Савинский космос

Когда земля становится родной

Участники экспедиции проекта «Родная земля», проходившей 1–15 июля этого года в Савинском, что в Архангельской области, поделились своими умениями с северянами и при этом открыли и для себя много нового из истории этого небольшого и красивого поселка на Русском Севере.

Высокие сосны под синим, густым небом, уютные зеленые дворики и аккуратные пятиэтажки песочного цвета. Встрепенутся, тоскливо закричат чайки, тревожно подует прохладный ветер… А в окнах приходского дома при храме преподобного Антония Сийского зажгутся теплые, живые огни. Настоятель храма иеромонах Антоний (Ласточкин) вновь встречает гостей из Москвы – участников проекта «Родная земля»: семинаристов, молодых писателей, художников и филологов.

1.jpg

Миссия этого проекта – принять участие в жизни местных приходов, в деле возрождения традиций: помочь в организации богослужения, выступить с концертной программой, провести мастер-классы для детей. Неподалеку от Савинского располагается административный центр района – город Плесецк, известный нашим современникам своим космодромом, а в легендарном городе Мирный разрабатываются новейшие космические программы. И пока специалисты трудятся над разными небесными проектами, в поселке Савинский созревает свой собственный – духовный – Космос. Осталось только датчики настроить для восприятия.

2.jpg
И вот иеромонах Антоний, в миру – полковник, 20 лет отслуживший на космодроме, приглашает всех на службу в новый Крестовоздвиженский храм, построенный без единого гвоздя.

– Как полюбить Христа, если мы Его не видели? – говорит отец Антоний на проповеди. – Приходите на Литургию. Самое главное – обрести общение с Богом. На первом месте должно быть Божественное, и только потом – земное…

3.jpg

Службы идут и утром, и вечером как в новой церкви, расположенной на живописном берегу реки Емца, так и в храме преподобного Антония Сийского, что в центре Савинского. Этот храм посвящен русскому святому, жившему в начале XVI века. Несколько лет святой Антоний молился в этих краях, а с 1513 года начинает строить монастырь. Однако местные жители были недовольны. Как и современные храмоборцы, объявили настоящую войну. «Можно строить монастырь и в другом месте! – возмущались крестьяне. – Только не здесь, не у нас. Нам простор нужен. Тишина. Где монастырь – там и паломники, пойдут к чудотворным иконам, грядки потопчут».

Сколотили подвижнику плот, на котором он и добрался по реке Емца до Двины, вышел к Михайлову озеру, откуда вытекает река Сия. Там и основал обитель.

4. На колокольне Антониево-Сийского монастыря.JPG
На колокольне Антониево-Сийского монастыря
Сегодня в современном Савинском святого Антония любят и чтут. Каждый понедельник в 7:30 ему служат молебен, и местные жители перед работой успевают зайти в храм помолиться.

Во дворах играют дети, забираются на металлическую ракету, а в доме престарелых дремлют перед телевизором бабушки и дедушки. Впрочем, смотреть очередной сериал им еще недолго: сюда уже спешат участники проекта «Родная земля». Медсестра приглашает выйти в коридор на диванчики тех, кто желает послушать песни и стихи.

В современном Савинском святого Антония Сийского любят и чтут: каждый понедельник в 7:30 ему служат молебен

– Эй, Марья! Не ты ли забрала мои ноги? – спрашивает одна бабушка другую.

– Нет! Только свои беру. Всегда. Ищи скорее! – отвечает та и, опираясь на палки-держатели, бодро устремляется на выход.

5.JPG
6.JPG
7.JPG
8.JPG
9.JPG

«Топ да топ от кустика до кустика – неплохая в жизни полоса», – звучит песня под гитару на стихи Николая Рубцова. Семинаристы Сергей Килимов и Ростислав Устименко поют «Жило двенадцать разбойников», студентка РГГУ Елизавета Маслова – частушки под балалайку, искусствовед Марина Чудненко читает стихи, Анастасия Чернова, член Союза писателей РФ, играет на пианино собственное сочинение. Таким получился концерт. Ребята будут выступать еще несколько раз – и в доме престарелых, и в детском саду, и в деревянной школе села Улитино, и в храме Антония Сийского на праздник святого равноапостольного князя Владимира. Но музыкальная программа каждый раз будет меняться, дополняться песнями на стихи иеромонаха Романа (Матюшина) и протоиерея Олега Скобли, а также старинными духовными стихами.

10.JPG
11.jpg
12.JPG
13.JPG

Нередко концерты продолжались беседами, и теперь уже местные жители рассказывали о сложившихся здесь традициях и церковной жизни.

Многие савинцы – потомки спецпереселенцев: сюда высылали тех, кого объявляли зажиточными

Поселок небольшой, но как ярко отражается в судьбах его жителей история всей России! Словно многомерное полотно, включающее разные измерения, взлеты и падения, примеры мужества, подвига, умения выжить в любых, даже самых страшных, ситуациях. Многие савинцы – потомки спецпереселенцев из Украины. Сюда высылали тех, кого объявляли зажиточными.

14. Татьяна Борисовна Савинова.JPG
Татьяна Борисовна Савинова
– Но что значит «быть зажиточным» в 1930-е годы? – поясняет директор краеведческого музея Татьяна Борисовна Савинова и показывает документ, который составили при аресте ее родственника.

Это опись, содержащая перечень имущества зажиточной семьи. Итак, многодетной семье ставится в упрек: «корова, дом, бочка пустая, бочка с огурцами, кадушка…» и что-то еще в таком роде. Сам список не очень большой. Все переходит в собственность колхоза, а семья высылается на Север.

По статистике, все дети до 3 лет умирали. Не каждый и взрослый мог выжить в таких условиях. На голой промерзшей земле ставили барак, сплетенный из ветвей, напоминающий треугольный шалаш. Такова была судьба лучших тружеников не только Украины, но и Поволжья.

– Нередко, кстати, доносили соседи – пьющие, а потому нищие люди, – рассказывает Татьяна Борисовна. – Как-то раз спустя несколько десятилетий сосланные в северные края решили навестить свои родные места. Приезжают в деревню. А она вся почти пустая, вымершая. Навстречу идет состарившийся сосед. Тот самый, который когда-то писал донос. Оборванный, непротрезвевший, весь в репьях и чуть ли не босиком. Увидел – рот раскрыл от удивления. Перед ним – те, кого он ну никак не ждал. Причем пышущие здоровьем, довольные и хорошо одетые. «А я думал… вы все подох… Умерли давно на этом Севере». «С Божией помощью мы и выжили, и живем…» – ответили ему.

15. Надежда Максимовна Бойко .JPG
Надежда Максимовна Бойко
Записали мы и народные песни-баллады – в доме престарелых, от Надежды Максимовны Бойко и ее подруги.

Мать-старушка в воскресенье
Своему родному сыну
Передачу принесла.
Передачу, передачу…

А то люди говорят,
Что по тюрьмам заключенных
Сильно голодом морят.

Тут стражник улыбнулся:
«Твоего уж сына нет:
Он вчера был осужденный
И отправлен на расстрел».

«Я купила передачу
На последние гроши.
Передайте заключенным
На помин его души».

В воскресенье мать-старушка
От ворот тюрьмы пошла,
И никто про то не знает,
Что в душе она несла…

Надежда Максимовна вспомнила своего мужа, который знал девять языков. Чуть позже тайна девяти языков раскрылась. Подростком он попал в немецкий плен. А потом, когда вернулся в СССР, его постоянно арестовывали и давали разные сроки. Образование так и не сумел получить. Зато в тюрьмах общался с сокамерниками других национальностей, так и выучил разные языки: украинский, польский, литовский, молдавский, ненецкий… «И вроде еще французский немного…»

16. Лидия Федоровна Носкова.JPG
Лидия Федоровна Носкова

А вот еще одна старинная песня про Родину – от Лидии Федоровны Носковой. Она услышала ее от своей мамы и прабабушки.

Стоит гора высокая,
А под горою лес.
Высокий лес и солнышко
Шлют весточку с небес.

Как хорошо, как весело
На белом свете жить.
Поют веселы пташечки,
И реченька журчит.

Журчит весела реченька,
Воротится весна.
А молодость не вернится,
Не вернится она…

С некоторыми жителями мы знакомились прямо на улице. Например с вологодскими дедушкой и бабушкой. У них были очень колоритные лица, голубые глаза, открытая улыбка, но сфотографироваться они не согласились. Причем произошло это очень забавно. Сначала говорит дедушка:

– Нет, фотографировать не надо.

А бабушка возражает:

– А чего? Давай сфотографируемся?

– Нет-нет…

Когда мы второй раз поднимаем этот вопрос (спустя время), дедушка уже «созрел» к фотографии. Он смотрит на бабушку:

– Ну, давай сфотографируемся, что ли.

– Нет-нет, – отвечает она, – давай не будем.

Дедушка отставил свою палку и… стал выбивать ногами дробь – показал, как плясали в дни его молодости
Еще он сказал, что в их деревнях танцев никогда не было. Никаких кадрилей.

– А что же вы делали на вечерках?

– А плясали!

Тут он передал палку своей бабушке и попытался показать – выбить ногами дробь. Без опоры ему стоять тяжело, почти невозможно. Но внутреннее горение его было такое, что пару раз в одну и другую сторону он все-таки прошелся.

17. Ольга Николаевна.jpg
Ольга Николаевна

А как-то раз после вечерней службы в храме Антония Сийского мы встретились с удивительной бабушкой – Ольгой Николаевной. Она сама из Калужской области, поэтому рассказывала про войну и о том, как их угнали к немцам в плен. От всего ее облика словно исходит невидимый свет. Немножко мы пообщались на лавочке, потом она пригласила к себе пить чай. Показывала свои фотографии. И самое удивительное: это чуть ли не единственная бабушка, которая с теплой улыбкой говорит о семейной жизни. О том, как полюбила будущего мужа – крановщика Михаила, как они сразу поженились спустя три недели после знакомства. «Любовь есть, – уверяет она. – Мы никогда не ругались, и столько было хорошего…»

18. Слева – Лидия Федоровна Тявина.JPG
Слева – Лидия Федоровна Тявина

Попробовали участники проекта и местные кушанья в исполнении Лидии Федоровны Тявиной – пирожки с начинкой из толокна. Очень необычные, сделанные по местному старинному рецепту. Если посахарить – то не отличишь от шоколада. А также пирожки с начинкой из сахарных конфет-подушечек.

19. Сестры Алевтина Михайловна Богданова и Людмила Семеновна Кунстман.jpg
Сестры Алевтина Михайловна Богданова и Людмила Семеновна Кунстман
Алевтина Михайловна Богданова и Людмила Семеновна Кунстман показали нам кадриль, а также рассказали про особенности местных свадебных обрядов. Запомнились ворота. Ставят два столба, между ними веревка, на которой висят расшитые полотенца. И вот несколько таких ворот – под разные песни и стихи – должны пройти молодожены. Алевтина Михайловна знакома и с современной литературой, читает журнал «Двина». Рассказывая про спецпереселенцев, вспоминает роман Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза».

– …Зулейха… она, милаха, столько всего пережила!

А когда-то в этих краях жили старообрядцы. В своих семьях они ели из отдельных чашек, тогда как местные – из одного общего блюда. Однако старообрядцы среди людей себя не проявляли, жили скрытно, и воспоминаний о них почти не сохранилось.

Настоящее чудо нас поджидало в деревнях Огарково и Шестово. Там над быстрой речкой стоят старинные двухэтажные бревенчатые избы. Типично северные: с маленькими оконцами, боковыми пристройками и воротами для лошади. Многим домам больше ста лет. Тут же мелькают яркие крыши современных дач.

20.JPG
21.JPG
22.jpg
23.JPG
24.JPG
25.JPG
26.JPG

На некоторых избах между окнами укреплены пятиконечные красные звездочки. Одна или несколько. Это значит, что хозяин в годы войны ушел на фронт и не вернулся. И, наконец, самое удивительное: под некоторыми крышами мы увидели росписи! Диковинные цветы и полустертые львы на стене, возле верхнего оконца. Местные жители поясняют, что сами удивлены росписям и свойствам краски: домам более ста лет, а рисунок держится, не выцветает. В чем секрет, они не знают.

Возле верхнего оконца – диковинные цветы и львы. Домам более ста лет, а рисунок держится, не выцветает!
Побывали мы и в близлежащих селах Улитино, Шестово, поселках Шелекса, Емца, Огарково, Холмогоры, в Антониево-Сийском монастыре. В Свято-Воскресенском храме села Матигоры смотрели старинные книги, по которым еще недавно служили (пока из Сретенского монастыря не поступили новые в подарок). Сам храм, кстати, никогда не закрывался. Под его сводами ощущается особый древний дух. А еще эти места связаны с Михаилом Ломоносовым…

27. Свято-Воскресенский храм в селе Матигоры.JPG
Свято-Воскресенский храм в селе Матигоры
28.jpg
29.jpg
30.JPG

Так всего за две недели произошло множество событий. Кроме концертов проводились мастер-классы для детей, посвященные основам православной культуры, а также народным играм и рукоделию.

31.JPG
32.JPG
33.JPG
34.JPG
35.JPG
36.JPG
37.JPG
38.JPG

В Плесецке совершилось венчание Руслана и Дарьи Котиковых – семейной пары участников проекта. Причем, платье для невесты было сшито Елизаветой Масловой за один вечер из… постельного белья. После венчания все поднимались на колокольню, слушали радостный трезвон, похожий на водопад. А в селе Улитино, в деревянном храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость», отец Антоний совершил Таинство крещения.

39.JPG

За окном лил холодный дождь, доносилось мычание коров. А в храме топилась печка, потрескивали дрова.

Храм был похож на прочный корабль, плывущий среди туч и дождя, среди бескрайнего океана печальной земли. Лодочник, спокойный и невозмутимый, без шапки – под таким дождем (!) – вновь перевозил нас на другой берег Онеги. И было в этом что-то очень близкое и настоящее. Старинное, космическое, родное.

Анастасия Чернова 26 августа 2019
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить