записочек, то на тысяча первой ты, читая имя Александр или Татьяна, уже не понимаешь, что с тобой происходит и кто все эти люди. Важно личное участие в молитве. Я видел, как поминают усопших на Святой Горе Афон: там нет толстых синодиков. Есть какой-то прихожанин, он почил. Звонит родственница игумену или учиненному брату, который на телефоне, и говорит: «Вот, к вам такой Янис приезжал. Вот, он три дня как скончался. Помяните его, пожалуйста». И отвечающий по телефону, какой-нибудь архондаричный или игумен, записывает на бумажке это имя, идет в трапезную, там есть специальная доска для поминовений, прямо на кухне, прикрепляет туда бумажку, и братья, когда готовят еду, не празднословят, а молятся, и они сутки, двое, трое, пятьсот, тысячу раз поминают это имя все вместе, одно имя. Я думаю, здесь есть существенная разница по сравнению с нашей русской действительностью, когда батюшка каждый день поминает по пятьсот разных имен. Поэтому, если говорить об ответственности, надо, чтобы те люди, которые приносят записки, сами участвовали в богослужении, не перекладывали на священника поминовение усопшего, не ограничивались заказом сорокоуста, а сами читали Псалтирь. Если тебе что-то непонятно, разберись, чтобы стало понятно.

Надо, чтобы люди, которые приносят записки, сами участвовали в богослужении, не перекладывали на священника поминовение усопшего, сами читали Псалтирь

– Что есть правильная молитва?

Мы часто обращаемся к Богу как к Царю Небесному, Единому в Троице. Давайте представим себе какой-то большой зал, где на троне сидит царь, справа и слева вокруг него стоят министры, и вот мы приходим к нему на поклон. Если мы обращаемся к царю с просьбой, как правило, мы еще и что-то ему обещаем. Ну, кто идет к царю без каких-либо даров? Бог от нас не требует материальных даров, но Он требует твердости в том, что мы обещаем. Мы должны пообещать Ему какую-то добрую совесть. Покаяние предполагает, что мы обещаем исправиться, не повторять свои грехи. Это не пустой звук. То есть когда мы просим у Бога какие-то блага, или заступничество, или что-нибудь еще, предполагается, что мы в этот момент и сами берем на себя какую-то ответственность. Слово «завет», а мы вступаем в Новый Завет, предполагает двусторонние отношения. Не только Христос за нас пролил кровь, но и мы должны быть достойны Крови Христовой. Это значит, что мы должны быть ответственными участниками молитвы и самого завета.

Когда мы просим у Бога заступничества, предполагается, что мы в этот момент и сами берем на себя ответственность. Мы вступаем с Ним в Новый Завет

В начале Псалтири, в преамбуле, сказано: «Постой немножко молча, пока утишатся все твои чувства, а потом, не борзяся (то есть, без какой-то дерзости, без экзальтации)» начни читать следующие слова: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых (Пс. 1: 1). Таким образом, если мы говорим о любой молитве, за живых или за усопших, то, конечно, приступая со страхом и трепетом, мы должны понимать, пред Кем мы предстоим. Молитва предполагает некую тишину сердца.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить