Тот, на кого равнялись наши новомученики

Беседа с протоиереем Серафимом Недосекиным

Сегодня, 23 апреля / 6 мая, день памяти великомученика Георгия Победоносца – одного из самых почитаемых святых в Русской и Грузинской Православных Церквях. Принявший мученическую кончину, святой Георгий считается покровителем воинства.

В престольный праздник в храме великомученика Георгия Победоносца (Патриаршее подворье на Поклонной горе) после Божественной литургии состоится парад молодежи, который предварит главный смотр наших войск.

– Отец Серафим, память святого Георгия Победоносца является точной датой окончания Великой Отечественной войны. У вас в храме, настоятелем которого вы являетесь, проходят какие-то торжества?

– Сегодня, 6 мая, отмечается еще и День герба и флага города Москвы, и перед храмом у нас всегда проходит парад молодежи. Специально собираются кадетские корпуса. Подтягиваются клубы патриотического направления. А для них всех, конечно, образ юного смелого святого Георгия Победоносца вдохновляющ.

Он всей махине-империи отважился сказать: «Нет!» Вызвался остановить колесо смерти христиан. Сам пострадал, но ни одна жертва, принесенная искренне ради Иисуса Христа, не остается у Бога не увенчанной, тем более в жизни вечной. Но и в этом мире останавливает жернова смерти: император-гонитель Диоклетиан был лишен власти буквально через два года после мученической кончины этого миротворца.

К нам в этот памятный день приезжает Святейший Патриарх Кирилл, служит Литургию, потом они вместе с мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным принимают молодежный парад. На этом параде присутствуют уже малочисленные ветераны Великой Отечественной войны. Потом устраивается чаепитие. Для всех прихожан в этот день – тоже праздник, угощения. Уже весна, люди общаются. Приобщаются этого победоносного духа.

– С 2007 года учрежден День героев Отечества. Как он у вас здесь, на Поклонной горе, отмечается?

– Тут в музее есть Зал героев, там устраивается для ветеранов концерт, который организует Благотворительный фонд имени Мариса Лиепы. Им руководят дети знаменитого артиста балета Андрис и Илзе Лиепа. Меня приглашают, я обращаюсь со словом к собравшимся. С кем-то потом лично общаемся, так как после обязательно организуется фуршет.

Владыка Тихон, ныне митрополит Псковский и Порховский, неоднократно подчеркивал: общество, которое не почитает героев, обречено.

– Да, это так. В этом году, слава Богу, к раздаче подарков ветеранам к 9 мая привлекли молодежь. А вручение подарка – это еще и просто повод встретиться: ветераны всегда рады видеть молодежь, а ребятам есть что послушать, чему поучиться у старшего поколения. Мы в этом направлении работаем со школами. Да и в целом просветительскую работу ведем. Молодежи надо больше показывать фильмов о войне, причем максимально приближенных к тому, что на самом д празднование памяти великомученика Георгия Победоносца оселе на фронтах происходило. Потому что современные модные ремейки вовсе не передают всей трагедии и боли. И молодежь, насмотревшись этих боевичков, точно играет в жизнь.

Нельзя, чтобы сейчас накалялась политическая обстановка в стране. Молодых-то часто и вербуют для всякого рода митингов, переворотов. Но здесь скорее действует что-то от стадного инстинкта, а цели навязываются извне от врагов нашего русского народа.

А я всегда поражаюсь, какое мужество было у совсем еще молодого святого Георгия Победоносца, чтобы единолично выступить против императора-гонителя со всей его жесточайшей репрессивной машиной империи в защиту всех христиан.

Точно так же когда-то и для града Москвы Юрий Долгорукий избрал покровителем святого Георгия Победоносца. Прежде всего в силу того, что святой был защитником веры христианской. Понятно, что у Юрия Долгорукого отдушиной был Киев, но почему-то он имя наиболее близкого ему святого дает для предстательства именно Москве – тогда еще мало кому известной. Ее чуть ли не деревушкой по тем временам считали. Но здесь пролегал мост между Европой и Азией, а это те векторы, против центростремительного движения которых по сию пору за Православие и приходится воевать.

– В нашей русской традиции еще до Дня Победы в 1945 году именно майское празднование памяти великомученика Георгия Победоносца особо выделялось? В Грузии, например, акцентирован день колесования.

– Дело в том, что если мы почитаем житие великомученика Георгия Победоносца, то в кратких изводах написано так, что можно подумать, будто все эти мучения во мгновение ока произошли. А это всё было растянуто на полгода. В римском праве все допросы, пытки строго протоколировались. И можно проследить, как император-изверг Диоклетиан вызывал святого, помучает его в свое наслаждение и отправит опять в темницу. И так из раза в раз. Изнурительное такое издевательство. Так и при советской власти действовали, а то и конвейерные допросы устраивали. И на морозе морозили, и подвешивали…

– И чего там только не было!

– Да, также и святого Георгия Победоносца в сапоги с гвоздями внутри опускали. Наденут да заставляют бегать. А он еще и говорит: «Сапоги в пору». То же самое и в историях наших новомучеников повторялось. И они обращались к опыту мучеников первых веков христианства, точно так же, как мы сейчас к их опыту обращаемся. История повторяется. Придет время, и вновь надо будет стоять за Истину до крови. И чтобы выстоять, надо знать, как это удалось предшественникам.

– Ваш брат протоиерей Павел Недосекин исследовал протоколы следствий над новомучениками и исповедниками Церкви Русской. Чем это судопроизводство отличалось от протоколов прежних времен?

– Известно чем. Там ставился вопрос о вере, а при советской власти подтасовок было много. Но тогда уже надо поднимать документы, которые ранее или после оформлял этот следователь, и смотреть, каковы его, что называется, пристрастия. Что-то было неправомерно, а кое-что и затирали-подчищали – с таким тоже приходилось сталкиваться. И почерк в замененных купюрах подделывали. Так что непростая работа – во всем этом разобраться. Брат рассказывал: «Бывает, читаешь материалы следствия, там ссылка на документ, начинаешь его в деле искать – а его нет»…

– А вся эта ложь до сих пор разъедает нашу жизнь изнутри. Сейчас время, когда люди, бывает, уже намучались распадом в собственной семье, во взаимоотношениях с самыми близкими. Наверняка же приходят в храм, обращаются к вам как к пастырю. Как запустить процесс оздоровления?

– Это очень сложный, тяжелый путь. Особенно когда дело касается молодежи. У нас в храме действуют молодежные клубы разного направления. Один называется «153» – в память о евангельских рыбах, которых выловили по благословению Воскресшего Христа апостолы в Генисаретском озере. Они и занимаются рыбной ловлей, выезжают на природу, общаются за костерком с гитарой. Отдельно у нас любители велосипедной езды объединяются для совместных поездок.

Молодежь у нас эрудированна, но это какие-то на поверку поверхностные знания. Не пропущенные через опыт. Глубины, цельности нет. Есть думающие ребята, но множество тех, у кого нет внутреннего стержня. Как правило, когда есть родители, причем оба, ребенок хорошо сориентирован в жизни. Такие дети – добрые, общительные, они не замыкаются в себе. Какие-то проступки у них тоже бывают, но они сами же и бегут к священнику, исповедуют содеянное, спрашивают совета, тем более если по каким-то причинам им сложно это сразу с родителями обсудить.

Другое дело – дети из неполных семей. Как правило, они живут с мамой, но ей приходится свое основное время тратить на заработки. Такие дети боятся раскрыться перед другими людьми, они как в каком-то панцире отчужденности, как сейчас говорят, травмированы. Им нужен образ семьи, который и можно получить в общине. Они и к священнику тянутся как к отцу. Но если только на этом они и останавливаются, тут, конечно, возникает проблема.

Так, у нас один парень ушел в католицизм. Другой – правда, он и пришел из некоей готической тусовки, весь в наколках, – привел многих друзей, и что удивительно: друзья-то остались, а он подался чуть ли не в какой-то сатанизм, был замечен в их ритуальных действах на кладбище с жертвоприношением животных. Так враг, бывает, крутит. Разные ребята приходят. К каждому надо отнестись как к чаду. Но это не просто уровень человеческих взаимоотношений: священник ведет ко Христу.

Это постоянный диалог. Пастырь должен не бояться в разговоре вскрывать болевые моменты: мучается душа всегда от грехов, по которым подпала под власть темной силы. Христос – Ловец душ человеческих. Он же не просто исцелял, Господь говорил с человеком. Спрашивал: чего ты от Меня хочешь? Испытывал веру. А больше всего общался Христос, конечно, с близким кругом апостолов-друзей, к кому и обратился потом: Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам (Ин. 15: 3).

Чтобы общаться с молодежью, надо сопереживать каждому из них. Не просто выслушать, а именно вникнуть в его ситуацию. Апостол Павел говорил: Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими (Рим. 12: 15).

Молодежь мы и к участию в богослужении привлекаем: часы на клиросе у нас читают все юные прихожане. Шестопсалмие я уже доверяю мальчишкам-пономарям, которые готовятся к поступлению в семинарию. Эти реперные точки мы оставляем за ними. Хотя, бывает, и по чтению часов, если кто-то не приходит из подростков, отдуваться опять же – им. Но они все уже между собою общаются: «А ты завтра будешь? А можешь мне подсказать?» – и т.д.

Иногда у ребят даже в сессию у самих возникает такая потребность на два часа прийти в храм, почитать на клиросе, чтобы как-то очистить свой ум словом Божиим. Потом самим же легче всё по учебе дается. С благодатью усваивается всё иначе.

Безусловно, для молодежи устраиваем праздники, посиделки – так они потом веселее чем-либо занимаются на приходе. Еще я для них группу в Ватсапе создал: они там делятся между собой всеми своими радостями, бедами. В гости друг к другу ходят.

Занимаемся мы и с родителями, помогаем разрешить какие-то внутрисемейные проблемы, потому что все равно это рикошетит и по детям.

Главное, чтобы для священника его служение было жизнью. Так и укрепляется приход. Такая община – место радости.

С протоиереем Серафимом Недосекиным
беседовала Ольга Орлова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить