Светить миру

Слово в день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого

Светить миру. Проповедь иеромонаха Павла (Щербачёва) на Божественной литургии
12 февраля 2021 г. (Продолжительность 0:13:23 мин, размер 13.1 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня святая Православная Церковь совершает память трех великих святителей – Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого. Церковь называет их не просто учителями, но учителями вселенскими и вершиной учительства, показывая превосходную степень того учения, которое они преподавали, и превосходный образ того, как они преподавали это учение.

Все они жили очень давно, приблизительно в одно и то же время – более чем полторы тысячи лет назад. Это в истории человечества значимый период времени. Их учение интересно и тем, что они гармонично сочетали ученость античного мира, в которой были искусны, с новой благодатью – учением Евангелия Христова.

Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что человеческой душе свойственно двигаться по такой лестнице: восходить от филологии к философии и от философии к богословию – такой путь совершили и великие святители. Не может укрыться град, стоящий наверху горы (Мф. 5: 14), – слышали мы в сегодняшнем евангельском повествовании, а это были не грады, это были, выражаясь современным языком, мегаполисы, которые, когда мы приближаемся к ним, издалека еще озаряют нам светом своим небосклон у горизонта.

Какова же была их высота? Один из подвижников просил Господа увидеть обители праведных, и Бог открыл ему это: он увидел многих святых, мучеников, исповедников, праведников в Царствии Небесном, но он был огорчен тем, что не увидел там Иоанна Златоуста. И тогда он спросил у ангела, который был к нему приставлен: «Где же святитель Иоанн, архиепископ Константинопольский?», и отвечал ангел: «Не твоей меры видеть то место, где находится святитель Иоанн, ибо он предстоит Престолу Божию». То же можем мы сказать и о двух других святителях – Василии Великом и Григории Богослове, которые немало потрудились на ниве Христовой для проповеди слова Божия, умирения ересей и нестроений и научения людей Божественному евангельскому учению.

Память этих святителей праздновалась в православном мире особым образом даже во времена турецкого засилья и владычества. В Греции этот день был приурочен к празднику просвещения и образования, тем самым память трех святителей была связана с православной молодежью, с теми, кто учились в первую очередь богословию, философским наукам, риторике в школах того времени. Но и в царской России особым образом чтили этот день, что отчасти продолжается и сегодня: в университетских домовых храмах в этот день значительная часть богослужения совершается на греческом языке.

В сегодняшнем евангельском повествовании Господь обращается к нам: вы – свет мира (Мф. 5: 14). Как же можем мы хоть в малой степени повторить тот подвиг, то поприще, которое победно прошли великие святители Христовы? Общение и благотворение не забывайте (ср.: Евр. 13: 16), – слышали мы также в Евангельском чтении. Святые отцы говорят: насколько выше Небесное, духовное по сравнению с земным, материальным, настолько наша помощь ближнему в наставлении, научении его слову Божию, в приобщении его к истинам Христовым важнее той материальной помощи, которую мы способны ему оказать.

Посмотрим вокруг. Кого мы видим сейчас в храме? Много ли здесь молодых людей? Очень мало. А где наша молодежь? Много говорят о том, что молодежи трудно сейчас, что молодые люди бомбардируются градом информации через интернет, через другие источники, от которых они порой становятся зависимы (социальные сети и прочее). И мы можем что-то сделать для того, чтобы изменить судьбу – судьбу не далеко отстоящих от нас, а наших родственников, знакомых, близких молодых людей и девушек, потрудиться, чтобы они задумались о том, что рядом с ними есть прекрасный духовный мир, в который они могут войти, употребив лишь малое усилие своей свободной, данной им Богом воли. 

Расскажу несколько историй. Совсем недавно я встречался со своими одноклассниками – а учились мы в простой московской школе, где было очень мало верующих людей. В то время, как вы знаете, жизнь была несколько иной, и в основном те люди, которые учили нас, были, как сейчас говорят, секулярными; они, может быть, что-то и слышали о христианстве, но не очень-то и представляли его себе. Как-то нам сказали, что в школу придет человек, который будет читать лекцию по атеизму. Это был человек, отрекшийся от Христа, человек, который оставил свой сан, и пришел он для того, чтобы критиковать Самого Создателя Неба и Земли, Того, Кому мы благодарны за все эти земные и небесные блага, которые имеем. Он стал рассказывать стандартные вещи, которые мы обычно слышали в то время от атеистов, но потом увлекся, говоря о творении мира. Он рассказывал, что тема эта непростая, что один день творения может пониматься в разных смыслах, стал приводить мнения святых отцов, чтобы доказать хитрость и изощренность клерикалов в отстаивании своей доктрины. Так вот, когда мы собирались недавно с одноклассниками, оказалось, что большая часть моих школьных приятелей стали верующими православными христианами, и я спросил: «А что же вас подвигло к тому, чтобы вообще интересоваться Евангелием, думать о вере?» – «Батюшка, та самая лекция. Когда лектор рассказал о днях творения, мы, молодые люди с горящими сердцами, так заинтересовались этим, мы поняли, что это дверь, которая открыта в совсем другой мир». Так даже из рук прокаженного доброе семя, посеянное на плодотворную почву, может дать добрые всходы.

И другая история, не менее интересная, тоже жизненная, для нас может быть полезна. Все мы одарены творческими силами от Бога – вы есть царственное священство, – говорит апостол Петр (1 Пет. 2: 9); все мы призваны к тому, чтобы подавать не только материальные блага, но и духовные истины. Эту любопытную историю поведала наша прихожанка из Америки. Те, кто помоложе, знают, что существует движение готов: это молодежь в кожаных куртках с железными заклепками, порой на мотоциклах, у них своеобразная символика: череп и кости, изображения кладбищ, склепов, у них культ всего того, что связано со смертью, тлением и всякими сопровождающими это страшными коннотациями, выражаясь научным языком. И вот готы приехали на кладбище, а там был молодой монах, он даже не был священником, как вы не священники. Они подошли к нему и спросили: «Что ты здесь делаешь? Здесь же кладбище». Он: «А что вы тут делаете?» Они отвечают: «Наши символы – череп и кости. Кладбища, склепы, мертвецы – это наше. А ты тут зачем?» И он говорит им: «А у нас то же самое, что и у вас. Только возведенное в сугубую степень, в квадрат». Они заинтересовались: «Как так может быть?» И он отвечал: «Вы проповедуете смерть, а мы говорим о Христе, Который смертью смерть попрал, – это значительно круче». И вся эта компания через несколько дней после этой встречи приняла крещение.

Монах отвечал компании готов: «Вы проповедуете смерть, а мы говорим о Христе, Который смертью смерть попрал, – это значительно круче»

О чем мы должны помнить, чтобы хоть в малой степени отвечать тем высоким требованиям, которые предъявляет к нам апостол Петр, говоря: вы есть царственное священство (1 Пет. 2: 9)? Апостол Павел напоминает: Не забывайте также благотворения и общительности (Евр. 13: 16). Конечно, мы не должны, во-первых, замыкаться, а во-вторых, должны, помолившись, подумать и о других словах сегодняшнего Евангелия, что все мы являемся светильниками, которые не должны оставаться под спудом, но должны светить другим людям (см.: Мф. 5: 15).

Конечно, Солнце Правды Сам Христос и светит, и греет души человеческие. Преподобный Максим Исповедник говорит: когда солнце светит на грязь, грязь затвердевает, превращается в твердую массу, которая неспособна принять никакой печати, никакого изображения, в то время как воск от действия тепла размягчается. Так размягчается и душа, так что может принять на себя отпечаток истин Божиих, проповеданных святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом в их замечательных трудах, – заповеди Евангелия, учение Христово.

Будем же молиться о том, чтобы каждый из нас стал таким воском, из которого бы сделали хотя бы маленькую свечку, что светила бы не под спудом, а на подсвечнике. Может быть, мы не станем градами, стоящими наверху горы, но если и из маленьких хижин, расположенных на склонах этого холма, будет исходить хоть немного света и тепла, то это будет способствовать тому, чтобы мир изменился к лучшему. Аминь.


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить