Притча о богаче и Лазаре + АУДИО

Проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице

1 (51).jpg

Проповедь игумена Павла (Полукова). Неделя 21-я по Пятидесятнице. 6 ноября 2022 г. (Продолжительность 00:16:00 мин, размер 21,9 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, братья и сестры, святая Церковь в Евангелии нам предлагает притчу о богаче и Лазаре. Между прочим, не все исследователи Священного Писания ее считают притчей, потому что фактически это единственное место, где в так называемой притче используется имя – Лазарь. В основном – «домоправитель, хозяин, раб, слуга», без имен. И некоторые исследователи Священного Писания считали, что, возможно, это то, что называется «быль».

В этой притче мы слышим о двух людях: о богаче, имя которого не называется (это тоже имеет свое значение), и о Лазаре. Мы знаем, что богач был настолько богат, что мог позволить себе одеваться в порфиру и виссон, а это очень дорогая одежда того времени. В древнем мире одежды были простые, грубые по отделке, и одежда, которую мы сейчас с вами носим ежедневно, приятная для тела, в то время была очень дорогой. Виссон – это нижняя одежда из очень тонкой нежной ткани, а порфира – это, по сути, царская одежда. И хотя мы знаем, что этот человек не был царем, но в своем богатстве он, возможно, даже превосходил и некоторых царей.

И второй момент, на который обратим внимание: богач праздновал каждый день, устраивал великолепные пиры, большие и блистательные, как сказано в Священном Писании.

2 (46).jpg

Исследователи размышляют: так это было на самом деле или это некая гипербола, чтобы противопоставить положение богача положению Лазаря? Представьте современного человека, например достаточно богатую женщину, у которой есть очень дорогая шуба. Будет ли она носить ее каждый день? Скорее всего, только на какие-то важные для нее светские выходы. Пиры каждый день – это тоже затратно, хотя, с другой стороны, даже в нашей классике есть пример: Евгений Онегин не один раз, а по два, по три раза в день успевал на какие-либо пиры.

Лазарь – это противопоставление богачу. Это совершенно несчастный человек. Он лежит у ворот, он болен. В Священном Писании говорится, что он имел струпы, другим языком, болячки, которые он соскребал. Это позволяло некоторым исследователям Священного Писания делать вывод, что он был болен проказой. Это еще и изверженный из общества человек. Он хотел бы питаться крошками от стола, но не было такого человека, который позволил бы ему это. И единственное утешение, которое у него было, – это псы, которые приходили и лизали ему раны.

Проходит время, умирает и тот, и другой. Богача хоронят. Наверное, это были пышные похороны. Лазаря, как сказано в Священном Писании, ангелы несут на лоно Авраамово. Что такое лоно Авраамово? По учению нашей Церкви, по Священному Писанию, до пришествия в мир Христа и до Его искупительной жертвы рай был закрыт даже для праведников. Но тем не менее в аду, как мы его понимаем, как понимает его Священное Писание, было некое подразделение на геенну огненную и лоно Авраамово. 

3 (38).jpg

И вот богач, видя Лазаря, видя Авраама, обращается к нему: «Отче Аврааме, пошли Лазаря хотя бы перстом своим омочить мои губы» (см.: Лк. 16: 24), – прося чуть-чуть уменьшить жажду и страдание. И Авраам отвечает ему, что между ними пропасть и что нет такой возможности, ибо каждый получил свое. Богач получил все, что мог получить, на земле, при своей земной жизни. Лазарь же, не имея ничего там, получает что-то здесь.

И вдруг этот человек вспоминает о своих братьях и обращается к Аврааму с просьбой хотя бы послать кого-то к ним, потому что они живут так же, как жил он. Теперь-то понял, к чему это ведет, и хотел бы и их оградить. Но Авраам отвечает очень просто и вместе с тем так доходчиво: «Имеют Моисея и пророков», – то есть имеют закон. И если кто из мертвых воскреснет, не поверят, если не верят Моисею и пророкам и не исполняют.

Такая удивительная притча. Она, с одной стороны, краткая, а с другой стороны, как все притчи и все Священное Писание, очень глубокая и многогранная. На что бы хотелось обратить внимание? Наверное, это притча об упущенных возможностях. Один современный проповедник предложил посмотреть, как бы могла звучать по-другому эта притча и какие были бы у нее последствия. Тот же самый Лазарь, тот же самый богач, но богач приказывает своим слугам приносить Лазарю крохи со своего пира. Богач иногда посылает людей для того, чтобы омыть его раны, и делает ему какую-то небольшую скромную лачугу. Умирают оба, и оба оказываются на лоне Авраамовом.

И наоборот. Богач о Лазаре не заботится, но Лазарь проклинает все и вся. Проклинает этот мир, который так несправедливо устроен, злится на богача, на свою жизнь и только ропщет, ропщет и ропщет. Умирают оба, и оба попадают в геенну огненную. В этих трех вариантах развития событий, по-моему, можно найти хороший ответ на многие наши вопросы.

4 (29).jpg

Поражает еще одна фраза: «Между нами и вами утверждена великая пропасть» (Лк. 16: 26). А ведь как часто бывает и в нашей жизни, что между людьми пропасть, и пропасть непроходимая. Конечно, какое-то расстояние должно быть между родителями и детьми, между учителями и учениками, между мужчиной и женщиной. Но беда, когда появляется пропасть и одни других совершенно не понимают.

Мы сейчас с вами находимся в центре Москвы и видим за стеклами ресторанов людей, которые тратят там, наверное, не одну тысячу. И не в том дело, что они тратят, а в том дело, что, выходя из ресторана, они чаще всего совершенно не обращают внимания ни на кого. Появляется пропасть, и пропасть эта действительно иногда бывает непроходима. Но эта пропасть может исчезнуть тогда, когда мы немного задумываемся о своей жизни. Ведь в этой притче есть вероучительный момент. Жизнь не кончается здесь, на земле, она продолжается. Мы совершаем этот переход – смерть – и идем дальше. Второй момент: наша память, все наши действия, все наши слова – все остается с нами, мы все помним. Более того, не один святой Церкви говорил, что во время Страшного Суда мы будем иметь такое свойство: знать всё о всех, и все всё будут знать о нас. Этот суд, мне кажется, самый страшный: когда я стою и понимаю, что многие миллиарды людей, которые жили до меня, и во время меня, и, может быть, после меня, знают обо мне все. То, что я хотел, может быть, утаить, или чего я не стыдился, или в чем я хотел исправиться, но не смог.

Этот суд самый страшный: когда многие миллиарды людей знают обо мне все
Расскажу небольшой случай из жизни рабы Божией Натальи.Она была из хорошей семьи, с хорошим образованием, очень удачно в 90-е годы вышла замуж, муж ее был богат, влиятелен, но был очень тяжелого характера. И он фактически над ней издевался: бил ее часто, ругался с ней. И так случилось, что в один из таких моментов она схватила нож, нанесла удар и убила его. Был суд, конечно, и все его родственники постарались, чтобы ей дали максимальный срок, от нее родственники отвернулись, она попала в тюрьму, отсидела свой срок, вышла, и, когда вышла, оказалось, что у нее нет ничего: ни дома, ни близких, никого. Она оказалась бомжом. Она просила милостыню, какая-то благочестивая прихожанка взяла ее к себе, позволяла ночевать. Наталья была удивительным человеком: часто сидела возле храма выпившая, но всегда – с книгой западных или русских классиков, философов. И когда она набирала какую-то сумму, покупала не дешевое вино, а бутылку белого вина.

Прошло некоторое время, и люди стали замечать, что Наталья похудела, одышка у нее появилась, и она на земле уже почти лежала. И тогда многие проходившие мимо, с посыла одного человека, стали называть ее «Лазарь», говоря: «Ты сидишь, как Лазарь у ворот». «Лазарь, ты на том свете нам язык и губы омочишь? Капельку воды нам принесешь за то, что мы немножко хоть о тебе заботимся?» И когда ей стало уже совсем плохо (а Наталья долгое время отказывалась от помощи врачей), ей вызвали скорую, и скорая поставила диагноз – туберкулез. Ее отвезли в больницу, слава Богу, прихожане о ней заботились, привозили нужные лекарства, еду. Затем она попала в Сергиев Посад, в тубдиспансер, при этом продолжала просить милостыню и тратила большую ее часть на то, что покупала книги в Лавре и большими коробками отправляла к «своему» храму. К сожалению, через некоторое время утром ее нашли мертвой возле Лавры. Ее убили. Это случилось ночью рядом с храмом Параскевы Пятницы. Что случилось, так никто и не выяснил.

Но это история человека, который прошел такой сложный жизненный путь и остался человеком. И по милости Божией вокруг нее оказались люди, которые смогли быть Людьми с большой буквы. Братья и сестры, рядом с нами всегда есть такой «Лазарь». Наши условные пиры – это от скуки, от безделья и от неимения смысла жизни. По большому счету, ведь невозможно каждый день жизни пировать, надо чем-то заниматься, чем-то жить, надо иметь мотивацию, какую-то цель. Это просто богатая одежда и богатые пиры. Конечно, у большинства из нас нет такого, но тем не менее есть нечто, что отвлекает нас от «Лазарей», которых дает нам Бог. Не забывайте об этом. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить