В деятельном покаянии и служении

Слово в Неделю 36-ю по Пятидесятнице

В деятельном покаянии и служении. Проповедь иеромонаха Игнатия (Шестакова) на Божественной литургии
14 февраля 2021 г. (Продолжительность 0:11:38 мин, размер 11.1 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня апостол говорит такие слова: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4: 12). В своем послании он эти слова в первую очередь обращает к служителям Христовым – к священнослужителям. Но мы понимаем, что они обращены ко всем нам, потому что мы все призваны быть настоящими служителями и проповедниками Христовой веры.

И сегодня мы два примера видим перед собой. Первый – пример покаяния истинного, глубокого и деятельного, покаяния не только на словах, не только на исповеди, но покаяние, которое рождает дела милосердия. Закхей мытарь так хотел увидеть Христа, Который пришел в Иерихон, – а он был начальником мытарей – сборщиков податей, человеком, обладающим практически безграничной властью в этом городе, которого люди боялись, слушались и ненавидели одновременно. Это был человек, который обогащался за счет своей должности. И вот этот человек, будучи небольшого роста и, видимо, уже совсем не молодого, не юного по крайней мере, возраста, так хотел увидеть Христа, этого Учителя, что залез на дерево, не постыдился, что будет выглядеть смешно, для того чтобы Христос увидел его в толпе. И Господь увидел это смирение и горячее желание встречи с Ним, и пошел не к какому-то известному в этом городе праведнику, а пошел именно к Закхею домой вместе со Своими учениками и там обедал.

И во время этой трапезы, этой встречи, этого разговора Закхей так распереживался, так поверил Христу, так близко принял все то, что Он говорил и чему Он учил, что встал и сказал: «Я половину имения своего отдам нищим, а кого обидел, воздам четверицею», то есть он сразу половину всего, что у него есть, без всяких рассуждений и условий отдавал нищим, людям, которых не знал, которые, может быть, и не ждали от него ничего доброго, а может быть, и хулили и поносили имя его. А тем, кого он обидел, четверицею – то есть вчетверо больше – возвратил, чем у них забрал. Здесь есть прямое указание на то, как обогащался Закхей, пользуясь властью: свое материальное богатство он из других людей высасывал. И вот теперь он говорит: «Я в четыре раза больше им верну». Сколько было таких людей? Наверное, немало. И если посчитать в материальном выражении, то Закхей чуть ли не все, что у него было, готов был отдать. Почему? Потому что видел: то, что дает ему Христос, то, что несет Христос, этот Учитель, сравнительно молодой Человек, недавно появившийся среди этого богоизбранного народа, – это такое богатство, что все богатства этого мира в сравнении с ним не стоят ничего. И покаяние Закхея было деятельное, немногословное, простое.

Закхей увидел: с богатством учения Христова не сравняться никаким сокровищам мира сего

Примеры такого покаяния мы видим и вокруг нас, но это часто не удерживает нас от постоянного осуждения этих людей; мы так же, как те лица из Евангелия, ропщем: «Вот, Христос вошел к грешному человеку и с ним общается, а не с нами, праведными».

А вот другой пример. Этот человек от юности служил Богу – как раз сегодня апостол тоже говорит: «Юностью твоей да никто не пренебрегает» (ср.: 1 Тим. 4: 12). Святой мученик, который отдал свою жизнь на служение Христу и ближнему, с юных лет обладая особым даром изгонять бесов, – мученик Трифон, память которого приходится на сегодняшний воскресный день. Это наш сосед – и в прямом, и в переносном смысле. Тут совсем неподалеку находится его храм, один из древнейших в Москве, чудом сохранившийся, а Трифоновская улица названа как раз в честь храма и в честь этого мученика; а чуть подальше – храм иконы Божией Матери «Знамение», где хранится икона мученика Трифона с частицей его мощей. Святыни и реликвии этого храма были перенесены туда, когда вокруг все церкви разорялись и храм мученика Трифона тоже использовался для хозяйственных нужд. В храме иконы Божией Матери «Знамение» есть и придел, в 1980-х годах освященный, посвященный мученику Трифону.

Он от юности помогал людям, исцелял их от беснования. Известно, что он исцелил даже дочь императора-язычника: огромного беса, сильного, изгнал этот юноша из несчастной девушки. И позже, при другом уже императоре, тоже язычнике, он очень жестоко пострадал. Его мучили, терзали, пытали и потом усекли мечом. Но за все исцеления Трифон просил только одной платы: он просил у людей, которым помогал, чтобы они становились истинными, настоящими христианами.

За исцеления Трифон просил только одной платы: быть истинными христианами

На Руси этот мученик особо почитается. Известен случай, когда он помог сокольничему найти потерявшегося кречета – сокола. Сокольничий плакал, потому что боялся, что Иван Грозный, его повелитель, накажет его за это. И вдруг увидел, как мученик Трифон везет ему этого кречета. И поэтому в нашей традиции Трифон очень часто изображается в синем плаще и с соколом на плече.

А вот у других народов он изображается с виноградной ветвью в руке и считается покровителем виноградарства. Например, на Балканах, у сербов. Сегодня они празднуют Трифон-дан – день святого Трифона, и в этот день выходят виноградари – люди, которые занимаются этой культурой, – и совершают специальную обрезку лоз, молятся, обедают там же, среди винограда, и просят святого Трифона быть покровителем их урожая и их благочестивого труда.

Такие замечательные примеры сегодня перед нами – примеры покаяния и искреннего, безграничного служения Христу, готовности идти даже на смерть, чтобы остаться верным Спасителю. Без искреннего и трепетного покаяния благодать Божия не может в полной мере наполнить наши сердца и исполнить нас смелости и решимости быть до конца верными Христу. А мы часто держимся за что-то материальное, за какую-то власть, за какие-то отношения, чтобы быть приятными и симпатичными для этого мира. И когда придет тяжелое испытание, люди, которые годами проповедовали и говорили все правильно, могут оказаться предателями, потому что их покаяние было не настолько искренним, глубоким, простым и деятельным, как покаяние Закхея мытаря, как вся жизнь мученика Трифона. Почему так происходит? А происходит от того, что мы не радеем об имеющемся в нас даре – это тоже сегодняшние слова апостола: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству» (1 Тим. 4: 14) – апостол также говорит о возложении рук, то есть в первую очередь эти слова относятся к нам, священникам, и к людям, которые собираются быть священнослужителями. Но и вы все – царственное священство (1 Пет. 2: 9), и все вы призваны не нерадеть о пребывающем в вас даровании. Каждый день трудиться над тем, чтобы взращивать в себе этот корень веры, чтобы дерево вашей деятельной веры приносило истинный плод.

Всем нам Господь да поможет быть истинными Его учениками, какими был мученик Трифон, каким стал Закхей мытарь, и Божия Матерь будет для нас Путеводительницей в этом благом деле. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить