Воспитание девочек по письмам святителя Феофана Затворника

Святитель Феофан Затворник Вышенский, епископ Тамбовский

29 июня Церковь чтит память святителя Феофана Вышенского, оставившего нам бесценное богатство духовного опыта. Наставления святителя Феофана могут оказать неоценимую помощь современным родителям, потому что близки простому человеку, легки в изложении мысли и в тоже время наполнены глубокой духовной и житейской мудростью. Особенно интересны советы святителя Феофана о воспитании девочек, ведь это трудоемкий процесс, а в настоящее время – практически искусство!

О роли матери в воспитании дочки

«Любовь матерняя есть не образ только, но и самое действие промыслительного о нас попечения Божия. Без нее немыслимо распространение и сохранение рода человеческого».

Владыка Феофан, поучая родителей о воспитании дочери, пишет о том, что девочек нужно наставлять спокойно, с родительской любовью и нежностью, личным примером. Ведь мальчику важно исследовать, а девочке важно показывать шаблон, «как себя вести». Маме важно помнить, что ее собственное поведение, способ взаимоотношений с миром, ее женский сценарий – это образец для подражания дочери. Если мама ведет себя грубо, часто кричит на дочь, конфликтует в присутствии дочери с отцом, девочка скорее усвоит не мамины правильные слова, а ее способ реагирования. Поэтому святитель Феофан напоминает нам, что главное в отношениях матери и дочки это «материнская нежность, безмолвное вразумление».

О роли отца в воспитании дочки

Для воспитания женственности девочке необходима любовь и внимание отца. Принято считать, что мальчик, воспитанный без отца, – это плохо. И с этим трудно спорить. Психологи подтверждают, что дефицит мужского воспитания для девочки также может иметь долгоиграющие негативные последствия. Очень важно, чтобы с детства девочка видела правильную семейную иерархию: отец послушен Богу, мать послушна отцу, дети слушаются родителей. Если эта иерархия нарушена (например, женщина берет на себя функции главы семьи), ребенок часто растет неуверенным в себе, боязливым, невротизированным, а у девочки не возникает правильного представления о том, как нужно в обществе вести себя женщине, каким должен быть настоящий мужчина. Святитель Феофан пишет: «Отцовская любовь не уступает, может быть, в силе материнской, но в обнаружении имеет свой оттенок. У отца больше отрезвляющей строгости, а у матери согревающего снисхождения. Та и другая вместе, в пределах благоразумия, верно достигают цели – хорошего воспитания детей».

У отца больше отрезвляющей строгости, а у матери согревающего снисхождения… Вместе они верно достигают цели

Об образовании девочки

«Знание никогда не бывает лишним грузом».

Хорошее воспитание не мыслится без хорошего образования. Святитель Феофан сам был высокообразованным человеком, достигшим огромных высот в карьере, и своим духовным чадам писал о важности получения знаний: «Мудреные ныне времена. Неученый никакого хода иметь не будет».

Вот как святой учит родителей готовить дочку к школе: «Вы не стращайте ее школою, а так изображайте, чтобы она видела там рай и начала стремиться к нему; и на одно напирайте, что только надо слушаться и учиться не лениться – всему учиться… Это для нее будет хорошая подготовка». Святитель призывает родителей не сковывать инициатив дочери, отмечать ее успехи и позволять ей попробовать себя: «Если уж необходимо отдать в заведение; то что раздумывать? – Уклонения от правого пути возможны везде. Ваше дело – предуказать, предостеречь, – и потом постоянно блюсти, напоминая и словом, и писанием о должном. И побольше посещать можно. Да молиться о ней побольше».

Из писем святителя мы видим, что святой не гнушается новыми интересными методиками в образовании: «У Нарышкиной брат Василий женат был на Англичанке. Сия … вместе впрочем с мужем – так вели детей, что у них весь день был разделен по занятиям, и они не смели не делать в назначенный час, что определенно, или делать другое что… Тут и игры были у них …и все… Тако бы можно и вашу малютку приучить». Однако не все учебные заведения одобряет святитель, ко всему призывает относиться с разумом и разборчивостью: «…Высшие курсы для красавиц!!! Это глупость из глупостей нашего времени. … Эти курсы из красавиц делают, что называется, ни рыба ни мясо, ни мужчина ни женщина, не знать что; вещь никуда не гожая, урод. Если хотите вы остаться в своем чине, держите подале от этих курсов».

К такой разборчивости он постоянно призывает родителей: «Книжки, какие вы выписываете, хороши. Но, конечно, из рассказов надо будет делать выборку. Прилагаю вам два объявления о книгах. Тут можно выбрать…». А вот еще совет: «Для музыки – именно фортепиано… есть церковные пьесы, положенные на ноты для сего инструмента. Турчининова вы приобретите и пусть поет… или играет».

Святитель Феофан лучшим считает образование, развивающее в первую очередь сердце, а потом уже ум. Человека, развивающего только ум, святой сравнивает с бездушной и холодной статуей с огромной головой, сидящей на коротком, тощем туловище и на микроскопических, хрупких ногах, и такое образование называет уродливым. «Вы состоите под наукою у Дуни, – пишет святитель, – желаю вам успехов. Однако ж новому учась, старого не забывайте. Внимание к Господу, и теплота при сем сердечная – мера осязательная».

О духовном развитии девочки

Святитель Феофан в своих трудах и письмах уделяет большое внимание духовному развитию детей. Но если в отношении мальчиков святой пишет: «С сыном … лучше не толковать о религиозных делах. Молитесь только усерднее… и Господь помилует его, послав ему свет благодати, просвещающей и вразумляющей», то родителей дочек он призывает: «Читайте-читайте Евангелие». Также и про молитву сыновей пишет: «Молитвою не докучайте, можно надоесть. Советуйте ему хоть немного молиться утром и вечером, не читая никаких молитв, а так, умно очи к Богу возводя. Вечером Бога поблагодарить за день, утром попросить о дне – своими словами, как знаешь, только бы делом. И этого довольно», но советует матери по поводу дочери: «пусть чаще к Господу мысленно обращается, да устроит путь ея, по угодном Ему, и во благо ей».

Святитель, наставляя по поводу принятия Святых Таин, напоминает родителям не давить на дочку: «Как Дуне причащаться? Четыре раза в год. Во все великие посты. В великий пред Пасхою можно два раза. После когда подрастет, сама пусть изберет. Теперь еще ничего нельзя об ней утверждать, как на воде пишется». Святитель Феофан говорит, что родители должны своим примером и чутким воспитанием показать, что девушка будет счастлива, только если будет сама собой, будет реализовывать Богом заложенный в ней потенциал, предназначение.

О предназначении женщины и о женской доле интересны слова писательницы Майи Кучерской: «От девочки потребуется со временем гораздо больше терпения и любви, поэтому ее важно вырастить сердечно зоркой, чтобы она сумела вовремя увидеть, когда ее мальчиков, мужа, сына, нужно поддержать в их тяжелой мужской жизни – подать носовой платок, вытереть скупые мужские слезы, а когда этих слез не заметить вовсе, проявить такт. Словом, женский удел – это служение, реализация своей ипостаси, ипостаси его ребра. Вот к этому и надо готовить наших дочек». 

О женском терпении часто пишет и святитель: «Осмотритесь, и изберите себе такие занятия, какие бы не были вам не по сердцу, а доставляли какое-либо удовольствие, – и установившись так, – ждите – с терпением». И в другом месте: «Со скорбными чувствами продолжайте управляться терпением, а паче преданием Господу всей своей участи, почерпая себе утешение из уверенности, что все бывает по Божией воле, и все во благо нам – настоящее». Святитель призывает благодарить Бога за все, что Он посылает: «У вас все прискорбности и прискорбности! Это спасительные Божии врачества, – и свидетельство Божия к вам внимания. Благодушествуйте. Благодарите Господа, и врачуйтесь, – или не мешайте врачебному действию сих лекарств какою-либо ропотливостию».

О наказании дочки

«Очень жалко, что с малюткой надо употреблять строгости… Избегайте их коль скоро возможно».

Важное педагогическое значение в деле воспитания имеет наказание. Но чтобы выговор принес добрые плоды, он непременно должен иметь своим источником любовь и быть «срастворен любовью». Когда святитель рассуждает о наказании, он делает акцент не на форме наказа, а на устроении воспитателя, которое имеет исключительно важное значение для достижения цели: «Иногда штрафуйте… не давая ей в этот день чего-либо, что она любит… Но никогда серчания не выказывайте… чтобы видело дитя, что вы делаете это по любви одной». От родителей необходимы тактичность и терпение, которые исходят из любящего сердца их. Именно из любящего, но не из гордого сердца. Детское сердце не приемлет гордыни. Родитель с гордыней в душе всегда будет врагом детства – от этого и многие семейные беды. 

Чтобы выговор принес добрые плоды, он непременно должен иметь своим источником любовь

Здесь необходима «золотая середина»: с одной стороны, наказание должно совершаться с кротостью во избежание гнева, который не позволит соблюсти необходимую меру, с другой – потребна твердость, доводящая меру наказа до известной полноты.

Об этом пишет и святитель Феофан: «Никогда не допускай слабости, чтоб у тебя срывалось что с языка, или прорывалось движение, показывающее, что у тебя на душе есть некая неурядица… Это всегда унижает… и показывает, что ты не умеешь владеть собою. – Мне больно видеть это в тебе. Любя тебя, я желаю, чтоб ты была во всем совершенна… Это совсем немудрено сделать… Делай так: когда приходит в движение душа, укроти сие движение и тогда говори и действуй; а пока смятение есть – перемолчи…».

А уж какие могут быть наказания – тут все зависит от семьи, от особенностей ребенка, от его отношений с родителями. И, естественно, наказание должно быть соразмерным проступку. Решая, как наказать ребенка, нужно понимать очень важную вещь: степень вины ребенка это одно, а степень родительского гнева, раздражения, расстройства – это совсем другое, и эти вещи могут быть никак друг с другом не связаны. Об этом пишет и святитель Феофан: «Заступаюсь за сиротку… Не всегда штраф… Почаще – уговаривание. Это мягче и прочнее. Строгость непрестанная жестка и безотрадна. Поблажки, конечно, не следует допускать, но и строгость надо растворять теплотою любви… Я уверен, что у вас дело так и идет».

Раздражительность родителей – это злейший враг семейного воспитания! «Слово любовное никогда не раздражает, – говорит святитель, – командирское только никакого плода не производит». Он дает своим чадам конкретные советы: «Очень жалею, что Черничка бывает резка… Надо ее поучить, чтоб навыкла владеть собою. Делайте так… Когда прорвется эта немочь, вы ничего не говорите ей. Потому что и вы немного неспокойны бываете, и она в смущении или волнении некоем. Добра никакого не выйдет говорить в таком состоянии. Но когда успокоитесь оба… в тот же день, или в другой…начинайте ей говорить матерински… Хочешь быть умницею, разумницею?».

Раздражительность родителей – злейший враг семейного воспитания

О важности похвалы девочек

В своих письмах святитель учит нас хвалить дочек. Он сам показывает в этом пример: «Малютка Маша – умница! – Сознает худо – худым! Желаю, чтоб она в точности исполнила свое обещание: не буду…». «Дуня хорошо уже пишет. Пусть не спешит, а приучается писать хорошо, выводя все буквы. И добре будет». «Лиза умница, что читает такия книги … Вот ей «Письма о духовной жизни»…». Это только некоторые примеры общения святителя с духовными чадами, которые пронизаны огромной отеческой любовью. Он часто, обращаясь в письмах к девочкам и девушкам, называет их красавицами. И это тоже важный вопрос воспитания. Сомнение в своей внешней привлекательности – тяжелый крест для девочки. Поэтому, какими бы внешними данными природа ни наградила дочку, важно с самого нежного возраста воспитывать ее в убеждении, что она красавица. Подчеркивать достоинства. Не посмеиваться над ее недостатками: полнота, веснушки, курносый носик – все это неповторимые черты ее личного очарования.

О воспитании девочек в любви к труду и заботе об окружающих

Святитель много говорит о воспитания девочек в любви к труду: «Учите ее больше рукоделиям, могущим доставлять хлеб. Кружева, кажется, очень прибыльный труд. Подберите еще что-либо. Уж это ваше дело». Христианский философ и писатель Иван Александрович Ильин пишет о значении труда в воспитании детей: «Ребенок должен с раннего детства почувствовать творческую радость и силу труда, его необходимость, его почетность, его смысл. Он должен внутренне испытать, что “труд” не есть “болезнь” и что работа не есть “рабство”, что, наоборот, труд есть источник здоровья и свободы».

Несложно привить девочке навыки стирки и уборки, кулинарии и шитья. Куда сложнее научить юное создание обихаживать дом без жалоб и надрыва. «Главное, имейте всегда работу, – пишет святитель, – затем читайте. Еще: возумейте наслаждаться природою: всякое время года имеет свои прелести. Сумейте их найти и восчувствовать. В сем мудрость. Хотите ли быть мудрою? Извольте ухитриться так делать. Еще что можно? – Сделайте из себя сестру милосердия для своего села: бывайте там, где беднота, болести, горести, и помогайте сколько и как можете. Это занятие отраднейшее! – Разве только вы закаленная эгоистка?! – Но если вы точно такая, то не ждите счастья, хоть бы вы были засыпаны золотом и серебром. Сего злодея – эгоистку – убить надо. Если вы сами не убьете, то Господь молот за молотом будет посылать (всякие неудачи), чтоб разбить сей камень». Нужно научить девочку замечать чужую боль. Пусть по мере сил она старается помогать слабым и больным. Важно не бояться одернуть дочь, если она высмеивает чьи-то недостатки. Девочки могут быть жестокими, и куда больше, чем мальчики. Важно позволять ребенку заботиться о близких, пусть неумело, зато искренне, и не забывать показывать свою благодарность. Но в тоже время не забывать воспитывать девочку так, чтобы она не направляла свое милосердие на тех, кто неспособен это милосердие принять. Баланс милосердия и благоразумия – вот рецепт истинной женственности. И дело не только в том, какой женой станет девочка. Она может вообще не выйти замуж, и, тем не менее, дар женственности, доброты, сострадания в огромной степени будет ей необходим.

Несложно привить навыки стирки и уборки, кулинарии и шитья…сложнее научить обихаживать дом без жалоб

*

Самое важное время в жизни человека есть время воспитания, ибо этим временем часто решается судьба человека не только на всю настоящую жизнь, но и на всю вечность. И «если сделаете из (своей дочери, – допол. автора) сосуд в честь, обещает святитель Феофан Затворник, Господь примет труд сей, паче прочих, в свою пользу обращенных».

Самое важное время в жизни человека есть время воспитания, ибо этим решается судьба на всю вечность

Использованные источники

  1. Георгий (Тертышников), архимандрит Святитель Феофан и его учение о спасении. – М.: Правило веры, 1999. – 568 с.
  2. Дементьев Д.В. Чтение на каждый день Великого поста [Электронный ресурс] / Азбука веры. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/chtenie-na-kazhdyj-den-velikogo-posta/48 (дата обращения: 16.09.2019)
  3. Духовные основы русского национального воспитания, Хрестоматия, Екатеринбург, 1994 г. – С.113-114.
  4. Киндер, кюхе, кирхе [Электронный ресурс] / беседа с писателем, литературным критиком, колумнистом газеты «Ведомости» Майей Кучерской // Молодежный интернет-журнал МГУ Татьянин день. – URL: http://www.taday.ru/text/255079.html (дата обращения: 20.09.2019)
  5. Макеева Е. Семейная педагогика // Православный вестник. 2009. № 2(79). – С. 5
  6. Святые отцы о воспитании детей [Электронный ресурс]. – URL: http://predtecha.kiev.ua/sv-otsti-o-vospitanii (дата обращения: 15.09.2019)
  7. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собрание писем. – Изд. Свято-Успенского-Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994. Вып. I–VIII.
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить