Полтысячелетия под сенью чудотворного Владимирского образа

К 500-летию спасения Москвы от разорения иноплеменными

Сретенский монастырь готовится особыми торжествами отметить удивительную дату: в 1521 году соборная молитва тысяч москвичей во главе с преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским усмирила хана Махмеда Герая, который пришел, чтобы завоевать Русь. Почитая Владимирскую икону Божией Матери, у которой просили тогда помощи, вспоминаем историю ее обретения и чудес, которые она являла.

Неразрывно и навечно слиты град Москва и чудотворный образ Богородицы Владимирской. Сколько раз спасала Она белокаменную от врагов. Образ сей связал собою и апостольские времена, и Византию, и Русь Киевскую, Владимирскую, Московскую – и наконец остался в Третьем Риме, «а четвертому же не быти». Так промыслительно и исторически преемственно образовалось Московское государство, вобрав в себя мистическую связь с древними империями, исторический опыт, традиции иных православных земель и народов. Символом этого единения и преемственности и стал чудотворный образ Владимирской.

Это удивительная икона, которую трудно описать словами, ибо все они кажутся пустыми перед тем взором, который смотрит на нас с нее. В этом взоре все: жизнь, и смерть, и воскресение, вечность, бессмертие.

По древнейшему преданию, святой евангелист, врач и художник Лука написал три иконы Богородицы. Посмотрев на них, Пречистая сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами». Одна из этих икон и известна нам под именем Владимирской.

До 450 года этот образ Владычицы пребывал в Иерусалиме, затем был перенесен в Константинополь. В первой половине XII столетия патриарх Царьграда Лука Хризоверг послал икону (вместе с другим образом Богородицы, известным как «Пирогощая») в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, который поставил образ в Вышгородском девичьем монастыре под Киевом, в местности, некогда принадлежавшей святой равноапостольной княгине Ольге. В 1155 году Вышгород стал уделом сына Юрия, Андрея.

Решив переселиться на родную для него суздальскую землю, князь Андрей без ведома отца взял с собою и икону. В пути непрестанно служил перед нею молебны. Жители Владимира на Клязьме встретили своего князя с усердием и радостью; оттуда же князь направился было далее, в град Ростов. Однако когда отъехали от Владимира не далее десяти верст, кони встали на берегу Клязьмы и, несмотря на понукания, не пожелали идти дальше. Запрягли свежих, но не пошли и те. Пораженный, пал князь Андрей пред иконою и слезно молился. И тогда явилась ему Богородица со свитком в руке и повелела оставить образ Свой в граде Владимире, а на месте же этого Своего явления выстроить обитель в честь Рождества Ее.

Явилась князю Андрею Богородица со свитком в руке и повелела оставить образ Свой в граде Владимире

Князь поставил икону во Владимире, и с этого времени – с 1160 года – она и получила наименование Владимирской.

В 1164 году икона сия сопровождала князя Андрея Боголюбского в поход на волжских булгар. Перед битвой князь исповедовался и причастился; пав же пред образом Богородицы, воскликнул: «Всяк уповай на Тя, Владычице, не погибнет!». Все воинство вслед за своим князем со слезьми приложилось к чудотворной и, взывая к заступничеству Пречистой, двинулось в бой. Нечестивые были разбиты.

После победы на поле брани было совершено молебствие перед святой иконой. Во время него на виду у всего русского войска явлено было чудо: от образа и от Животворящего Креста забрезжил дивный свет, озаривший всю местность.

А на другом конце христианского мира, но ровно в те же день и час византийский император Мануил узрел свет от Креста Господня и, подкрепленный сим знамением, одолел своих недругов-сарацин. И по сношению князя Андрея с императором Второго Рима был установлен 1 августа праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, в народе известный как Первый Спас.

Много и иных чудес было явлено от чудотворного образа. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар приблизился к Москве. У народа христианского оставалась надежда лишь на помощь Божию. И тогда великий князь Московский Василий Дмитриевич повелел принести икону из Владимира в Москву. Десять дней длился путь Владычицы с берегов Клязьмы. По обеим сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!». В белокаменной Владимирскую ждала торжественная встреча: крестный ход со всем городским духовенством, семья великого князя, бояре и простые москвичи вышли за городские стены на Кучково поле, встретили и проводили чудотворную до Успенского собора в Кремле.

Было это 26 августа. «Весь град изыде противу иконы на сретение ее», – свидетельствует летописец. Митрополит, великий князь, «мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и иконы, со псалмы и с песьми духовными, паче рещи все со слезами, иже не обрести человека, не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием».

И Богородица вняла молению уповавших на Нее. В самый час сретения чудотворной на берегу Москвы-реки Тамерлану в его шатре явлено было сонное видение: с высокой горы спускались святители со златыми посохами, а над ними в несказанном величии, в сиянии ярких лучей парила Лучезарная Жена; бесчисленные сонмы ангелов с огненными мечами окружали Ее… Тамерлан очнулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики татарские разъяснили, что виденная им во сне Жена и есть Заступница православных, Матерь Бога и что сила Ее неодолима. И тогда железный хромец повелел своим полчищам повернуть назад.

Разъяснили Тамерлану: виденная им Жена – Заступница православных, Матерь Бога, и сила Ее неодолима

И татары, и русские поражены были этим дивным событием. Летописец заключил: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!».

Благодарные москвичи выстроили на месте встречи Сретенский монастырь: «да не забудут людие дел Божиих».

И так после 242-летнего пребывания на берегах Клязьмы чудотворная икона Богородицы Владимирской перешла в Москву и поставлена была в кремлевском соборе в честь Успения Пречистой. Ее благодатной силе Москва обязана избавлениями от набегов хана Едигея в 1408 году, ногайского царевича Мазовши в 1451 году, отца его хана Седи-Ахмета в 1459 году.

В 1480 году ордынский хан Ахмет двинулся на Москву и дошел уже до реки Угры в калужских пределах. Великий князь московский Иоанн III поджидал на другом берегу реки. И вдруг внезапно на татар напал такой сильный и беспричинный страх, что Ахмет не решился пойти на русскую рать и поворотил назад в степь. В память этого события в Москве стал ежегодно совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь, воздвигнутый на месте встречи иконы 26 августа 1395 года. А река Угра с тех пор слывет «Поясом Богородицы».

В 1521 году хан Мехмед Герай повел на Москву татар казанских и ногайских. Митрополит Варлаам и весь народ усердно молились пред ликом Владимирской. Великий князь Василий Иванович едва успевал собрать войско, чтобы встретить татар на дальнем рубеже, на реке Оке. Сдерживая их натиск, он медленно отходил к Москве.

В самую ночь осады инокиня кремлевского Вознесенского монастыря увидела, как сквозь запертые двери Успенского собора выходят святители, неся в руках чудотворную Владимирскую. Это были жившие двумя веками ранее святые митрополиты Московские Петр и Алексий. И еще видела инокиня, как у Спасской башни встречали шествие святителей преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский и пали ниц пред образом, моля Пречистую не покидать собора Успенского и народа московского. И возвратилась тогда Заступница обратно, вновь сквозь двери запертые.

И молили Божию Матерь Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский не покидать Москвы

Инокиня поспешила рассказать о видении горожанам, и москвичи собрались в храм и стали горячо молиться. И тогда татарам вновь привиделось «воинство великое, доспехами сияющее», и бежали они от стен города.

Так не единожды было Отечество наше спасаемо молитвой народной пред чудотворным образом Владимирской. В память этих избавлений установлены еще празднования Владимирской иконе: 21 мая – в память избавления от Махмеда Герая в 1521 году; 23 июня – в память избавления от хана Ахмата в 1480 году.

Особый извод Владимирской иконы именуется «Древом государства Московского». Первая такая икона написана была уже на исходе Древней Руси, в 1668 году царским иконописцем Симоном Ушаковым для церкви Троицы в Никитниках в Китай-городе. На ней изображены святители Петр и Алексий, поливающие произрастающее из-за кремлевской стены пышное древо, на ветвях – медальоны с сонмом русских святых, а в центре – овальный образ Владимирской. Как в иконе «Похвала Богоматери» библейские пророки пишутся с развернутыми свитками, на коих начертаны слова Акафиста, так и на этом образе небесные покровители Руси славят и восхваляют Пречистую, моля Ее о заступничестве за государство Российское:

Днесь светло красуется славнейший град Москва,
яко зарю солнечную восприемши, Владычице,
чудотворную Твою икону!
К ней же ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:
о Пречудная Владычице, Богородице,
молимся из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,
да избавит град сей и вся грады и страны християнские
невредимы от всех навет вражиих
и спасет души наша, яко Милосерд.

Можно сказать, что чудотворной Владимирской иконе Божией Матери повезло. Она не погибла в огне сатанинской злобы в страшные времена разгула богоборчества. Она попала в Государственную Третьяковскую галерею, в своего рода «музейное пленение». Но это было спасением для многих икон, ибо они сохранялись. Их исследовали специалисты, с ними работали реставраторы. И низкий поклон всем тем, кто в тяжелое время господствующего атеизма спасал наши святыни, иногда и ценой своей свободы и даже жизни.

О Владимирской иконе написано много статей и книг. До сих пор идут споры о времени ее написания. Но мне кажется, что к такой святыне примерим другой термин – «вечность».

Владыка Тихон (Шевкунов), тогда наместник Сретенского монастыря, основанного в память Сретенья Владимирской иконы в Москве, описывая в своей прекрасной книге «Несвятые святые» празднование 600-летия этого события, рассказал о перенесении на один день чудотворной иконы Владимирской из Третьяковской галереи в монастырь.

«В крестном ходе, начинавшемся в Кремле и завершившемся здесь, в Сретенском монастыре, участвовали более 30 тысяч человек. Лил сентябрьский дождь. Святейший Патриарх и сонм духовенства в насквозь мокрых облачениях медленно шли за иконой, а люди стояли вдоль улиц и, когда великую святыню проносили мимо них, опускались на колени – в лужи, на мокрый асфальт – никто не глядел куда». И не было дней, лет, столетий – было единение с той Святой Русью, и центром этого единения был святой чудотворный образ Владимирской Божией Матери.

В настоящее время чудотворная икона находится в домовом храме Третьяковской галереи, и каждый может прийти к ней.

Икона живет, и благодатная сила первообраза Богородицы вновь помогает всем, кто с искренней надеждой припадает к Ней.

А закончим мы словами апостола Павла: «Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13: 8).

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить