«Мы хотим молитвы, но Господь выводит нас на другое служение»

Сегодня мы беседуем с насельником Сретенского монастыря игуменом Павлом (Полуковым), руководителем молодежного Духовно-просветительского центра при монастыре.

Фото 1.jpeg.PNG

– Батюшка, Вы астраханец и долгое время были келейником владыки Ионы (Карпухина). Расскажите, пожалуйста, о себе подробнее.

– Я действительно коренной астраханец, родился в Астрахани, как и мои родители, дедушки, бабушки. Мое служение в Астрахани проходило под покровом астраханского митрополита Ионы (Карпухина). Он имел большое значение в моей жизни, в определении пути, который он очень мягко подсказывал, не определял, а подсказывал, давал советы. И когда я принял монашество, владыка предложил нести послушание, исходя из моего медицинского образования. А вместе с тем послушание делопроизводителя, заведующего канцелярией, то есть исполнять то, что связано с деятельностью правящего архиерея, с помощью ему.

– В одном из интервью Вы говорили, что первым молитвам вас научила бабушка Елизавета Никифоровна, она же водила Вас в храм, но воцерковляться Вы начали уже в сознательном возрасте.

– В моем формировании сыграли роль все: и бабушки, и дедушка, и родители. Дедушка был невоцерковленным, но, будучи сам очень порядочным человеком, воспитывал нас в этой порядочности. Родители сформировали мои взгляды, а бабушка Елизавета Никифоровна соблюдала посты, причащалась, учила молитвам. Она была врачом и в советский период посещала храм. Но мой приход в храм состоялся чуть позже и был самостоятельным.

– Что послужило этому?

– Это был постепенный процесс, которым руководил Бог. Когда я был еще маленьким, меня очень впечатлило пространство храма, горящие свечи, множество людей. В старших классах, когда я сдавал экзамены, бабушка посоветовала мне пойти в храм, помолиться, попросить. Помню, на уроке истории нужно было отвечать о Церкви и вере в Бога с точки зрения советского человека, и я сказал заученную фразу, а про себя подумал: «Господи, прости, что я так говорю», хотя я еще не был воцерковленным человеком.

Мой приход в храм был постепенным процессом, которым руководил Бог

В детстве я увлекался архитектурой и как-то нашел в подъезде учебник «История СССР» 4-го класса. На обложке и внутри были изображения древних церквей Киева, Владимира, Москвы. На уроке рисования я нарисовал храм и припудрил купол золотым цветом, взяв у бабушки краску. Учительницу насторожило, почему я нарисовал церковь. Это было вне контекста веры, скорее любовь к красоте в архитектуре, особенно в храмовой архитектуре, но душа, наверное, чувствовала.

Фото 2 (5).jpeg
Фото: gas-kvas.com

В старших классах я стал носить крестик, ходил в храм, но не совсем осознанно. На первом курсе медицинского института я не мог сдать зачет по микробиологии. Приехала моя тетушка и сказала, что надо не просто поставить свечу, а исповедоваться и причаститься. И первый мой поход к исповеди и Причастию был с корыстными целями. Но священник не допустил меня до Причастия, потому что я не подготовился. На какое-то время это оттолкнуло меня от Церкви.

Позже, проходя мимо Покровского кафедрального собора, я подумал: «Почему я захожу в храм только когда мне что-то нужно? Вот сейчас мне ничего не нужно. На сердце легко и спокойно. Просто зайду к Богу». Там я встретил девушку с моего курса. Я начал ходить на катехизаторские курсы, встречи с прихожанами, так началось мое воцерковление.

– Вы хотели бросить медицинскую академию и поступить в семинарию. Близкие Вас поддержали?

– Близкие меня не поддержали, надеялись, что я стану врачом. Но меня настолько захватила вера, что мне уже ничто не было интересно. Поддержал настоятель, обещал дать рекомендацию для поступления. Но пока я ее ждал, встретился с владыкой Ионой (Карпухиным), который настоял получить светское образование и уже потом делать выбор.

– Кто еще оказал влияние на Ваше духовное становление?

– Протоиерей Борис Баранов, пожилой священник, который в советское время претерпел гонения. Вокруг него собиралось много людей, особенно молодежи. Иногда иносказательно, иногда серьезно он давал глубокие наставления в вере. Священник Константин Осацкий – молодежный батюшка, в прошлом увлекавшийся рок-культурой.

Большое влияние оказал сам Покровский собор, который никогда не закрывался, в нем была особая атмосфера. Я застал многих пожилых священнослужителей, у которых в первую очередь учился благоговению и перенимал их жизненный опыт.

Я застал многих пожилых священнослужителей, у которых в первую очередь учился благоговению

– В Москве Вы оказались, когда владыка ушел на покой?

– Да, я получил благословение своего духовного отца Макария (Макиенко) быть с владыкой до конца.

– Как Вы попали в Сретенский монастырь?

– Когда я бывал в Москве по делам, старался посещать святыни, храмы Москвы, в том числе бывал здесь. Монастырь уже был известен своим наместником Тихоном (Шевкуновым), Сретенским хором, братией. Я давно знал монаха Рафаила (Попова), имел личное знакомство с владыкой Тихоном (в то время отец Тихон посещал Астрахань с антиалкогольной программой, СЕЛИАС – молодежный образовательный форум). Когда владыка Иона был на покое в Москве, владыка предложил потрудиться в Патриаршем совете по культуре. После смерти владыки Ионы первым, кто позвонил, был владыка Тихон. Он выразил соболезнование, очень долго со мной разговаривал и предложил свою помощь в дальнейшем устройстве. Это было удивительное обогащающее общение.

Фото 3. (1).jpeg
На богослужении в Сретенском монастыре, 2006 год

– Каково находиться в монастыре в центре Москвы?

– Любой монах мечтает о тишине, молитве, духовном возрастании, но мы служим людям. Владыка Иона написал книгу, которая так и называется «Богу, Церкви, людям». В Астрахани я был заведующим канцелярией, председателем разных епархиальных отделов, занимался молодежью, преподавал в воскресной школе, был настоятелем госпитального храма при Каспийской флотилии, нес и другие послушания, которые предполагают пребывание в центре событий, поэтому обилие деятельности в Сретенском монастыре для меня не было удивлением, хотя здесь более широкий охват. Не будет преувеличением сказать, что та деятельность, которой занимается Сретенский монастырь, больше, чем во многих епархиях.

Когда-то монахи уходили в глухие леса, но к ним шли люди за духовным окормлением. Мы хотим молитвы, тишины, но Господь выводит нас на другое служение.

– В Астрахани Вы занимались с молодежью, и здесь Вы руководите молодежным Духовно-просветительским центром. Какие у него функции?

– Когда я пришел на это послушание, здесь все уже было устроено владыкой Тихоном, нынешним наместником игуменом Иоанном (Лудищевым), братией. Молодежь нуждается в духовном просвещении. Формы его бывают разные: Литургия, исповедь, Причастие. Но кроме просветительских целей очень важно участие в жизни Церкви, совместное делание. У нас это посещение больниц, встречи, молодежь посещает школу-интернат в Михайлове. Наша молодежь через это служение людям сама духовно просвещается. Проекты нашего монастыря «Школа радости», «Родная земля» охватывают огромное количество людей на территории нашей страны.

Любой верующий человек может быть апостолом для других. У Бога нет других рук, кроме наших. Верующий человек может быть руками, глазами, словом Господа для окружающих. Это основной вектор.

– Я знаю девушку, протестантку, которая, посещая молодежный центр, перешла в православие.

– Таких историй много, на молодежные встречи приходят самые неожиданные люди, например, копты. Они рассказывали, как христиане в Египте сохраняют свою веру, приходил сикх, с русскими друзьями приходят иностранцы. Недавно на экскурсии была группа молодежи, и они были поражены тем, какое разнообразие жизни есть на этом маленьком клочке земли в центре Москвы. Один из них после того, что он увидел здесь, сейчас принимает решение креститься.

Фото 4.jpeg.png
Молодежная литургия Духовно-просветительского центра Сретенского монастыря

– Амвросий Оптинский сказал: «Чтобы быть монахиней, нужно быть либо железной, либо золотой». Как Вы это понимаете?

– Монах обязан противостоять искушениям, нужно быть железным. Если он искушаем в пустыне, затворе, то не меньше он искушаем и в большом монастыре. А золотым… Каждый христианин призван нести свет, а монах, священник особенно, на тех местах, куда нас ставит Господь. Если мы не будем светом, то с нами не пойдут ко Христу.

Если мы не будем светом, то с нами не пойдут ко Христу

– Батюшка, было в Вашей практике такое, что люди уходили после исповеди и Вы думали, что надо было не так сказать, по-другому?

– Конечно, за годы пастырской практики понимаешь, насколько более трепетно надо относиться к каждому человеку, который подходит к тебе, на исповеди особенно. Нужно иметь смирение и любовь, чтобы дать совет человеку, которого Бог привел в храм, и, конечно, вразумление от Бога. Мой личный опыт исповеди отцу Кириллу (Павлову) показал, что человек способен заплакать от твоего греха, не осудить, а заплакать. Вот такое трепетное отношение, к которому мы стремимся, и просим у Бога сил на это.

– Как обрести живую веру?

– Призывать Христа. Часто люди говорят, что помолиться некогда, ребенок маленький, другие заботы. Молитва не в том, чтобы встать и читать. Бога можно призывать ежесекундно словами, а по большому счету состоянием. Это и есть живая вера в то, что Бог рядом.

Фото 5, превью.jpeg.PNG

– Батюшка, а что Вы любите? Какие у вас увлечения?

– Я люблю путешествовать. Меня интересует место, новое для меня со всех сторон: природа, архитектура, люди и, естественно, святыни, храмы, монастыри. Когда-то, разбирая архив астраханского епархиального управления, я нашел компиляции Преосвященного астраханского архиепископа Михаила (Мудьюгина), и в число рекомендаций для развития священника он включал путешествия. Это то, что может развить, в том числе и духовно. И у меня есть такая любовь к путешествиям с целью познания.

Беседовала Ирина Ефремова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить