Я – христианин!

Все мы произносим эти слова, все мы называем себя именем нашего Господа, но достойны ли мы этого имени? Что мы сделали, какие подвиги добродетелей мы совершили, чтобы называть себя христианами? Где наша вера, та вера, которая является отличительной чертой истинного христианина? Каким образом мы подражали самым первым христианам, христианам на деле и на словах, чье христианство было для них всем?

Картина Ивана Владимирова.jpg
Картина Ивана Владимирова
Когда у мучеников спрашивали их имена, они, будучи верующими, но понимая, что сейчас они будут претерпевать мученическую смерть за исповедание веры, отвечали: «Я христианин». Когда их спрашивали, были ли они рабами или свободными, они отвечали: «Я христианин. Я раб Христа». Когда их спрашивали об их семьях и происхождении, они говорили: «Я христианин. Бог – мой Отец; Церковь – моя Мать; святые – мои братья и сестры». Когда их озадаченные мучители спросили, как они могут отвергать жизнь и честь, выбирая смерть и бесчестье, они объяснили: «Мы христиане. Наше единственное желание – умереть за Христа, чтобы мы могли вечно царствовать с Ним».

Древние христиане, святые совершали великие подвиги добродетели и выносливости во имя Христа. Что же сделал я? Что я сделал для того, чтобы называть себя христианином? Какая борьба и битва у меня сейчас, чтобы показать свою искренность?

Святые искренне приветствовали пытки и смерть, потому что они являются образом крестных страданий Спасителя, а я стесняюсь поблагодарить Бога за мою еду, будучи в общественном месте.

Они подолгу терпели голод и жажду ради Евангелия, а я жалуюсь на пост, который длится несколько недель.

Они отдали последние средства к существованию ради Того, Чье Имя они носили, а я бываю скуп даже на несколько рублей.

У истинного христианина достаточно веры, чтобы сдвинуть горы (см.: Мф. 17: 20); моя же вера слабая, меньше горчичного зерна.

Христианин действительно любит своего ближнего (см.: Мк. 12: 31) и служит ему, даже жертвуя собой (см.: Гал. 6: 2), а я готов презирать соседа и живу только для себя.

Христианин с радостью подчиняется повелению нашего Господа молиться непрестанно (см.: 1 Сол. 5: 17), а я с трудом встаю на утренние и вечерние молитвы.

Христианин жаждет всем своим сердцем каждый миг поклоняться своему Создателю, а я жалуюсь почти каждый раз, когда тружусь не ради удовлетворения моих собственных желаний.

И я называю себя христианином?

Так проявляется вера: она заставляет человека продолжать бороться и не отчаиваться
Однако, задумываясь над этим вопросом, обратим внимание и на слово святых отцов, которые учат, что Богу ценнее не наш самый великий подвиг в духовной жизни сам по себе, а наше усилие и стремление к Богу. Они учат, что не так важно наше падение по сравнению с тем, что мы встаем, раскаиваемся и предпринимаем новые усилия каждый раз, когда спотыкаемся. Это новая попытка, повторное усилие и борьба. Именно так проявляется вера, которая заставляет человека продолжать бороться и не отчаиваться. В такой вере видно доверие к Божией милости, надежда на вечную жизнь, к которой так стремится христианин. Я называю себя христианином, но выполняю ли я эти требования? Проявляю ли я усердие и усилия, чтобы показать свою веру? Или я падаю и валяюсь в грязи отчаяния, даже не осознавая своей развращенности?

Миллионы верующих отдали свои жизни за имя Христа, имя, которое я так небрежно позорю, отступая от ежедневной борьбы, а их кровь украшает титул христианина с большим благородством и красотой, чем самые богатые драгоценные камни или самые престижные ордена и медали. Титул христианина – это честь, достаточная для того, чтобы поднять голову самого несчастного нищего, и также достаточная для того, чтобы устыдить и склонить голову самого могущественного царя, если тот не выполняет неотъемлемый обет подобия Христу.

Итак, в то же время, когда я поднимаю голову по достоинству имени христианина, я сгибаюсь до земли от стыда из-за своей недостойности.

И все же – мы все недостойны. Величайший из святых действительно недостоин носить имя Христа. Сам Христос к нам обращается со словами: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48), но мы при этом понимаем, что ни один человек, когда-либо рожденный, кроме Самого Иисуса Христа, Богочеловека, полностью не выполнил эту заповедь.

Я христианин не благодаря какой-либо своей добродетели – но по бесконечной любви и милости Бога
Тем не менее я христианин. Я христианин не благодаря какой-либо своей добродетели или заслугам, но благодаря бесконечной любви, милости Бога и Его смиренному принятию моей борьбы, какой бы бедной она ни была. Из-за Его заботы обо мне я могу искренне, гордо и смиренно сказать: я – христианин.

Апостол как-то писал в своем Послании к Коринфянам удивительные слова, которыми выразил все это: Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15: 9–10).


Перевел с английского иерей Димитрий Дегтярев
Children of the Church

 

Переведено по: Children of the Church: Traditional Orthodox Youth's Newsletter. 1999, the Fall (Чада Церкви. Ежеквартальная православная молодежная газета. 1999. Осень).

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить