Место, где можно встретить Христа

Годы, проведенные в Сретенской семинарии, для большинства семинаристов стали самым счастливым и интересным временем, периодом непрестанных открытий, о которых идет речь в книге «Попасть в Сретенку» Константина Белого. Ныне иерей, настоятель храма святых Жен-Мироносиц (Псков), с юмором, большой теплотой и любовью вспоминает, как семинаристы жили, учились и работали бок о бок с насельниками в массе выпускниками той же Сретенской семинарии.

1.JPG

Почти в самом центре Москвы, на небезызвестной улице Большая Лубянка, приютившей когда-то отечественные спецслужбы, в окружении кирпично-бетонного моря строений и дорог красуется древний Сретенский монастырь.

«Сретенка» – так нередко называют возрожденный Сретенский монастырь и Сретенскую семинарию – одно из самых ярких явлений церковной Москвы и России последних десятилетий, настоящее чудо Божие. Вот кому бы в голову еще лет 30–35 назад пришла мысль, что здесь, почти что в вотчине органов госбезопасности, на месте не столь давних гонений, возникнет один из самых больших и значимых духовно-просветительских центров страны? Кто предполагал, что здесь, в возрожденном Сретенском монастыре и через него, будут совершаться важные для Церкви и для государства события?

Впрочем, если о Сретенской обители и ее возродителе – архимандрите, а сейчас уже митрополите Тихоне (Шевкунове), многие читатели наверняка что-то слышали (хотя бы из бестселлера владыки «Несвятые святые»), то о другом его детище – Сретенской духовной семинарии – известно не так много. При том, что семинария как часть единого сретенского микромира с первых дней была особым и заслуживающим внимания явлением.

Семинария активно развивается и сегодня, но нам посчастливилось застать ее, как и всю Сретенку, в ни с чем не сравнимую пору – в годы наместничества и ректорства владыки Тихона, когда весь остров веры стал буквально пронизан добрым, теплым, веселым, можно сказать, «сретенским» духом.

Знали ли мы, что именно здесь, в Сретенской семинарии, большинство из нас проведет лучшие годы своей жизни

Многие из нас, как вспоминали мы за чаем впоследствии, будучи обычными современными юношами, опасались попасть в серую, изолированную от мира полуказарму с муштрой, зубрежками и скучными поучениями. Но знали ли мы, что именно здесь, в Сретенской семинарии, большинство из нас проведет лучшие годы своей жизни, столкнется со множеством удивительных открытий, а некоторые и вовсе встретят Христа?!

***

В одну из приемных кампаний, к примеру, случился небольшой курьез. Один парень, освободившись от работы и зубрежки только к одиннадцати вечера, решил, несмотря на поздний час, позвонить друзьям и поделиться первыми впечатлениями. Чтобы никому не мешать, он спустился на лестничный пролет жилых этажей семинарии и, прислонившись к подоконнику, стал оживленно беседовать по телефону. На громкий писклявый звонок, раздавшийся в семинарии, он не обратил никакого внимания. Еще бы: в общежитии университета, который юноша недавно окончил, было просто неприлично ложиться раньше трех-четырех утра, ни о каких официальных отбоях, естественно, не было и речи. И вот во время весьма эмоционального, развеселого разговора абитуриент вдруг почувствовал присутствие кого-то сзади. Полностью не разворачиваясь, он краем глаза приметил два темных силуэта, неподвижно застывших в дверном проеме четвертого этажа.

2.JPG

«Странные люди! Неужели не видят, что я разговариваю?» – подумал юноша и продолжил делиться смешными историями последних двух дней, в том числе относительно дежурных помощников. Прошла минута. Уже из любопытства весельчак искоса взглянул назад и, мягко говоря, удивился. Две черные фигуры по-прежнему стояли вверху.

– Что за хамство?! – полушепотом начал жаловаться в телефон абитуриент. – Представляешь, Вась, общаюсь с тобой, а какие-то непонятные товарищи в упор смотрят. Хотя, подожди, я им сейчас пару слов... – Хотел было закончить фразу и приступить к разбирательствам, но силуэты внезапно заговорили грозным тоном:

– М-да, просто верх наглости! Уже пять минут ждем, и никакой реакции. Даже не повернулся! Как нетрудно догадаться, выговор прозвучал от дежпомов (так сокращенно мы называли дежурных помощников), которые проверяли после отбоя, выключен ли свет в кельях и все ли насельники семинарии находятся в кроватях. Впрочем, несмотря на то, что помощники узнали о себе много интересного во время стояния, никаких проблем при поступлении у абитуриента не возникло. Незнание закона в данном случае избавило его от ответственности.

***

«Почему вы пошли в семинарию?» – вот самый распространенный вопрос, который задают семинаристам при первой встрече. Школьники обычно спрашивают с экзотическим интересом и ухмылкой, студенты – чаще со скепсисом, а взрослые люди – нередко с сожалением и болью за случившееся. Однако типичный ответ «Так получилось» не устраивает никого. Он наверняка кажется примитивным и недалеким. А на самом деле именно в его простоте заключены очень важные смыслы, о которых не всегда задумывается сам отвечающий.

Представьте, что аналогичные вопросы – «Почему вы пошли за Христом?» или «Почему вы стали апостолом?» – мы обратим вдруг к двенадцати ближайшим ученикам Спасителя. Несомненно, ответы будут столь же странными: не «Я соизволил», не «Я решился», а «Так управилось», «Бог призвал». Но если апостолов еще можно понять – они непосредственно видели Христа, слышали Его призыв, – то как быть с последующими поколениями христиан, и тем более с какими-то сретенскими семинаристами XXI века? Как произошло их призвание и произошло ли оно вообще?

Но чем больше мы узнавали друг о друге, тем яснее понимали, что такое призвание Божие.

«Мой путь в семинарию» – так можно назвать устные и письменные рассказы многих сретенцев, которые удалось собрать, чтобы хоть как-то ответить на этот распространенный вопрос. Миссия репортера или, скорее, следователя оказалась нелегкой. Ребят приходилось расспрашивать в экстремальных условиях: во время перелета на самолете и в переполненном вагоне метро, за обедом, разгрузкой кирпичей и уборкой бани. Но чем больше мы узнавали друг о друге, тем яснее понимали, что такое призвание Божие.

Некто из бывших пятикурсников так описывал начало своего пути:

«Веру я обрел в школе. На уроке литературы нам задали прочитать в хрестоматии Житие преподобного Сергия Радонежского. Мне оно настолько понравилось, что самому захотелось уйти в лес и подвизаться. Храм мы с мамой тогда посещали редко.

Но, входя туда, я всегда чувствовал что-то родное, близкое и в то же время неземное. Белокурые мальчики в стихарях, как ангелы, а в центре батюшка с кадилом! Помню, в какой-то момент мне захотелось очутиться среди них. Но я стеснялся подойти к священнику. А друг был смелее. Он попросился в алтарь и меня за собой потянул. Это, как видно, был первый шаг в семинарию».

****

Опытные родители хорошо знают, что не всегда ребенка можно привести в чувства без помощи ремешка. В армии с подобными ситуациями справляются еще быстрее. А в семинарии единственным способом заставить человека одуматься или хотя бы задуматься бывает порой назначение поклонов. У нас применялась такая практика крайне редко, когда кто-либо проявлял небрежение к чему-то действительно важному.

3.JPG

Как-то раз во время Великого поста в скитском храме служилась литургия Преждеосвященных Даров. Хористы во главе с регентом, стоя на балконе, стали вдруг часто переговариваться, тихонько смеяться, из-за этого пение пошло наперекосяк.

То тропарь не тот споют, то басы не вступят вовремя. Духовник долго смирялся, терпел, но в конце концов, не выдержав, отправил гонца с поручением.

– Батюшка сказал, что, не имея страха Божия, можно петь в трактире, а не перед Богом в храме, и назначил вам по сто поклонов, – передал товарищам забравшийся наверх сокурсник.

Не имея страха Божия, можно петь в трактире, а не перед Богом в храме

Моментально исчезли улыбки, испарилась веселость. Все знали: с духовником в такие минуты лучше не спорить. К тому же ребята, несмотря на ропот, в глубине души чувствовали, что они не правы.

Дождавшись чтения кафизм, хористы спустились с балкончика, подошли к алтарю и начали делать поклоны.

Бабушки, приехавшие на службу из окрестных сел, увидев это, не растерялись. Думая, что сейчас, видимо, какой-то особый момент службы, стали повторять движения семинаристов. Самым молодым среди них было наверняка больше семидесяти, а самым взрослым чуть меньше ста. Но клали поклоны они намного лучше и увереннее, чем провинившиеся студенты. Те запыхтели уже на шестом десятке, а бабушки и вида не подавали, что устали. Еще бы, они пережили войну, голод, коллективизацию, множество разрух. Что для них такой аскетический опыт, как сотня поклонов?

Из книги: «Попасть в Сретенку» и другие рассказы. Издательство Сретенского монастыря, 2021 г.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить