Смертные, а живем как бессмертные +АУДИО

Проповедь в Родительскую субботу

1.jpg

Смертные, а живем как бессмертные. Проповедь в Родительскую субботу. Иеромонах Иона (Кудряков). (Продолжительность 00:10:01 мин, размер 9,18 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня, как и в каждую субботу Великого поста, мы поминаем усопших, прежде отшедших отцов и братий наших. Хотя мы с вами точно и ясно знаем, что умрем, и все же менее всего верим именно в это, потому как живем каждый день, не помня о смерти. Вся вселенная, как жилище живых, которых немного по сравнению с умершими, есть гроб для бесчисленных мертвецов.

Мы глубоко заблуждаемся, когда признаем, что смертные, а живем как бессмертные. Только одно могло бы освободить нас от смерти – если бы мы совсем не родились.

Вот и Псалтирь спрашивает: «Какой человек поживет и не увидит смерти?» (см.: Пс. 88: 49), – будем помнить об этом. Каждый может услышать, что когда-то он умрет, но почему же мы забываем об этом? Можно сказать, что сильная любовь к жизни уничтожает всякую память о смерти? Это не так. Книга Бытия раскрывает нам духовный смысл, причину этого забвения.

Бог говорил Адаму и Еве: «Вы умрете, если вкусите от древа познания добра и зла» (см.: Быт. 2: 16–17), – но они не поверили, а противник Бога соблазнял: «Не умрете», – и они поверили. Видят перед собой смерть и не боятся – прямо как мы.

Последствия этого непослушания всем известны, но мы забываем о том, что Адам какое-то время не видел смерти и поэтому не боялся ее. А первая смерть была насильственой – Каин убил брата. По причине греха насильственная смерть воцарилась в богозданном мире. Мы живем так, как будто сумели договориться о том, о чем говорит пророк Исаия: «Мы заключили союз со смертью, что она не придет за нами» (Ис. 28: 15), – а ведь наша жизнь, по слову Григория Богослова «сон неустойчивый, след птицы летящей, цветок скоретлеющий – только имя остается». Но даже если смерть неизбежна, то мы вопрошаем вместе с пророком Давидом: «Скажи мне, Господи, число дней моих?» (см.: Пс. 38: 5), но Он тщательно скрывает это от нас, чтобы мы всегда были начеку, были готовы.

Святитель Василий Великий из глубины веков доносит нам, что смерть наступает, когда приходит конец жизни, указанный для каждого праведным судом Бога, взирающего вперед для пользы каждого из нас.

Человеку положен предел, сокрытый в судьбе, но такой, который позволил бы прийти нам в разум истины. Но нет, раньше естественной смерти появляется насильственная: от страстей, болезней, от беззаконий, конфликтов, стихийных бедствий по попущению Божиему. Для каждого из нас смерть должна быть как нависающий меч, своим острием колющий наши недостатки, как когда-то в Афинах Демосфен с помощью холодного оружия заставлял себя избегать дурной привычки.

Для каждого из нас смерть должна быть как нависающий меч

В заключение хотелось бы рассказать пронзительную историю о жизни младенца Веры, которая продлилась несколько месяцев.

Нельзя сказать, чтобы ее мама нуждалась в материнском самоутверждении и потому боролась за эту жизнь, ведь у нее уже был ребенок. У Верочки был брат, но сама она еще не родилась. Ее родители жили в Бразилии, а там, как известно, был вирус Зика, который ее мама и приобрела. Для самой будущей мамы вирус был не опасен, даже не тяжел, но поскольку она была беременна, то основной удар пришелся на плод. Врачи всячески отговаривали рожать и настаивали на аборте по медицинским показаниям, потому что ребенок развивался уже с целым набором заболеваний. Скорее всего, и отец был готов к такому исходу, ведь все говорило о том, что жизнь этого младенца будет короткой и полной болезней. Конечно, вся детская боль отражается скорбями на родителях. Но мать решила иначе. Она собралась всеми силами и в молитвенном напряжении, взяв на это благословение, пыталась выносить плод, чтобы родить девочку.

2.jpg

Если задуматься, целесообразно ли это было? Ведь все предстоящие страдания, отсутствие будущего говорили в пользу того, что беременность нужно прервать. Но как ни удивительно, в этом случае мать проявила не только христианскую любовь, но и воплотила богословие матери. Она решила дать жизнь особенно любимому ребенку и называла его по имени еще в утробе. Молодая женщина в имя Вера вкладывала смысл собственной веры в то, что ребенок родится, а также, что ее новорожденная дочь будет иметь личную веру в Бога. Мать и дитя изначально имели веру. Мать стремилась к тому, чтобы ребенок увидел свет Божий, получил бытие и начал существовать как христианин, будучи крещен, чтобы образ Божий в младенце был раскрыт, чтобы именем, которым она называла малышку, ее можно было поминать в Церкви. Сколько бы ни суждено было прожить ее чаду, мать была готова на все. Она напрягала все силы, порой забывала о сыне и муже. Она отдалась идее рождения ребенка и сохранению его жизни. Осуществление всеми силами Божественного замысла стало ее основной целью.

Мать стремилась к тому, чтобы ребенок начал существовать как христианин

Иногда священнику приходилось напоминать, что на ее попечении находятся сын и муж и что они тоже нуждаются в ее любви и заботе. Но она самозабвенно служила дочери, находящейся еще в ее утробе. Все как она задумала, так и произошло.

После родов с большим количеством заболеваний Верочка была отправлена в реанимацию. Родители были вынуждены переехать в Россию и поместить младенца в больницу, а сами устроились жить близко ради возможности все время быть рядом. Нервы мужа были на пределе. Как только появилась возможность, Верочку крестили прямо в реанимации. После того как силы в борьбе за жизнь ослабли, когда стало понятно, что младенец умирает, мать начала готовиться к ее погребению. Неимоверными усилиями этой хрупкой женщины, отдавшей себя служению, Верочка получила дар жизни и все церковные Таинства. Она причастилась, а ее имя воплотило не только желание родителей, но и возможность молиться за нее.

3.jpg

Так в чем же смысл смерти младенца, который ни в чем не виновен, который только-только увидел мир Божий? Все дни ее жизни были страданием. Ответ я услышал на проповеди при погребении четырехлетнего мальчика Владислава. Священник утешал родителей тем, что теперь у них есть молитвенник, мученик, ходатай за своих родственников. Польза, которую мы приобрели сегодня, помолившись о наших близких, родных, друзьях и других достойных поминовения, в том, что мы поминали последняя своя, чтобы вовек не согрешить, как учит премудрый сын Сирахов. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить