Таинство Креста

Проповедь в день Воздвижения Креста Господня

Картинка.jpg

Таинство Креста. Проповедь в день Воздвижения Креста Господня. (MP3 файл. Продолжительность 13:05 мин. Размер 5.99 Mb)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Только что, дорогие братья и сестры, мы слышали одно из самых скорбных евангельских повествований, о суде над Господом Иисусом Христом, о Его страданиях, распятии и смерти. Эти евангельские строки Церковь вспоминает всякий раз, находясь в преддверии Страстей Христовых, на Страстной седмице, а также – в праздники, посвященные Кресту Господню.

Это евангельское чтение кажется нам знакомым, сюжет его, каждое действие и слово, которое многократно читается Церковью, интерпретируется литературой, искусством и кино – кажутся нам известными почти досконально. Но вместе с тем мы часто упускаем из виду разговор, за которым кроется масса смыслов о людях и о Боге. Это разговор Пилата и Иисуса Христа.

В этой беседе, обрывки которой сквозь тысячелетия слышим мы и по сей день, два царства словно сталкиваются одно с другим: божественное с человеческим, вечное с зыбким и преходящим.

Мир тления, мир суеты, мир событий судит мир тишины, мир правды и бессмертия
Мир тления, мир суеты, мир событий судит мир тишины, мир правды и бессмертия. Человеческое царство вынесет приговор царству Вечному, которое не от мира сего. Эта беседа, это напряжение и кризис между первым и вторым в каком-то смысле продолжается и по сей день.

В этом диалоге пересекаются вечное и временное с такой отчетливой ясностью, что он заставляет останавливаться вновь и вновь на сказанных тогда словах – и Господа, и Пилата.

Начался судебный процесс. Он не завершится судебным решением, а перерастёт в гнев толпы. Попытка справедливо рассудить – превращается в обыкновенный безобразный человеческий шум. Истинный Судия мира подчиняется решению судьи от человечества, Пилата, который отказывается Его судить. Пилат не оглашает приговор, а лишь предает Обвиняемого в руки Его же народа: первосвященникам и палачам.

Мы слышим, как Пилат выводит Христа в венце из терния и в фальшивом пурпуре к народу. И говорит собравшимся во дворе: «Се, Человек! Я не нахожу в Нем вины». И слышим как безумствует толпа, вопреки мирскому судье и закону человеческому: «Распни, распни Его!»

Мы слышали величественное Евангелие Креста. В этом евангельском отрывке – сердцевина истории человеческой. И эта история ужасает и удивляет, она вопрошает о том, что есть человек, каковы его низменные проявления и каков он в своем величии. Вопросы, которые ставит Пилат Христу и которые человечество ставит Богу.

Это, прежде всего, вопрос о свободе. Прокуратор Иудеи говорит Владыке Вселенной: «Твоя жизнь в моих руках». На что получает вполне понятный этому образованному язычнику ответ: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы эта власть не была бы дана тебе свыше».

Нет никакой свободы? Это иллюзия, которой утешает себя человечество?
Для человека Античности не было нужды объяснять эти слова. Никто не может избежать своей судьбы. Злой рок правит всеми. Он и богам неподвластен. Пилат лишь кусочек веретена в руках космической драмы. Нет никакой свободы. Это иллюзия, которой утешает себя человечество.

И это рассуждение было бы верным, если бы это был отрывок из некой позабытой всеми трагедии Софокла. Но Христос заканчивает фразу такими словами, смысл которых вряд ли возник бы в античной литературе: «Посему больший грех на том, кто предал Меня».

Если свобода – это иллюзия, то о каком грехе может идти речь?

Напротив, каждый сам в ответе за свои поступки, фаталистический выход невозможен. Пилат сам вправе выбирать, как ему поступить со Христом. И в этом своём выборе он свободен соединиться с Истиной или пойти против нее, в страхе.

Выбор ежеминутно встает перед каждым из нас. Необходимость выбирать ставит нас по ту или иную сторону: быть с ожесточенными сердцем людьми, желающими не иметь ничего общего со Христом или же быть с теми, кто, может, и не в силах предотвратить зло, но готовы следовать за Спасителем повсюду. И хотя порой так хочется убежать от любой ответственности в царство абсолютной причинно-следственной связи, царство детерминизма, но именно подлинная свобода, о которой говорит Евангелие, не позволяет скрыться от себя.

Немного раньше в этом же Евангелии мы встречаем другой вопрос, будоражащий человеческий разум. Это, конечно же, вопрос об истине. На слова Христа о ней: «Я пришел в мир свидетельствовать об истине», Пилат вопрошает Его: «Что есть истина?» и уходит, не дожидаясь ответа.

Свободный выбор, осуществляемый нами, определяет место каждого из нас в Таинстве Креста
Часто мы говорим, что Пилат просто задал неправильный вопрос, что он просто не узрел стоящую перед ним самим Истину, а потому так легко ушел, зная все возможные ответы. И это отчасти верно. Но есть в этом и нежелание услышать ответ. Нежелание даже слышать об истине нечто иное. Пилат, как возможно, и многие его современники, уже устал от этого вопроса. Поиск истины или ее «вспоминание» – были главным деланием античной философии, главным содержанием всех запутанных дискуссий, мудреных разговоров, бесконечных текстов, которые Пилат читал. Очередной разговор об истине мог означать для Пилата только одно: очередную скучную беседу, которой нет конца.

Поиск истины, как и свобода – это определяющее человека свойство. Речь не о той истине, которая обозначает соответствие написанного на обложке с содержанием книги. А о Той Истине, Которой мы так боимся и вместе с тем так жаждем. Она не в сложных философских беседах, хотя и они могут быть путем к Ней. Однако открывается Она все же сердцу, такому сердцу, которое жаждет Ее, несмотря на весь страх перед Ней. И наш ответ на встречу с Истиной, как и свободный выбор осуществляемый нами, определяет место каждого из нас в Таинстве Креста.

Выбор, который мы делаем для себя в вопросах истины и свободы, определяет то, насколько мы стали христианами не только внешне, но, прежде всего, внутренне. И сегодня, как и каждый день нашей жизни, нам заданы вопросы: насколько мы действительно умерли со Христом? Насколько отдали нашу жизнь Богу (см. Кол. 3: 3)?

Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить