Библейское чтение в это воскресенье взято из Евангелия по Матфею, глава 6, стихи 22–33. Этот раздел Священного Писания является частью так называемой Нагорной проповеди, которая начинается в пятой главе и заканчивается в седьмой. Нагорная проповедь Христа начинается с заповедей блаженств, за которыми следует учение о христианской жизни и о том, как ее прожить. И в конце этого раздела мы читаем, что толпы народа были изумлены, потому что Он учил их как власть имеющий, а не как книжники.
Сегодняшний евангельский отрывок начинается словами Иисуса: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно» (Мф. 6: 22–23).
Мы можем понимать под «оком» и физический глаз, который является окном тела во внешний мир, через которое оно может видеть свет и то, что его окружает. Если это окно грязное и темное, оно будет мешать телу видеть отражение света на предметах и, следовательно, видеть их вообще. Таков и ум (nous), который, согласно отцам Церкви, есть духовное око души. Если ум чист и полон хороших мыслей, то и дела человека будут хорошими и светлыми.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Как касательно тела мы наиболее заботимся о том, чтобы иметь здоровое зрение, так и касательно души преимущественно должны заботиться о здравии ума. Если ослепим ум, долженствующий доставлять свет и прочим способностям, то чем смотреть будем? Загради источник – иссушишь и реку; подобным образом кто помрачает ум, тот приводит в беспорядок все действия его в настоящей жизни. Если повредишь ум, могущий обуздывать страсти, и привяжешь его к сокровищу, то не только не получишь никакой пользы, но, напротив, много потеряешь и нанесешь своей душе великий вред».
Ум – это око души, когда ум чист, все чисто в нашей душе
Ум – это око всей души. Когда ум чист, все чисто в нашей душе и весь человек чист. Эта идея отражена и в учении святых отцов, авторов «Добротолюбия», согласно которому ум есть внутреннее око души, внутренний аспект сердца. Интеллект – это орган созерцания, «око сердца». Все духовные подвиги человека основаны на охране и очищении ума, а впоследствии – на его просветлении до тех пор, пока он не достигнет состояния обожения.
Далее по тексту отрывка Иисус переходит к увещеванию Своих учеников и народа об их отношении к деньгам и всем заботам относительно тела: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6: 24).
В оригинальном тексте в речи Иисуса звучит арамейское слово «ма'амон», которое перекликается с сирийским словом, означающим «богатство». Он персонифицирует понятие богатства и денег через «маммону» не потому, что деньги – это «бог», а потому, что они господствуют над душами и контролируют тех, кто за ними гонится. Деньги могут поработить нас и заставить поклоняться им, как если бы они были «богами»!
Свт. Иоанн Златоуст продолжает: «Не потому только, говорит Он, вредно для вас богатство, что оно вооружает против вас разбойников и совершенно помрачает ум ваш; но преимущественно потому, что оно, делая вас пленниками бездушного богатства, удаляет вас от служения Богу и, таким образом, вредит вам и тем, что делает вас рабами вещей, над которыми вы должны господствовать, и тем, что не позволяет служить Богу, которому всего более вы должны служить. Христос назвал маммону госпожой не потому, чтобы маммона по свойству своему была госпожой, но по причине жалкого состояния тех, кто раболепствует ей».
Что имеет в виду Христос, когда говорит, что не можем служить двум господам? Это означает, что невозможно служить одновременно двум, повелевающим противоположные друг другу вещи. Поэтому поклонение Богу и поклонение маммоне несовместимы.
По апостолу Павлу, «сребролюбие есть корень всех зол» (1 Тим 6: 10). Он предупреждает в Послании к Евреям: «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: "Не оставлю тебя и не покину тебя"» (Евр. 13: 5). Проблема, на которую обращает внимание святой Павел, заключается в том, что тот, кто поклоняется деньгам, может начать это делать до такой степени, что будет доверять им больше, чем Богу. И тогда у человека разовьется неверие в Божье попечение.
В Книге Откровения святой Иоанн Богослов пишет ангелу Лаодикийской церкви: «Ибо ты говоришь: "Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3: 17). Проблема человека, который надеется только на свое богатство, заключается в том, что он отказывается от Бога и заменяет Его этим богатством, поэтому деньги становятся его богом. Он думает, что богат, но на самом деле он беден и обездолен, потому что возлагал надежды на свое мимолетное богатство.
Человек, надеющийся на богатство, отказывается от Бога, он думает, что богат, но на самом деле обездолен
Св. Марк Подвижник в «Добротолюбии» учит: «Ум ослепляется сими тремя страстями, сребролюбием, говорю, тщеславием и желанием удовольствий».
Далее Господь Иисус повелевает Своим ученикам и народу: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф. 6: 25).
Слова «не заботьтесь» повторяются в этом библейском тексте четыре раза. Таким образом Христос заверяет нас, чтобы мы не заботились и не беспокоились ни о чем, поскольку Его любви достаточно, чтобы поддерживать нас. Но Он не повторяет эти слова, чтобы человек стал равнодушен или ленив.
Господь Иисус дает пример из природы – птиц небесных и полевых лилий, которые являются слабыми и маленькими творениями: «Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» Человек – венец всего творения Божия. Он единственный создан по Его образу и подобию. Если Бог заботится об этих неразумных существах, то не должен ли Он заботиться и о Своих разумных творениях, которые существуют по Его образу и подобию?
Но Его призыв – это не призыв к лени, безработице и нищете, а, скорее, призыв довериться Ему в наших основных потребностях, как внешних, так и внутренних. По словам св. Иоанна Кассиана, бес вялости – это порок, занимающий шестое место в списке восьми пороков, с которыми мы должны бороться, чтобы расти в нашей духовной жизни.
Господь просит нас изменить приоритеты в нашей жизни. Пища, питье и одежда, конечно, необходимы для поддержания жизни, но Творец всего знает основные потребности человеческой природы и позаботится об их обеспечении. Он хочет, чтобы мы в первую очередь искали «Его Царство» и ставили его во главу наших приоритетов. И Он позаботится о нас. Аминь.
Перевела с английского Александра Калиновская
Источник: Сайт Антиохийская Архиепископия Австралии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.