От Петра Чайковского до Патриарха Грузии. Что поет Сретенский хор

Великолепные голоса, удивительная тонкость исполнения духовных песнопений, которые помогают молиться, сонастраивают Господу, потрясающая популярность даже у людей невоцерковленных… Хор Сретенского монастыря – это, вне всякого сомнения, эталон церковного хора.  И при этом он исполняет и народные песни, дает концерты по всей стране и за ее пределами. Художественный руководитель хора, заслуженный артист Российской Федерации Никон Жила называет это синергией духовного и светского.

Хор Сретенского монастыря в храмовом комплексе города Баальбека (Ливан). Фото: РИА новости, 2021

– В конце сентября хор Сретенского монастыря побывал на гастролях в Ливане и Сирии. Поделитесь впечатлениями от концертов на Ближнем Востоке.

– Наша поездка в Сирию и Ливан очень для нас интересна и значима. Хор выступал в Дамаске для наших соотечественников в концертном зале при Патриархии и в Дамасском оперном театре, а в Ливане мы пели в древнем римском храме в Баальбеке и в концертном зале Бейрута, где было также много русских. В Бейруте был организован прием у митрополита Бейрутского и прилежащих земель Илии (Ауди). Очень тепло нас принимало духовенство митрополии, приветствуя их, мы исполнили несколько духовных произведений.

– Ближний Восток оказался гостеприимным?

– Основную идею нашей поездки можно выразить в трех словах: «На языке музыки». Это прекрасно, поскольку на языке музыки люди слышат и чувствуют именно эмоции, которые хор отдает слушателям. Мы имеем возможность общаться посредством музыки, передачей эмоциональных состояний, созданных музыкой. А до Сирии и Ливана мы побывали в республике Молдова, там также мы пели для наших соотечественников и гостей. Затем вернулись в Сретенский монастырь, спели на богослужении и полетели на Ближний Восток.

На языке музыки люди слышат и чувствуют именно эмоции, которые хор отдает слушателям

–  Получается, у вас насыщенный гастрольный график?

– Увы… Это совпадение. Раньше наши гастроли были более масштабны. В период пандемии у нас практически нет концертов. Конечно, очень здорово, что, несмотря на тяжелые времена, есть возможность поехать и поддержать наших людей, волею судеб оказавшихся далеко от Родины. Самое главное, что мы имеем возможность исполнять наши любимые песни. Во время пандемии богослужения продолжались, а концертная жизнь сошла на нет. Да и сейчас 50% заполнение залов так или иначе вынуждает сокращать количество выступлений и среди людей имеются опасения в отношении массовых мероприятий. Поэтому для хоровых коллективов сейчас суперсложное время.

Если солисты и звезды, которые находятся на вершине творческого олимпа, не столь сильно ощущают негативные последствия пандемии, то рядовые хористы, к сожалению, в полной мере испытывают последствия ограничений и сокращения концертной деятельности.  

Нам приходится сложно.

– Вы сказали, что после Молдавии вернулись, отпели службы и полетели дальше…

–Да. Гастрольный и концертный график хора выстраивается таким образом, чтобы все богослужения, в которых мы участвуем (это праздничные богослужения в Сретенском монастыре, в субботу и воскресенье), хор был на службах. Для нас богослужения – это основная задача, поскольку хор монастырский. 

– У вас несколько составов?

– Нет, у нас один состав, а именно состав праздничного хора Сретенского монастыря, участвующий в воскресных богослужениях и в дни больших праздников. В остальное время в монастыре поют семинарский, народный и братский хоры. 

–  Как подбираются песнопения на богослужения? Вы сами решаете, какую именно «Херувимскую» и «Милость мира» вы споете?

– Наш репертуар, можно сказать, заимствован из традиций Троице-Сергиевой лавры.

В основном большей частью все мужские составы, поющие в России, да и за рубежом тоже, так или иначе соприкасаются с этим репертуаром, созданным архимандритом Матфеем (Мормылем) – регентом Троице-Сергиевой лавры, у которого я также какое-то время в молодости пел. Это множество переложений духовных произведений, обработок и гармонизаций церковных распевов от простых народных до именитых.

Простое, и вместе с тем очень хара́ктерное изложение музыкального материала не является упрощением, а, наоборот, на мой взгляд, дает слушателю возможность настроиться на вдохновенную молитву, не «расстраивая» внутреннее духовное состояние, и при этом испытать эмоциональный подъем.

– Не так давно мы вспоминали архимандрита Матфея… Был день его преставления. Вам довелось поработать с ним. Можно ли сказать, что он передал Вам музыкальное наследство?

– Отец Матфей очень трепетно и эмоционально относился ко всему, что было связано с богослужением. В первую очередь для него это, конечно, была красота церковного пения. Он посвятил всю свою жизнь служению Церкви и хоровому пению в ней. Всегда держал хор в эмоциональном напряжении и требовал от хористов такой же полной отдачи сил. Это действительно достаточно сложно, но повторить звучание хора под руководством отца Матфея пока не удалось никому, на мой взгляд. Это была целая палитра красок звука: от смирения до дерзновенной молитвы.

– Чем пополняется репертуар хора Сретенского монастыря в духовной его части?

– В нашем коллективе работают талантливые композиторы, аранжировщики, которые делают обработки духовной музыки и светских произведений: среди них Федор Степанов (директор хора Сретенского монастыря), а также Дмитрий Лазарев, диакон Александр Амерханов (сейчас руководит хоровыми коллективами во Пскове у Владыки Тихона). 

Мы исполняем произведения митрополита Илариона (Алфеева), также есть потрясающие произведения, написанные Патриархом всея Грузии Илией II. Он создал много замечательных песнопений. Одно из них пользуется особой популярностью – это Κύριε ελέησον – «Господи, помилуй!», которое исполняют не только хоры, но и популярные артисты, оно звучит и в храме, и на концертных площадках. 

Стараемся обновлять репертуар, но традиционный, старый уже лег на сердце слушателям, кто-то из братии иногда просит что-то спеть специально…

–  Произведения каких композиторов чаще всего звучат в духовном репертуаре?

– У нас широкая палитра: и Дмитрий Бортнянский, и Петр Чайковский, и Павел Чесноков, и Сергей Рахманинов, композиторы XX века, современные композиторы. Их духовную музыку хор исполняет как на службах, так и в концертных программах. Песнопения подбираются исходя из их эмоционального уровня и в зависимости от праздника. В будничных службах чаще используется обиход, а в праздничных богослужениях, чтобы подчеркнуть настроение, поем более известные значимые произведения. 

Песнопения подбираются исходя из их эмоционального уровня и в зависимости от праздника

– В каком состоянии сейчас находится духовная музыка в России?

– Это непростой вопрос. В наши дни духовная музыка мало востребована. Композиторы, конечно, пишут новую музыку и масштабные произведения, но им очень сложно конкурировать сегодня с многообразием развлекательного контента. По моему мнению, сейчас хоровое искусство может существовать и развиваться только при государственной или меценатской поддержке. Просто так выжить хор практически не имеет возможности. 

Но мы не унываем! Наши композиторы, Федор Степанов, Дмитрий Лазарев и другие талантливые музыканты, специально для Сретенского хора создают новую духовную музыку. Цикл называется «Непостижимое. Невидимое». Музыка направлена в первую очередь на созерцание красоты, созданного Творцом мира, природы, человека и, как следствие, на осознание человеческого творчества. 

Эта музыка написана без канонических текстов, как это всегда принято. Можно сказать, что это новая, современная духовная музыка, это музыка молитвы, которая направлена из сердца человека к Богу, в те сферы, которые непостижимы и невидимы… 

Мне кажется, это очень интересное направление. Мы сейчас пытаемся всё это структурировать. Эти новые произведения уже можно услышать на YouTube, на нашем канале, на других музыкальных платформах.

– Во время Литургии они могут прозвучать, как думаете?

– Сегодня это достаточно сложно представить, потому что такой формат непривычен для богослужения, а вот для концерта духовной музыки очень интересно. 

– Вы не просто хор Сретенского монастыря, вы популярны, действительно звезды. Как удается и требуется ли решать вопрос гордыни среди участников коллектива?..

– Даже если бы это и могло бы быть, то пандемия расставила всё на свои места. Она свела на нет любые проявления звездной болезни… 

Если серьезно, у нас не было таких проблем. Так традиционно сложилось в нашем хоре – синергия духовного и светского. В коллективе основная часть – профессиональные хоровики, выпускники светских музыкальных вузов, а также выпускники и семинаристы Сретенской духовной семинарии. Таким образом, на богослужениях мы стремимся объединить в пении духовную составляющую и профессиональные навыки. 

На богослужениях мы стремимся объединить в пении духовную составляющую и профессиональные навыки

Да и общаемся мы и со светской публикой, и с церковными людьми, мне кажется, это очень хорошо уравновешивает.

– А как внутри хора происходит взаимодействие профессиональных музыкантов, выпускников консерваторий, и тех певцов, которые посвящают себя Богу, служению – я имею в виду семинаристов?

– Я очень рад, что, несмотря на какие-то разногласия, которые, так или иначе, случаются между людьми, наш коллектив дружный и чувство братской помощи всегда присутствует, поэтому мы общаемся друг с другом как коллеги и воспринимаем хор не как работу, а как служение. Даже исполняя светские программы, мы все вместе ощущаем служение нашей внутренней идее, которую мы стараемся раскрыть людям: это развитие музыкальной культуры, хоровые традиции, духовная музыка.

– Где в ближайшее время, кроме богослужений в монастыре, можно услышать ваш коллектив?

– 1 октября в Доме музыки у нас был единственный концерт за долгое время, его несколько раз переносили, объединяли, но наконец-то программа состоялась. И пока больше никаких гастролей, планов, кроме богослужений, у нас нет…

–  Если отставить пандемию в сторону и в целом порассуждать о состоянии хоровой музыки, не только духовной. Есть ли у общества запрос на возрождение хоровой культуры?

– Безусловно, это нужно! Хоровое искусство объединяет людей в творческом, эмоциональном порыве, когда люди имеют возможность вместе петь. Но, к сожалению, современный мир удаляется от этого, на мой взгляд. Сейчас засилье таких исполнителей на эстраде, которые проповедуют совершенно непонятные ценности, и молодежь зачастую склоняется в сторону современных тенденций. Может быть, я в силу возраста так рассуждаю, ворчу на молодежь… Но я с неким ужасом смотрю на современную эстраду, исполнителей, у которых даже нет попытки передать миру высокие идеи о добром, светлом, чистом. И это страшно: если не будет поддержки, проповеди той музыки, которая людей объединяет, воодушевляет, направляет на добрые поступки и чувства, то общество будет всё дальше и дальше отходить от культурных и духовных ценностей.

Если не будет проповеди той музыки, которая людей направляет на добрые поступки, то общество будет всё дальше отходить от духовных ценностей

–  Как можно достучаться до сердец и душ молодежи?

– Сложный вопрос. Думаю, поддержка государством хоровой культуры может дать возможность создавать новые интересные проекты, направленные на молодое поколение, благодаря новым современным произведениям, и светской музыке в том числе, используя новые форматы, современные передовые технологии, синтезируя разные виды искусств: музыку, живопись, литературу, поэзию, кино, режиссуру, актерское мастерство, чтобы эмоционально человек мог переключиться с каких-то, на наш взгляд, легковесных музыкальных произведений на действительно хорошую, умную, интеллектуальную музыку.

– Духовная музыка такого «осовременивания» не боится?

– Любая музыка когда-то была современной. И эта музыка жива до сих пор, в том числе в исполнении хоровых коллективов. Порой произведения получали популярность уже после смерти создателей. Существуют вопросы, касаемые мира вокруг нас, того, как мы ощущаем себя в этом мире, в гармонии ли мы, как мы относимся к природе, какая у нас культура жизни, общения с людьми, близкими и посторонними. Музыка, как неотъемлемый элемент нашей жизни, как раз и несет в себе ответы на них и тот положительный культурный эмоциональный посыл, который оказывает влияние на всю экологичность окружающей жизни – отношение к людям, природе, миру. Повышение этого уровня культуры через музыку нам совершенно необходимо.

Беседовала Алина Темнова

Никон Жила 13 октября 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить