«Литургию в Казанском храме я запомнил на всю жизнь»

Беседа с пономарем Петром Терёхиным

Как правило, чтецами, пономарями в храмах служат молодые люди из числа тех, кто готовится к поступлению в семинарию, либо же те, кто ее окончил и ждет рукоположения. Однако в храме Казанской иконы Божией Матери села Красное Рязанской области служит пономарем Петр Терёхин, которому ни много ни мало 92 года. Он отлично помнит не только как ближайшая к храму усадьба графа Ермолова стала скитом Сретенского монастыря, но и довоенные богослужения, настоятеля храма, служившего там до репрессий.

– Петр Михайлович, Вы выросли в семье, которая жила здесь, неподалеку от села Красное? Расскажите, пожалуйста, о своем детстве. 

Родители Петра Михайловича.
Фото начала XX века

– Я родился в 1930 году. В семье нас было пятеро детей. В 1942 году мама заболела и вскорости умерла, папа ушел на фронт. Когда мамы не стало, мне было 12 лет и остальных детей я воспитывал сам с тетей, которая стала нашей второй мамой. Рядом с нами жили семьи моих дядьев, почти полдеревни были родней. Когда все дети выросли, я собрал семью, и мы решили построить дом для тети, нашей второй мамы. Я работал шофером на строительной автобазе, за два года набрал материалов и 1 июня 1975 года сюда ее поселил. Мы этот дом построили фактически за 20 дней лета, а потом до осени я ездил сюда из Москвы, обшивал его. Вот такая большая и дружная семья у нас.

Родители мои были обычные крестьяне, верующие. Правда, отличались от остальных односельчан и нас даже немного сторонились. Представьте, советское время, а мы ходим в храм, молимся, праздники отмечаем церковные. Тогда это было не принято, не приветствовалось. Читали мы мало, да и негде было в то время брать книги. Во время Великой Отечественной войны я пробовал читать Библию. Но я тогда был совсем молодым парнем, и она показалась мне трудной и непонятной. Когда я повзрослел, то осмысление уже стало совсем другим.

– Можно ли сказать, что вся Ваша жизнь так или иначе была связана с Казанским храмом?

Петр Михайлович Терёхин, 2021 год

– Да, мы все берегли его по возможности. Село Красное в простонародье называли Санаторий. В усадьбе Ермолова был открыт в послевоенные годы туберкулезный санаторий, лежали больные. Как село мы его даже не понимали, это была больница с большим домом рядом, будто общежитие.

В Казанский храм наша семья ходила на службы до войны. Я тогда еще не мог пономарить, потому что был мал, но Литургию с того времени запомнил на всю жизнь. И росписи запомнил: храм ведь был расписан не только изнутри, но и снаружи! А в 1937 году храм закрылся… Помню, взрослые это обсуждали, а при детях замолкали и ничего не говорили.

Я тогда еще не мог пономарить, потому что был мал, но Литургию с того времени запомнил на всю жизнь

– Вы помните, что стало со священником, который служил в церкви перед ее закрытием? Его арестовали?

Икона Казанской Божией Матери
в Казанском храме

– По разговору наших родителей, священника арестовали на Пасху, прямо во время службы. Может быть, он кому-то перечил или кого-то обличил. Это осталось тайной. Его расстреляли дорогой, пока везли до Михайлова – даже до суда не довезли... Потом мы в Санаторий часто ходили, даже было правило такое: на Троицу ходить к храму. Правда, церковь стояла закрытая (хотя вход на колокольни всегда был открыт). Ее даже не стали использовать как склад, хотя это часто делали в то время. Колхоз был далеко, а она неудобно расположена. Вот в Печерниково, что неподалеку, церковь использовали как рабочий цех. А эта стояла нетронутая.  Кресты и купола стояли очень долго. После войны же крышу растащили, и внутренние помещения стали мокнуть. Внутренняя часть храма могла лучше сохраниться, потому что отделан храм был чисто, хорошо, балкон там был дубовый. 

Я ушел в армию, а Казанская церковь стояла в целости и сохранности. Это был 50-й год. Потом, когда церковь уже восстанавливали в конце 90-х годов, я познакомился с рабочими, смотрел, как привозили новые купола, паникадило. Казанскую икону Божией Матери сохранила у себя на чердаке одна из жительниц села. Когда разоряли все, жителям удалось спрятать такую ценность. Деревенские помнят, что в храме было много богатой одежды священников, большой подвал. 

День открытия храма Казанской иконы Божией Матери, 2011 год

Когда храм был закрыт, мы ходили в соседние деревни. В Ижеславле была открыта церковь, при ней жила монахиня Анастасия. У них там не было топки, они очень страдали зимой. На огоньке грели чай, на санках мы им привозили дрова. Эта монашенка смиренно там жила и там же умерла. Потом я из армии пришел, тетя меня попросила сделать оградку на могилке матушки Анастасии. Я сделал деревянную, а лет десять назад уже установили железную оградку. В Ижеславль мы всегда ездили в день памяти Николая Угодника. 

–  В Казанский храм Вы приезжали в 50-90-е годы, наблюдали, что с ним происходит? 

–  После армии я уехал в Москву учиться. В деревню приезжал на машине помогать: косить сено, копать картошку. Мои браться и сестры тоже вырастали и уезжали из села. Мы жили в Москве в бараке, потом перебрались в квартиру, в Черемушки. Я до 72 лет работал, ездил из Москвы в деревню каждое лето. Пока сюда не приехал архимандрит Тихон (Шевкунов), с храмом ничего не происходило. Все свыклись, что храм брошенный. Я со стороны за этим наблюдал, приезжал как гость. Со временем из помещений, где сейчас располагается скит Сретенского монастыря, людей выселили. Совхоз разбогател, и многие рабочие стали переезжать. Транспорта не было, ходили пешком несколько километров. Только когда отец Тихон появился, проложили асфальт: сначала до Печерников, потом и дальше. 

Хор Сретенского монастыря в день открытия храма Казанской иконы Божией Матери в с. Красное, 2011 год

– Помните тот момент, когда храм открылся после реставрации, появился нынешний настоятель протоиерей Владимир Щетинин? 

Мы очень обрадовались! Когда состоялось открытие, это был такой праздник! Помню очень торжественную обстановку, много народу, работала полевая кухня. Сретенский хор пел здесь на службе, человек 20. А когда служба кончилась, хор задержался и нам, прихожанам деревенским, около часа пел народные раздольные песни на паперти. Это осталось в памяти навечно. 

Потом силами отца Владимира автобус пустили из моей деревни до храма и обратно, стало возможным удобно добираться на службы. Заранее объявляют расписание, и среди недели бывают службы, и в субботу, и в воскресенье. 

Храм Казанской иконы Божией Матери в с. Красное Рязанской области

– Как Вы стали служить в храме? 

–  Отец Владимир предложил мне, несмотря на возраст, помогать. Когда семинаристы есть, я отдыхаю, а когда нет – я на службе. И как-то привык, что так и надо. Так получилось само собой. 

Когда семинаристы есть, я отдыхаю, а когда нет – я на службе

Я и в молодости о Боге помнил, на большие праздники в храм ходили, на Рождество, Крещение, но вот так, чтобы каждое воскресенье – нет. А здесь просто даже интересно. Понимаете, у нас, пожилых людей, в душе нет заполнения. Мы сходим в храм и чувствуем праздник, день начался. Библию откроешь – и свет в душе. Выразить это трудно, оно как-то само собой получается. И чувствуешь, что кто-то помогает. 

С Петром Терёхиным
беседовала Мария Красникова


Петр Терёхин 30 сентября 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить