Смирение – не слабость

Слово на праздник Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

1 (64).jpg

Проповедь. Иеромонах Спиридон (Дорош). Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных. 21 ноября 2022 г. (Продолжительность 00:07:14 мин, размер 6,62 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Архангела Михаила, как и любого из архангелов и вообще Небесных Сил, нельзя упрекнуть в отсутствии или недостатке смирения. Но как смирение, которое мы привычно считаем унижением, слабостью, может уживаться с мощью, которой наделены Небесные Силы?

Очень часто смирение понимается нами превратно, поэтому мы далеко отстоим от него и о-очень редко просим его у Бога. Даже боимся просить, полагая, что Господь со смирением пошлет нам какие-то испытательные скорби. Сегодня, в праздник небесного воинства, хочется сказать несколько слов в защиту смирения, посмотреть на него с несколько другой, не уничижительной стороны, сказать о его пользе.

Смирение – великая сила, спасительная и полезная добродетель.

Смиренный смиряется со своим положением, старается отвечать своей должности. Низшие ангелы смиряются со своим служебным положением, высшие Небесные Силы – со своим высшим положением, с начальствованием; каждый занимает свое место в иерархии, передавая сияние Божества от высших к низшим и на нашу землю. Благодаря смирению соблюдается порядок во Вселенной, красота мироустройства.

Благодаря смирению соблюдается порядок во Вселенной

Смирение – это не бросить весла и плыть по течению жизни. Святитель Димитрий Ростовский уточняет: «Но будь смирен не безумно; смиренномудрствуй правильно, разумно. Не бессмысленно смиряйся – да не уподобишься скоту бессловесному. Но ты смиренномудрствуй разумно, чтобы не быть прельщенным и во всем осмеянным от противников твоих».

Смирение смиряется перед законами, особенно духовными, потому что они даны нам на пользу. И вместе с тем оно готово постоять за закон, за истину. Ангелы смиренны, но они выше всякого искушения, не унижаются перед страстями, перед злом.

Господь предлагает учиться смирению у Него, когда говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11: 29). Вместе с тем мы наблюдаем в Евангелии Его поступки, которые не согласуются с нашим представлением о смирении. К примеру, Христос опрокидывает столы меновщиков и выгоняет продающих из храма (см.: Ин. 2: 15), часто обличает фарисеев и книжников или предлагает ученикам продать одежду свою и купить меч (см.: Лк. 22: 36). И у святых мы иногда наблюдаем поступки будто противоположные смирению: вспомним, как святитель Николай дал пощечину Арию.

Смирение противоположно упрямству, которое не рассчитывает свои силы, не хочет видеть правды и проигрывает. Смирение рассчитывает свои силы. Часто для победы нужно действительно признавать свои слабые места, недостатки. Господь советует в Евангелии: «Перед строительством башни сядь, рассчитай издержки, сможешь ли довести строительство до конца. Перед сражением рассчитай свои силы, сможешь ли с десятью тысячами противостать идущему на тебя с двадцатью тысячами?» (см.: Лк. 14: 28–31). То есть смирение – это наука побеждать. Смирение живет в реальности, поэтому оно лучше справляется с жизненными задачами.

«Прекрасное оружие – смирение, – пишет преподобный Ефрем Сирин. – И кто с ним выходит на брань, тот не бывает побежден. Господь наш Сам облекся в смирение и нас научил смирению, чтобы дать нам средство Его смирением побеждать лукавого и всю силу его».

2 (59).jpg

Смирение – это еще и о том, чтобы не терять голову в любых обстоятельствах. Мы часто не хотим видеть, слышать то, что не вписывается в картинку, которую мы себе нарисовали, планы, которые запланировали. Не хотим принимать то, что идет вразрез с нашими желаниями («хотелками»), и упрямо ломимся туда, где закрыто.

Природа дает нам уроки смирения. Растения смиряются и обходят преграды. Вода благодаря своей смиренной природе тоже, обходя преграды, попадает куда нужно. Только гордость и упрямство упираются в стену, в закрытые двери, не желая видеть других путей.

Смиренный видит свои слабости, просит помощи у Бога и получает ее. Ангелы, Силы Небесные смиренны и послушны, поэтому у них есть и немыслимая для нас сила, и почет, и радость, и рай, и Сам Бог.

Нося в себе образ Божий, мы носим в себе и сознание высшего идеала и, взирая на него в каждый момент жизни, мы чувствуем свое недостоинство, несовершенство, и с апостолом Павлом, забывая заднее и простираясь вперед (Флп. 3: 13), стремимся к цели. Смирение – это точка роста, залог прогресса. Ведь только чувствуя недостаток того, что имеем, мы можем стремиться к лучшему. Смирение открывает нам новые горизонты, новые возможности, делает человека способным к восприятию тайн.

Смирение – это и помощь в общении. Без смирения мы остаемся одни. Со смирением у нас появляется много друзей, союзников, помощников. Только смирившись, мы можем полноценно общаться, ведь только тогда мы видим перед собой реального человека (а не придуманного нами), слышим его, понимаем.

По слову преподобного Исаака Сирина, «смиренномудрие есть одеяние Божества. В него облеклось вочеловечившееся Слово и через него беседовало с людьми в их теле. И всякий, облеченный в смирение, истинно уподобился Нисшедшему с высоты Своей, сокрывшему доблесть величия Своего и славу Свою прикрывшему смиренномудрием».

Из смирения вытекает и благоговение. А его у нас, современных христиан, почти нет. Все нам от Бога что-то надо, все требуем, чтоб по-нашему.

Великий пример смирения ангельских воинств – принятие ими Божией воли в распятии Спасителя. Легионы ангелов готовы встать за Бога и Его порядки, но Бог молчал, и на их глазах был связан Сам Сын Божий, предан суду и распят. «Господь крепче нашего любит Свое добро, видит успех злобы… и не наше дело указывать лучшее всеведущему Промыслителю» (свт. Феофан Затворник).

Великий пример смирения ангелов – принятие ими Божией воли в распятии Спасителя

Кто смиряется, обретает подлинный мир с Богом, с людьми, с миром, с самим собой. Постепенно примирение с Богом не просто приводит к отсутствию войны с Ним, но дает высокое и глубокое ощущение дружбы с Богом, благодарность, что Бог избрал тебя Своим. Как Он говорил апостолам: «Уже не называю вас рабами, …но друзьями» (Ин. 15: 15).

Смирение доставляет нам покой. Настоящее смирение счастливо, всем довольно. Исаак Сирин говорит: «Смиренномудрому никогда не встречается такая нужда, которая приводила бы его в смятение или смущение. Все веселие его и радование о том, что угодно Владыке его». А святитель Димитрий Ростовский добавляет: «Если хочешь иметь тишину и покой, будь смирен».

Вспоминая древнее сражение ангельских сил на небе, святитель Феофан Затворник говорит, что наш ум бывает или «Михаил Архангел – страж славы Божией и Божественных учреждений, или сатана – богоборец и возмутитель… Стойте и вслед за Михаилом Архангелом боритесь за порядок Божий в себе и в других».

3 (50).jpg

Наша цель – на небе с ангелами. Намереваясь жить с ними в Царствии Божием, будем навыкать и их смирению, чтобы наследовать жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить