«Доброе берите, от плохого бегите». Беседа с протоиереем Вячеславом Пушкаревым о православной миссии среди протестантов.

Распечатать


С отцом Вячеславом Пушкаревым, главой миссионерского отдела Иркутской епархии, мы познакомились, когда приехали с семьей на конференцию протестантов, перешедших в Православие. Именно этот священник несколько лет назад встречался с нашими друзьями, неопятидесятниками, после чего вся община во главе с пастором Игорем Зыряновым приняла истинную веру.

С первой встречи отец Вячеслав поразил нас открытостью, эрудицией и энергией. Сразу начал общаться как с давними друзьями, провел экскурсию по своему храму Святой Троицы в поселке Хомутово (даже на колокольню сподвиг подняться), всё время рассказывал истории и делился мечтами. При этом он успевал уделять время бесконечным прихожанам, подходящим за благословением после вечерней службы, каждого называл по имени-отчеству, справлялся о делах и передавал поклоны родным. Спустя время мы вновь встретились с отцом Вячеславом и побеседовали.

Переход общины протестантов в Православие батюшка своей заслугой отнюдь не считает.

— Эти люди приняли Православие благодаря Богу, а не благодаря мне. Господь побудил их искать ответы на вопросы о Православии, и они обратились в один из храмов нашего благочиния. Я увидел, что это нормальные искренние люди, которые находятся в заблуждении и хотят узнать правду о православной вере. Я и до этой встречи хорошо был осведомлен о том, кто такие современные протестанты и неопротестанты, знал все течения и движения, — говорит отец Вячеслав. — Дело в том, что незадолго до того, как окончательно утвердиться в Православии, я общался с пятидесятниками, баптистами, харизматами, мне было интересно, чем они дышат. В девяностые годы работал на телевидении, делал интервью с ними. И уже тогда замечал, что в целом это честные, хотя и заблудшие ребята. Хотя были среди них и нездоровые люди. Когда столкнулся с группой отца Игоря Зырянова (который тогда еще не был священником), то протянул им руку дружбы. Мы устроили что-то вроде лекций, я приезжал к ним, мы пили чай, разговаривали. Много рассказывал им о нашей вере, разбивал стереотипы, отвечал на вопросы, знакомил с историей Православия.

После этих визитов протестанты задали священнику вопрос: «Что нам мешает стать православными?» В итоге того, кто не был крещен, мы окрестили, тех, кто уже принимал когда-то это таинство, вернули в Церковь через покаяние.

Члены общины теперь прихожане православных храмов. Двое лидеров, Игорь Зырянов и Максим Гаськов, сейчас православные священники, отец Игорь еще благочинный и глава центра «Путь к дому», работающего с протестантами, открывающими Православие. Его дружба с отцом Вячеславом продолжается до сих пор. 

Какого-то особенного универсального метода проповеди Православия протестантам отец Вячеслав не нашел.

— Могу предложить только свой проверенный способ, — смеется он. — Протяните им руку дружбы, как это когда-то сделали мы. Доброе берите, от плохого бегите. Дружба учит тебя чужую душу как свою понимать, рождает сочувствие и любовь. А любовь возвращается обратно. Дружить вообще можно со всеми, только грешить не надо. Господь может многое совершить через любовь и доброту. И вернуть человека с пути заблуждения к истине.

Сам отец Вячеслав Пушкарев о существовании Господа начал задумываться рано.

— Молился Богу с детства, — вспоминает батюшка. — Из-за неуемной любознательности я рос шкодливым мальчишкой. Бывало, что-то взрывал и поджигал, за что мне влетало от отца. Когда понимал, что меня вот-вот накажут, прятался и просил: «Господи, помилуй!» И если забывал помолиться — обязательно наказывали.

Осознанный интерес к Православию проявился у отца Вячеслава, когда он служил в армии в Тбилиси. Однажды зашел в кафедральный собор, и когда вышел оттуда, понял: всё, жизнь перевернулась.

Интересно, что в библиотеке воинской части батюшка обнаружил много информации, касающейся Православия. Эти данные нашлись не где-нибудь, а в советской энциклопедии. Он решил посмотреть там, что означает слово «епископ», и поразился, сколь много там всего написано о таинствах и о Церкви. Идеологический налет игнорировал, а факты жадно черпал и запоминал. Так что самое первое теологическое образование, шутит он, получил благодаря этой книге.

После службы в армии отец Вячеслав отучился в мореходном училище, затем в университете, который окончил экстерном, работал в школе учителем истории. За время учебы завел семью. Его супруга Анна, с которой знали друг друга с детства, тоже была верующей, вместе молодые люди ходили в церковь, вскоре он был рукоположен в диакона.

Ему было двадцать восемь лет, когда его, молодого диакона, вызвал к себе владыка и сказал: «Нива большая, а жнецов нет. Хотите стать священником?» Супруга пообещала, что согласится с любым его решением. Так отец Вячеслав решился принять сан. С 1997 года он — настоятель храма, с 1998 — начальник миссионерского отдела, с 1999 года руководит Верхоленским благочинием, куда сегодня входят четыре района.

Самым сложным периодом после принятия сана стали для отца Вячеслава первые несколько лет.

— Я начал на себе осознавать, каков священнический удел, — говорит священник. — Многим неосведомленным сегодня кажется, что попы живут спокойно и только кадилом машут да живот наедают. На самом деле служение — это тяжелый путь. Это часто материальные трудности, страдания. Это переживания, которые случаются, когда сталкиваешься с открытыми душами людей. Когда видишь, каковы люди и каков ты сам, — остро чувствуешь свои недостатки. Не понимаешь, как ты вообще попал на это место? Начинаешь переживать — не из-за трудностей, а именно из-за душевных терзаний, чувствуешь большую внутреннюю боль. Но это всё поначалу. Потом переживания проходят. Господь успокаивает, дает духовные радости, дарует плоды служения: строятся храмы, становится больше прихожан, люди меняются к лучшему. 

Отец Вячеслав с любовью говорит о своих прихожанах.

— Они у меня тоже потенциальные миссионеры, хотя наш народ в этом вопросе очень сложно раскачать. Но потихоньку-полегоньку люди рассказывают о вере близким, приводят в церковь семьи, а потом и друзей. Так что миссионерская работа на приходе ведется.

Но есть, на его взгляд, и отличия православных американцев от православных русских.

— Когда я был в США, у меня сложилось впечатление, что большинству народа абсолютно всё равно, что происходит в мире, — замечает священник. — Только малая часть американцев интересуется международной обстановкой. Наши же россияне, напротив, интересуются всем и всегда. Что до отличий... Для православных и для инославных жителей США большая беда — не пойти в воскресенье в церковь. Даже в самом маленьком городке куча церквей различных деноминаций. И в выходной массы народа отправляются в церкви — потоком идут амиши, баптисты, пресвитериане, копты и, конечно, православные. У нас такого православного потока не наблюдается. К сожалению. Зато американским верующим стоит поучиться у наших искренности и жертвенности. В США легче быть верующим, там многое для этого сделано. Приведу только один пример. Десятину отдаешь в церковь — тебе дают чек на приходе, ты прикладываешь его к налоговой декларации, и эта сумма не облагается налогом. Получается, верующим там быть выгоднее, чем неверующим.

На вопрос о будущем нашего Отечества в сегодняшнее кризисное время, о том, что поможет России поднять сельское хозяйство и промышленность, что побудит народ стать духовнее и нравственнее, отец Вячеслав отвечает так:

— Есть хорошая поговорка: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Сейчас еще не гром, а так, раскаты. На самом деле нашему обществу необходим хороший толчок, чтобы мы встряхнулись и взялись за ум. Если кратко, всё просто — нужно стараться сделать россиян христианами. Тогда все мы будем честно жить и хорошо трудиться. И тогда, возможно, Господь по милости, Духом Святым, откроет нам тайны науки, которые пока еще скрыты. Мы получим уникальные технологии, которые помогут создать экологичную, эффективную промышленность, которой нет ни у кого в мире.


Из книги Елены Есауловой «Путь домой»


23 декабря 2019
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить