Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!

Митрополит Буэнос-Айресский и всей Аргентины Иаков (Эль-Хури) – иерарх Антиохийской Православной Церкви. Родился в 1987 году в Ливане, закончил богословский факультет в Баламанде. Получил докторскую степень по богословию в университете г. Салоники за работу «Добродетель и порок по учению святителя Василия Великого». В университете Баламанда преподавал патристику, отличается любовью к монашеству. Ниже предлагается его краткая проповедь на день грядущий.

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17). Этими словами, возлюбленные, Господь наш Иисус Христос объявляет начало Своего евангельского служения. Его призыв – это призыв к покаянию и приглашение всех людей в Свое Царство. Христос учит нас, что покаяние – это наш путь к Царству Божию, куда нет другого пути.

1 (2).jpg
Святой Иоанн Предтеча указывает иудеям на Христа

В прошлое воскресенье евангелист Марк рассказал нам о том, как святой Иоанн Предтеча шел впереди Господа, проповедуя покаяние: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мк. 1: 2). В нынешнее воскресенье Христос благословляет проповедь Крестителя, подтверждая его учение, и открывает нам большее, а именно: цель покаяния – Свое Царство.

Для начала зададимся вопросом: что такое покаяние? Покаяние, возлюбленные, – это проживание нами каждого мгновения жизни с видением перед собой Царства Божия, это жизнь земная с надеждой на жизнь вечную. Покаяние означает освобождение человеческого сердца от удовольствий и соблазнов этой жизни, освобождение его от мирских попечений. Покаяться – значит прилепиться к Богу.

Покаяние – это проживание нами каждого мгновения жизни с видением перед собой Царства Божия

Современные люди в своем стремлении к Богу ищут покаяния, но их покаяние зачастую неустойчиво. Почему так происходит? Почему мы не можем по-настоящему покаяться? Настоящее покаяние, приводящее к Царству Божию, должно быть совершенным, неизменяющимся, постоянным.

Но мы обычно каемся на словах, или неполно, или совсем кратко, или это покаяние лишь на несколько мгновений. Наше покаяние не достигает своей полноты, если мы отдаем Богу только какой-то аспект или момент нашей жизни. Такое покаяние является фарисейским, это нечто сухое и бесплодное, о чем Бог печалится в отношении человека, который пытается оправдаться, но не стремится к тому, чтобы Бог помог ему стать праведным.

2 (4).jpg
В.Киреев.«Зеркало» t.me/vladimir_n_kireev

Настоящее покаяние – это не свод неких религиозных обязанностей, законов или канонов. Живые отношения между Богом и человеком не основываются на каких-то правилах и обязанностях. От нас требуется полностью отдать себя Богу, нашему Отцу. Строка из Писания «Сыне, даждь Ми твое сердце» (Притч. 23: 26) означает необходимость отдать Богу всего себя, причем в каждый момент жизни, а не только во времена трудностей, или искушений, или просто время от времени.

И, наконец, возникает следующий вопрос: как же нам пребывать в покаянии посреди этого беспокойного мира? Болезнь, от которой страдает современный мир, – это забвение Бога. Мир переполнен различными предметами потребления и роскоши, средствами для удовольствий, отдыха и развлечений. Все это людям нравится и привлекает их внимание. И в этом колоссальном изобилии и доступности всего Бог в жизни человека обычно оказывается в забвении, а жизненные приоритеты определяются в соответствии с культурой потребления.

Болезнь, от которой страдает современный мир, – это забвение Бога

Поскольку приобретение все новых вещей и услуг отнимает у человека много времени и усилий, его жизнь тратится напрасно. Таким образом, люди все больше удаляются от истинной цели своего существования – быть гражданами неба. Люди не используют все эти ресурсы как инструменты и средства для служения Богу и ближним и для умножения любви. Поэтому покаяние является лекарством от недуга забвения Бога в нашей жизни. Покаяние требует от нас возвращения правильного порядка жизненных приоритетов в соответствии с парадигмой Царства Божия. То есть от нас требуется сделать выбор в пользу того, что действительно полезно для нашего спасения и стяжания Царства Небесного. И нужно отбросить все, что плохо, суетно и бесполезно.

3 (4).jpg
Митрополит Иаков (Эль-Хури). youtube.com

Мы должны оставаться бдительными и трезвенными и следить, чтобы наши сердца не привязывались к какому-либо земному попечению до такой степени, чтобы это становилось навязчивой идеей, отвлекающей нас от гораздо более важного попечения. Самым главным попечением для нас должен являться Господь Бог. Итак, во всем мы должны искать Царства Божьего: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33).

Наше покаяние должно заключаться и в том, чтобы мы предпринимали любые действия, прежде помолясь: «Отче наш, сущий на небесах!» (Лк. 11: 2). Также нужно воздерживаться от любой деятельности, перед которой мы не можем помолиться и испросить на нее Божие благословение.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Arab Orthodoxy

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить