Увидеть самих себя

Слово в Неделю третью по Пятидесятнице

28 июня / 11 июля 2021 г. Увидеть самих себя. Проповедь иеромонаха Афанасия (Дерюгина) за Божественной литургией в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. (MP3 файл. Продолжительность 6:57 мин. Размер 6.7 Mb)

Аф..jpg

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня на Литургии мы слышали Евангелие, которое является отрывком из Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа. Эта проповедь занимает особое место во всем Евангелии, и не случайно есть святоотеческий совет: ежедневно каждый вечер перечитывать Нагорную проповедь, эти главы из Евангелия от Матфея, чтобы по ним проверять, живем ли мы по-христиански или нет? Стараемся ли исполнять заповеди Божии или нет?

Действительно, в этих трех главах собраны все основные заповеди Божии, указывающие на то, как нам подобает жить. И над каждым отрывком этой Нагорной проповеди можно очень долго размышлять.

Хотелось бы обратить внимание на один момент из того Евангельского чтения, которое мы сегодня слышали. Господь говорит: «Вы не можете служить Богу и маммоне. Не может один человек работать сразу двум Господам: или одного он будет любить, а другого ненавидеть; или, наоборот, одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (см.: Мф. 6: 24). И эти слова, очень важные для каждого из нас, на самом деле и очень страшны, потому что все мы замечаем в себе порой вещи совершенно несочетаемые. Мы приходим в храм, мы искренне молимся, мы каемся в своих грехах, и делаем это совершенно искренне и от чистого сердца, а потом можем так же искренне разозлиться на кого-то из ближних или впасть еще в какие-то грехи. И то, и другое делаем абсолютно чисто от сердца, и даже сложно понять, кому мы на самом деле служим: Богу или дьяволу? Что из этого является действительно нашим? Может быть, мы абсолютно искренне молимся, стараемся служить Богу, но по немощи или по искушению вражескому порой впадаем в грехи. А может, наоборот, мы полностью устремлены в противоположную от Бога сторону, а наши молитвы и какие-то добрые дела не более чем самообман.

И на самом деле, никто из нас не может себе честно ответить, как оно на самом деле. Такие вещи для человека очень ярко открывают какие-то сложные периоды жизни, особенно гонения на Церковь. Это очень ярко было видно в истории нашей Церкви XX века. Нередко бывало так, что те люди, которые до революции были яркими пламенными проповедниками, казалось бы, очень искренне устремленными к Богу, после того, как начинались гонения на Церковь, отступали от веры, предавали Христа, соглашались с властями. И наоборот – те, которые в обычное, мирное время не проявляли какого-то особого желания служить Богу, казалось бы, были людьми совершенно теплохладными, далекими от веры, после революции вставали на путь служения Богу, становились новомучениками Церкви Русской.

У нас сейчас времена гораздо более спокойные, и потому очень важно просить Бога, чтобы Он нам показал Себя, показал каждого из нас такими, какие мы есть на самом деле. Ведь мы очень часто действительно не знаем, какие мы есть, и поэтому еще древние философы говорили, а вслед за ними и святые отцы повторяли, что очень важно человеку познать самого себя, узнать, что он сам из себя представляет. И надо просить это у Бога.

Порой это зрелище – видение себя такими, какие мы есть, – бывает не самым приятным. Нередко можно услышать на исповеди, что люди абсолютно искренне удивляются, говоря: «Не знаю, откуда у меня появились такие греховные помыслы. Или вот я разозлился на кого-то из своих близких, не знаю, что на меня нашло, никогда такого не было». А между тем, святые отцы говорят, что в каждом человеке заложено семя всех страстей, и поэтому удивляться проявлению каких бы то ни было страстей по меньшей мере странно. В таких-то ситуациях мы и видим, какие мы на самом деле, а когда видим свои грехи, свои пороки и недостатки, то можем с ними бороться, и поэтому очень важно у Господа этого просить, чтобы Он показал нам самих себя.

Но и дальше в сегодняшнем чтении Господь делает очень интересный вывод, он говорит, что «невозможно служить двум господам, невозможно работать Богу и маммоне, а потом говорит: Поэтому Я говорю вам, не заботьтесь о том, что вам есть, что вам пить и во что вам одеваться»... (см.: Мф. 6: 25). Казалось бы, одно с другим не вполне понятно, как связано, а этими словами Господь как бы показывает: «Если вы Мне, Богу, будете искренне служить, тогда вы можете не заботиться ни о чем земном, потому что так как вы Мне служите, то и Я в ответ на это дам вам все необходимое». Эти слова порой вызывают очень много вопросов. Как же мы можем не заботиться о том, что нам есть, что пить и во что одеться? Тогда мы не сможем жить в этом мире. Но если честно на себя посмотреть, то как часто наши заботы о внешнем, заботы о земном бывают гораздо больше необходимого, и как часто эти заботы совершенно не связаны с тем, что нам действительно нужно. Нужно человеку совсем немногое, и Господь и благословляет об этом думать. И дальше, в том же чтении, говорит, что «достаточно для каждого дня своей заботы» (см.: Мф. 6: 34). Мы часто переживаем о том, что изменить не можем, и что нам никакой пользы принести не может, вот об этом Господь и говорит, чтобы мы предавали себя Ему, заботясь только о том, что необходимо. Как сказал апостол Павел: «Имея пищу и одежду, будем этим довольны» (см.: 1 Тим. 6: 8), а для этого и важно служить Богу, чтобы вся наша жизнь была Ему посвящена. А чтобы так было, очень важно просить у Бога, чтобы мы познали самих себя, увидели, какие мы есть на самом деле, с чем нам нужно бороться, над чем нам нужно работать и каким образом нам к Богу стремиться. Будем же просить это у Бога, и Господь нам даст познание самих себя, а значит, даст возможность и исправиться, а значит, пошлет свою благодать, а значит, и дарует нам Царство Небесное. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить