Румынский патерик. «Любите Бога всей душой»

Протосингел Витимион (Ницою) (1906–1990)

Приснопамятный отец Витимион родился в селе Зэвоень уезда Вылча в 1906 году. Окончив лицей и отслужив в армии, в 1937 году он поступил в монастырь Гигиу уезда Плоешть. Через три года он принял монашеский постриг, а в 1943 году стал священником и духовником, после чего нес игуменское (настоятельское) послушание в скитах Четэцень уезда Дымбовица, Чокану уезда Арджеш и Слэник того же уезда. Возглавлял братство монастыря Слэник с 1944-го по 1978 год, воздвигнув за это время несколько келий и увеличив число монашествующих до двадцати с лишним.

1.jpg
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы Сирийская, XVI в., монастырь Гигиу

За эти 34 года благодатный игумен Витимион взрастил ревностных и боголюбивых учеников, которые после его ухода с поста настоятеля поддерживали духовную жизнь в монастыре на столь же высоком уровне: Святая Литургия служилась каждый день, чин богослужений не отступал от традиции наших монастырей.

В преклонных летах исповедовал братию и верующих мирян, увещая всех благоговейно шествовать путем покаяния, а на праздники служил Святую Литургию. В церкви не пропускал богослужений, беседовал с верующими, укреплял их своими молитвами и словом утешения, после чего всех приглашал на трапезу.

Отец Витимион был человеком непрестанной молитвы и поста. Еще у него был дар слова и слез, и он всех назидал и умирял. Бесконечно благоговел перед Пресвятой Богородицей и каждое воскресенье в 5 часов читал акафист Благовещению.

Вот несколько духовных советов отца Витимиона.

Всем своим ученикам он часто говорил: «Братия, любите Бога всей душой, всем помышлением и всем сердцем». В другой раз увещал их любить Бога превыше всего, а затем любить храм, богослужение, пост и милостыню, и чтобы монахи не зря носили черные ризы.

«Сегодня Господь не посетил меня, ибо не пришел ни один нищий»

Если случалось, чтобы в какой-нибудь день к нему не приходил ни один нищий, он выходил на веранду келии и говорил: «Сегодня Господь не посетил меня, ибо не пришел ни один нищий. Они мои адвокаты на Суде».

Когда шел куда-нибудь по скитским нуждам, сначала молился в храме, испрашивая помощи Божией, и потом отправлялся в путь. А вечером, когда возвращался, благодарил Бога в храме, клал поклон, принимал просфору и только потом ел. Никогда не ел в пути, но ученикам не запрещал этого.

Взор его всегда был потуплен, и он никогда не смотрел человеку в лицо. К этому же призывал и учеников. Все, что у него было лишнего, раздавал в виде милостыни, оставляя себе лишь самое необходимое.

2.jpg
Монастырь Гигиу

Когда страдал на одре болезни, ученики просили его поесть. А он отвечал: «Все кончилось, как нитка на катушке. Я ухожу ко Господу, поэтому надо быть налегке».

В 1990 году на праздник Благовещения сказал всем братиям: «Во вторник, 27 марта, между 10:30 и 11 часами я отойду ко Господу». Затем принял Пречистые Тайны. А 27 марта, в день, предсказанный заранее, и в час, предсказанный заранее, вознес молитву: «Ныне отпущаещи раба Твоего, Владыко…» Последними его словами были: «Матерь Божия, прими меня к Себе!» И в тот же миг предал дух свой в руки Божии, слезно оплакиваемый учениками.

Протосингел Каллиник (Присекару) (1906–1992)

Приснопамятный отец Каллиник (Присекару) родился в 1906 году в селе Дрэгушень уезда Галаць в семье набожных крестьян. В возрасте 16 лет поступил послушником в братство Нямецкого монастыря. Затем обучался в богословской семинарии и на богословском факультете Бухарестского университета. В 1935 году был рукоположен в монастыре Вэратек в иеродиакона и иеромонаха, и Бог управил так, что он стал самым искусным духовником этого монастыря и духовно окормлял его более 55 лет.

3.jpg
Богословский факультет Бухарестского университета

Своей кротостью, долготерпением и добротой протосингел Каллиник духовно взрастил тысячи монахинь и послушниц монастыря Вэратек, без устали поощряя их к молитве, смирению, безмолвию, послушанию и хождению в храм на святые богослужения. Строгих епитимий отец Каллиник не давал, только по мере и силам каждого. Но требовал от духовных чад постоянного присутствия на Святой Литургии и утрене, совершения в келии положенного правила, подаяния милостыни и чтения священных книг.

От больных и старых, не могущих прийти в храм, требовал исполнения келейного правила, то есть чтения Псалтири, канонов по Часослову, совершения земных и поясных поклонов по силам и творения Иисусовой молитвы. Но более всего требовал, чтобы все жили друг с другом в неизменной любви, часто исповедовались и без ропота исполняли духовное послушание, о смерти же не забывали никогда.

Более всего он требовал, чтобы все жили друг с другом в неизменной любви

Достигнув 86-летнего возраста, отец Каллиник благословил всех монахинь и послушниц, бывших его духовными дщерями, попросил их молиться о нем. Затем, приняв Пречистые Тайны, с миром предал душу в руки Христа.

Дела и изречения

Как-то старец Каллиник рассказывал ученикам, как он пришел в монастырь:

– Думаю, это мои молитвы ко Пресвятой Богородице да слава Нямецкой обители, гремевшая тогда по всей стране, привели меня в монастырь. А потом великолепные богослужения, которые совершались здесь. Не зря верующий народ называл великую Нямецкую лавру «Молдавским Иерусалимом».

– Как духовник монастыря Вэратек я знал монахинь высокого духовного жительства. Одни из них всю жизнь постились, вкушая пищу только раз в день, вечером, после того как закончат читать Псалтирь. Другие всегда хранили полное молчание с совершением сердечной молитвы, такими были монахини Евпраксия (Мэлэу) и Лаврентия (Беу), ее келейница, которые вкушали только овощи, вечером, а ночью бдели в молитвах с земными поклонами. Другие были известными духовными матерями, имевшими множество учениц, которых они терпеливо воспитывали в смирении и любви Божией. Из них упомяну монахинь Гликерию (Кирилэ) и Агафию (Гэлбяцэ).

4. Превью.jpg
Нямецкий монастырь

Третьи творили сердечную молитву и были в храме неотступно день и ночь. Четвертые очень помогали своими советами мирянам, распространяли по селам священные книги, воспитывали добрых учениц, учили молодежь церковному пению, шили священнические облачения и выполняли изумительную вышивку для святых храмов. Все они подвизались, чтобы стать невестами Христовыми, и ревностно исполняли заповеди Божии по силам своим, с благословения духовника. Из них упомяну лишь нескольких монахинь: Агриппину (Максим), Агафию (Рошка), Евстафию (Ману), Вениамину (Рэдяну) и мать Ирину, монастырскую екклесиарху. Все они долго были моими духовными дочерями, и я радовался, глядя на их подвижничество и послушание.

И заметил я, что все эти «дщери Иерусалимские» происходили из здоровых крестьянских семей, от очень набожных родителей. Религиозное чувство, посеянное в их душе родителями, взошло и принесло стократные плоды с их приходом в монастырь. Вот почему так тесна духовная связь между монастырями и селами, между монахами, особенно духовниками, и верующими мирянами. Ее благотворные плоды видны и сегодня, ибо села и монастыри взаимно укрепляют друг друга и этим спасаются, ведь мы все – братия во Христе.

Тесна духовная связь между монахами и верующими мирянами

Ученики спросили его, какие особые радости были у него в монастырской жизни.

– Самую большую радость мне давали храм и святые богослужения, особенно Святая Литургия, которую я, недостойный, служу вот уже 50 лет. Ведь если нам не дороги молитва, церковь и Святая Литургия, мы не можем быть монахами и зря пришли в монастырь.

Вторую большую радость я как священник и духовник получал, когда видел юных дев, оставляющих мир и приходящих в монастырь, чтобы служить Христу. Все новые сестры, приходившие в монастырь, доставляли моей душе радость.

Третью большую радость я испытывал, когда на исповеди видел, что монахини преуспевают в молитве, смирении, послушании и всякой добродетели. Монахини и послушницы, ревнующие о Христе, всегда радовали меня, а колеблющиеся, нерешительные и одержимые земными помыслами огорчали, поскольку я знал, что спасение духовника зависит от его духовных чад.

Еще я всегда радуюсь, когда совершаю монашеские постриги, когда вижу в общине любовь, радость и ревность о спасении и когда в храме идут красивые богослужения, особенно на престольные и другие праздники. Вот таковы мои великие духовнические радости в священнической жизни, и ими я насыщался. Уповаю, молитвами чад моих духовных, обрести и самую великую радость, которой чаем все мы, то есть спасения души.

5.jpg
Монастырь Вэратек, храм Успения Пресвятой Богородицы

Был он спрошен снова:

– Как мы можем хвалить Бога больше всего?

– Как можно большей молитвой в келии, в храме и на послушании. Мы начинаем с количества и кончаем качеством. Затем мы хвалим Бога своей духовной жизнью. Ведь если хвалим Его только устами, а сердцем и жительством нет, тогда мы не монахи, а просто носители черных одежд.

Те же отцы спросили его:

– Как могут монахи духовно помогать мирянам?

– Мы больше всего приносим пользу мирянам тремя способами: как можно большей молитвой о мире, образцовой монашеской жизнью и многой любовью. Если миряне увидят в нас эти добродетели, то вернутся в дом свой довольные и обогатившиеся.

О духовной жизни в монастыре Вэратек говорил так:

– В общем духовная жизнь здесь хорошая, удовлетворительная. Есть монахини-молитвенницы, которые не отходят от церкви; многие подают милостыню, много постятся, читают Псалтирь, творят умную молитву, часто исповедуются и пекутся о душе. Но большинство проводит сокровенную жизнь. Прямо сейчас, недавно, удивительным образом преставились две монахини, сестры по плоти и духу, а именно Евпраксия и Олимпиада (Максим). Они были из уезда Сучава, в монастырь пришли с самого детства. Первой было 88 лет, а второй 87, и они проводили святую жизнь в посте и непрестанной молитве. Каждой хотелось отойти к Господу первой, раньше другой, но Бог забрал их в один день с разницей всего в несколько часов. Их положили в разные гробы, вместе отпели и похоронили в одной могиле. Как они на земле были едины, так и на небо отошли. Вот такой уникальный случай был здесь, в монастыре Вэратек.

Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Из книги Patericul Românescн

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить