«Союз любви и молитвы»

Общая и частная молитва. Часть 3

Часть 1, Часть 2

Общая молитва, которая, как мы видели выше, основывается на словах Христа, совершается в церковных общинах. И всякий раз подчеркивают тот факт, что общая молитва по своему значению превосходит молитву частную. Характерен отрывок из учения святителя Иоанна Златоуста как ответ на возражения тех, кто утверждал, что молится дома и не имеет нужды в общей молитве и богослужении:

«Молиться, говорят, могу я и дома… Ошибаешься ты, человек; молиться, конечно, можно и дома, но молиться так, как в церкви, где такое множество отцев, где единодушно возсылается песнь к Богу, дома невозможно. Ты не будешь так скоро услышан, молясь Владыке у себя, как молясь с своими братьями. Здесь есть нечто большее, как то: единодушие и согласие, союз любви и молитвы священников».

Из этого текста становится ясно, что общая молитва основывается в принципе на единодушии и согласии церковного тела, на общей вере. Характерный пример – молитва византийских литургий. «Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».

Единство, которое созидается благодатью Духа Святого, взаимная любовь, единодушие и освящение есть данность и то, к чему нужно стремиться. Очевидной, конечно, является общая вера. Более того, епитимьи, как мы знаем, носят целительный и экклесиологический характер. Отлучение от церковного общения или многолетнее лишение Божественного Причастия, предусматриваемые священными канонами за тяжкие прегрешения, такие как отпадение от веры, убийство, прелюбодеяние и т.д., имеют целью вызвать искреннее покаяние, смирение и привлечь Божественную милость. Ведь пребывая нераскаянным, человек раскалывает церковное тело, подрывает единодушие и охлаждает любовь. А потому «грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают».

Продолжением общей молитвы и участия в таинстве Божественной Евхаристии являются общение, единство, гармония и любовь между членами Церкви. В этом горизонтального вида общении важную роль играет произволение человека. Если не уврачевать произволение, то личный грех каждого приобретает более широкий размах и начинает разъедать церковное тело. Вот почему, и с этим согласен преподобный Иоанн Дамаскин, если в Божественном Причастии «несомненно бывает соединение со Христом и друг с другом, то несомненно произволением соединяемся и со всеми теми, которые вместе с нами причащаются. Ибо соединение это происходит добровольно, не без нашего согласия».

Продолжением общей молитвы являются общение, единство и любовь между членами Церкви

С вочеловечением Христа миру является Царство Божие и все люди призываются стать его членами. Воскресенье, как день Воскресения Христова, уже не только первый день недели, но и восьмой, который превосходит все дни недели и является символом вечности. Космическое время преображается, и христианин вкушает невечерней жизни будущего века. Жизнь Церкви можно было бы представить в виде опрокинутого дерева, корни которого в будущем, а ветви с плодами в настоящем.

Во всех текстах христианской письменности, где выражен духовный опыт святых, явственным образом проступает не только эсхатологическое чаяние, но и предвкушение жизни Духа в настоящем. По благоволению Утешителя в Церкви происходит освящение христианина как единой духовно-телесной сущности. Он предвкушает вечную жизнь, которая придает подлинный смысл его земной жизни и наполняет ее подлинным содержанием. Благодаря присутствию вечности он на личном опыте переживает преображение настоящего. Совершается это по-разному: главным образом, через общую молитву и участие в Таинствах, посредством переживания литургического времени, соблюдения заповедей Божиих, путем входа в вечную память Церкви и молитву.

Благодаря присутствию вечности христианин на личном опыте переживает преображение настоящего

С помощью Таинств Церковь обеспечивает единство своих членов со своей Главой – Христом, предлагая в качестве дара Его благодать. Предложение и взращивание этого дара совершается во времени. В частности, в Божественной Евхаристии, с которой в итоге связаны и все прочие Таинства, в которой обобщается вся история человечества. Так Литургия приобретает вселенские масштабы и глобальный характер. Она становится духовным центром мира, где воедино соединяется раздробленное время и, как настоящее, переживаются прошедшее и будущее. Хорошо видно это в молитве анафоры на Литургии святителя Иоанна Златоуста, как, впрочем, и Василия Великого. Литургисающий и верные не просто вспоминают заповедь Христову о необходимости совершения Божественной Евхаристии, но в литургическом смысле становятся причастниками «Креста, Гроба, тридневного Воскресения, на Небеса восхождения, одесную седения, Второго и славного паки Пришествия».

Прошедшее и будущее соединяются в одно постоянно настоящее. На Литургии тварный и ограниченный человек входит в общение с нетварным и вечным Богом. Нечто аналогичное происходит и с молитвой, которая переживается как благодатное состояние.

Перевод с новогреческого иерея Анатолия Чурякова
С издания: Καλλιακμάνης Βασίλειος Ἰ., πρωτοπρεσβύτερος.
Ὁ ἐκκλησιολογικὸς χαρακτήρας τῆς ποιμαντικῆς. Λεντίῳ ζωννύμενοι, ΙΙ.
Θεσσαλονίκη: Ἐκδ. Μυγδοωία, 2005

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить