Бог всегда знал, на какую Жертву идет (+ВИДЕО)

Чем ближе мы приближаемся к Страстям Господа, тем больше событий и смыслов сконцентрировано в церковных песнопениях и молитвословиях, в чтениях Священного Писания. Сейчас мы слышали Евангельское чтение о том, как Господь пришел с учениками в горницу и омыл их ноги. Потом была Тайная Вечеря, за которой Господь впервые преподал людям Тело Его и Кровь.

Совершив Вечерю, Божественный Учитель с учениками пошел на Елеонскую гору, где попросил учеников бодрствовать вместе с Ним и молиться. Он сказал Петру, Иакову и Иоанну: «Душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». И встав на колени, молился Отцу: «Отче, если возможно, пусть минует Меня чаша сия. Впрочем, не как Я хочу, пусть будет, но как Ты». И был пот Его, как капли крови, падающие на землю.

А когда, встав от молитвы, Он вернулся к ученикам - они уже спали. Спали от печали, как подчеркивает евангелист. Еще дважды после этого Он отходил помолиться, а ученики засыпали. Потом был предательский поцелуй Иуды, стража, схватившая Христа, бежавшие от страха ученики, беззаконный суд во дворе первосвященника, лжесвидетели, которые пытались найти достаточную для смертного приговора клевету, беззаконный суд синедриона, первые удары и плевки, отрекшийся апостол Петр. Начались Страсти Господа нашего.

Только что прочитанное нами Евангелие подобно тому дню, в который происходили описанные в нем события. Оно длинное, иногда даже утомительное, оно настолько сложное, что во многих изданиях богослужебного Евангелия ему выделены особые страницы, как и Страстным Евангелиям, которые мы будем читать сегодня вечером.

Так точно и тот день вместил в себя столько событий и столь значимых, что день этот кажется бесконечным. Здесь и возлияние мира на Господа, и Тайная Вечеря, и умовение ног ученикам, и напряженная молитва до кровавого пота в Гефсимании, и предательство Иуды, и беззаконный суд законников, и побои, и заплевания, и отречение Петра и, наконец, предание Христа на суд Пилату.

Немыслимо пережить такое за один раз. Каждого из этих переживаний достаточно для целой жизни, но все они слились в один день, столь тягостный и беспощадный. Наше внимание, конечно же, сегодня приковано к Тайной Вечере. Той самой Вечере, в сакральное пространство которой мы входим на каждой совершаемой нами Божественной литургии. 

Мы и сегодня вспоминаем эту Вечерю, но как бы с особой горечью, ведь многие из нас, те, кто сейчас соблюдает режим самоизоляции, лишены возможности принять в ней участие. И, может быть, эта переживаемая горечь поможет всем нам лучше понять горечь того далекого от нас дня, о которой уже знал Господь, когда совершал эту первую и единственную Евхаристию. И горечь эта была сосредоточена не столько в горьких травах, положенных для традиционного пасхального седера, но в том, что человечество уготовало своему Богу в ответ на Его безмерную любовь.

А ведь как красиво об этом написал Пастернак:

Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.

Все ужасы того дня Христос пережил всецело и поистине, это не было некоей педагогической игрой или поучительной иллюзией. Это были запредельные, пока еще только душевные страдания. Но ведь недаром говорят, что слова ранят сильнее ножей, а значит, такие страдания подчас бывают более жуткими, чем телесные. Телесные ждут Господа на следующий день, в Великий Пяток, а сейчас самые страшные часы земной жизни Праведного Страдальца. 

Описания этих страданий, казавшиеся еще совсем недавно метафорой, в трагическом двадцатом веке открылись человечеству как  ужасная реальность. И сегодня, в веке двадцать первом, все те из верующих, кто лишен возможности жить привычной жизнью, тоже страдают душевно. Конечно, страдания эти не сравнимы с Гефсиманской мукой, но они не менее реальны, и они в нее включены. Страдающий Господь всегда находится близ страждущего человека, независимо от того, насколько велики его мучения. 

Завершается Гефсиманская ночь. Господь с самого начала знал, что всё будет именно так. Он знал это, когда творил мир. Он знал это, когда создавал из праха земного человеческое тело. Такое тело, которое Он Сам примет. Он знал это, когда давал единственную заповедь Адаму. Он, украшающий землю цветами, знал, что Ему на голову люди возложат терновый венец. Он знал это, когда выводил народ Израиля из плена. Знал, что потомки этих людей убьют Его. Знал, когда из крошечного семени зародилась жизнь дерева, к которому люди приколотят Его руки и ноги.

Он знал это, когда ангелы возвестили рождение Спасителя в мир и звезда на востоке указала человечеству место рождения Превечного Младенца. Он знал об этом, еще когда создавал ту звезду. Он знал об этом, когда выбирал апостолов. И Он Сам выбрал в число двенадцати и Иуду. Он знал обо всём, когда омывал в горнице ноги всем апостолам. Всем, и Иуде. 

Исполняются времена и пророчества. Вот Бог, ставший Человеком, Судия мира, предстает перед судом людей. Он не произносит слов оправдания, поскольку в Нем нет вины. Он принимает приговор, потому что иначе спасти нас нельзя. Бог знал, на какую Жертву ради нас Он идет, знал об этом не только во время входа Своего в Иерусалим, не в момент, когда подавал апостолам последнюю трапезу, не когда услышал шаги Своего ученика с воинами по ночному саду. Он знал об этом всегда. И всё же пошел на это. Он был готов к собственной Жертве, когда из Своей безграничной любви творил из ничего наш мир.  

Он знает и каждого из нас: наши слабости, грехи и пороки. Он знает и наши печали, скорби и болезни. Знает, потому что Он Сам прошел через самые страшные страдания. Он знает, кто из нас на что способен. И то, что Он, зная весь ожидающий Его ужас страданий, всё же пошел на них, хотя и знал, что мы и после Жертвы Его не станем намного лучше, - больше всяких слов говорит нам о том, насколько сильно Он нас любит. 

Любит необъяснимо, запредельно и до полного самоотречения. 

Аминь. 


// проповедь наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия, произнесенная после чтения Евангелия за Божественной литургией в соборе Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Великий Четверг, 16 апреля 2020 года

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить