Крест Христов целителен как вода, которая освящалась ангелом в Силоаме

Сегодня мы с вами празднуем Изнесение Честного Креста. Событие это было установлено в Греции при императоре Мануиле, в России — при великом князе Андрее Боголюбском, как об этом рассказывается у святителя Димитрия Ростовского.

Христианской Церкви и благочестивому народу уже была известна помощь Креста Господня императору Константину Великому в его военных победах, поэтому и царь Мануил, и князь Андрей в одно время, но каждый в своем месте вышли на бой не только с оружием, но, в первую очередь, с верой и упованием в непобедимую мощь Животворящего Креста. Царь в Константинополе выступил против сарацин, а князь — в Ростове против язычников булгар, живших в низовьях Волги.

Перед битвой владимирский князь Андрей имел обычай брать с собой икону Богородицы с Младенцем и изображение Креста Христова. Конечно же, как сам князь, так и его воины совершали молебны и коленопреклоненные молитвы.

Обратив в бегство язычников, возвратившись в свой стан, Андрей Боголюбский увидел неизреченный свет, осиявший всё воинство. Такое же исхождение света от иконы Божией Матери и Креста узрел греческий царь Мануил после поражения сарацин. Было это в первый день августа.

В Русской Церкви это заступничество Божией Матери нашло свое богослужебное отражение в празднестве Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Кроме празднования торжества Крестной силы, в этот день по благословению священноначалия было определено во всех храмах совершать водосвятные молебны с выносом для поклонения изображения Креста Господа Иисуса Христа.

Позже традиция износить Крест для почитания укоренилась во многих Поместных Церквях, с введением Иерусалимского устава. Взяв свое начало из Царьграда, в котором по обычаю часть Животворящих Древ Креста Господня, с благоговением хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, приносилась в храм святой Софии, где величественно совершался молебен с освящением воды. А затем в течение двух недель святыне поклонялись в храмах и различных местах города по причине многих болезней, бывавших именно в это время.

Интересна иконография этого события, сочетающая в себе два праздника: Изнесение Честного и Животворящего Креста Господня и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. С одной стороны, известно, что здесь изображены торжествующая и страдающая Церковь, а с другой стороны, в ней заложена идея «третьего Рима», по которой Москва есть преемница Царьграда. А также можно прочитать на иконах этого праздника духовный смысл царственного священства, нашедший отражение в симфонии власти. Впрочем, всë это — поздняя иконография, глубоко осмысливающая связь всех исторических событий в одном богословском целом.

Сегодняшние евангельские чтения говорят о Кресте и о купальне около Овечьих ворот, тем самым учат нас тому, что Крест Христов целителен, как вода, которая освящалась ангелом. Но Крест навсегда имеет животворящую силу, а вода в купели — изредка.

Возблагодарим Господа за то, что ценой Его страданий мы получили непреходящую силу благодатную не только того самого Креста, на котором был распят Спаситель, но и изображений Креста. За Крестом всегда следует слава.

Проповедь насельника Сретенского монастыря иеромонаха Ионы (Кудрякова), произнесенная им на Божественной литургии 14 августа 2020 года


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить