Через духовника мы переживаем отцовство Христа

Последователи преподобного Пахомия Великого называли своего наставника отцом, возводя этот обычай к восприятию Христа как отца. В послушании своему духовному отцу ученик на конкретном опыте мог пережить это Божественное отцовство Христа.

Поскольку же вы — отцы, подражайте отцу Христу и питайте нас ячменным хлебом, уча исправлению нравов. Снисходите к нашей грубости, пока мы не избавимся от звероподобных нравов и не сподобимся духовного «хлеба», который сходит с небес и питает все наделенные разумом существа в меру их состояния.

Вспомним здесь выдержку из жития преподобного Пахомия Великого: Итак, все те, кто своими деяниями уподобляются апостолу, заслуживают того, чтобы называться «отцами», в силу действия Святого Духа, живущего в них… человек, трудящийся ради «рождения» другого для жизни с Богом, становится его отцом по Боге как в этом мире, так и в будущем.

Духовный сын переживает отцовство Христа на опыте, подчиняясь указаниям своего духовного отца в послушании. Далее мы будем шаг за шагом углублять эту мысль.

Быть отцом как в буквальном, так и в переносном смысле означает в процессе рождения предоставить другому существу бытие и жизнь. Так, Бог Отец является Отцом Своего Сына в абсолютном смысле. Отцовство Бога безначально и не может повториться. Бог не становится Отцом, Он есть Отец по природе Своей сущности, в силу чего и Сын единосущен Отцу. Сын поэтому — единородный Сын Бога Отца, после Него не будет никакого другого сына.

Один и тот же Христос, смотря с разных сторон, может быть назван как отцом, так и матерью: отцом тех, кто имеет Духа усыновления, матерью же тех, кому еще нужно молоко, а не твердая пища.

Тот факт, что Евагрий называет здесь Христа не только отцом, но и матерью, показывает — пусть об этом и не сказано явно, — что эти имена обозначают различные аспекты Христа. А именно, в целях Домостроительства спасения Христос принимает на Себя разнообразные функции, соответствующие потребностям Его творений, что отражается в различных именах, которыми Его наделяет Священное Писание, например: Путь, Дверь, Пастырь, Первосвященник, Посланник и др.

Христос, будучи отцом всех людей, является также их учителем и наставником. Через откровение тайн премудрости Он делает тех, кого Он удостоил Своей «дружбы», премудрыми.

Плоть Христова есть деятельные добродетели, и едящий Ее станет бесстрастным. Кровь Христова есть созерцание тварных вещей, и пьющий Ее умудрится Ею.  

Молись непрестанно и помни о Христе, родившем тебя. Данное увещание адресовано деве Севере, диаконисе из иерусалимской общины преподобной Мелании Старшей, однако оно, конечно же, касается и всякого христианина как человека, рожденного Христом к вечной жизни в Таинстве Крещения Святым Духом.

Из книги схиархимандрита Гавриила (Бунге) «Духовное отцовство»



Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить