Слово из Лавры Хиландар

Если говорить о монашеском молитвенном опыте и важности молитвы, то можно говорить целыми днями и даже не коснуться вершины этого айсберга. Тем более, очень сложно сказать что-то на эту тему за короткое время. Поскольку мы живем в саду Пресвятой Богородицы, и Она – игумения Святой Горы, думаю, самое лучшее – это сказать о молитвах к Богородице.

1.jpeg

Прежде всего, мы должны осознавать, что Матерь Божия, несмотря на то что Она предала Свой дух Своему Сыну и теперь на Небесах, в то же время очень близка к нам. И каждый раз, когда кто-то просит Ее заступничества искренне и преданно, Она слышит это. Но у нас должна быть вера, что это на самом деле так. Мы можем молиться к Ней длинными молитвами: Акафистами и Канонами из молитвослова, но также и короткой: «Пресвятая Богородица, спаси нас».

Но я бы хотел поделиться с вами своим собственным опытом, связанным с воскресным тропарем: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

Когда я приехал на Святую Гору несколько десятилетий назад, у меня было желание посетить как можно больше монастырей, и я ходил от одного монастыря к другому. Дороги на Святой Горе часто без опознавательных знаков. И если кто-то не знает точной дороги до определенного места и выйдет на перекресток, то вряд ли будет точно знать, какая дорога ведет к нужному монастырю. Не знаю, каким образом я пришел к хорошей мысли, каждый раз выходя на перекресток, петь этот тропарь Богородице. И каждый раз после этого в сердце я четко ощущал, по какой дороге мне идти дальше. Вероятно, это был мой Ангел Хранитель, который наставил меня на эту мысль. После пения этого тропаря я всегда выходил в нужное мне место.

Но в какой-то момент я вышел на очередную Афонскую развилку и почувствовал, что здесь-то точно одна из дорог ведет к нужному монастырю и мне не нужно молиться. Так что я пошел по той дороге без молитвы. Но вскоре, однако, я осознал свою ошибку, потому что тот путь завел меня куда-то в лесные дебри, и мне пришлось вернуться обратно. Тогда-то я понял, что нужно помолиться Пресвятой Богородице, что я и сделал, перекрестясь.

После пения этого тропаря я всегда выходил в нужное мне место

Я почувствовал, что нужно идти по совершенно другой дороге, которая поначалу не казалась мне верной. Но она действительно была таковой. И я прибыл в монастырь, который мне был нужен. Конечно, я не забыл этот опыт. И позже, когда старцы монастыря давали мне сложные послушания, я всегда кратко молился этим тропарем особенно в трудных ситуациях. И Пресвятая Дева всегда помогала мне поступить наилучшим образом.

В конце концов, это не только мой личный опыт, но и послание всем от Святой Горы. Надеюсь, каждый помнит этот тропарь наизусть. А тем, кто не помнит, следует выучить его и читать, когда необходимо. Конечно, Матерь Божия знает, что мы молимся Ей, даже когда мы окружены множеством людей. Мы можем молиться мысленно, сердцем, и Она услышит это и придет к нам на помощь. И никто из нашего окружения не догадается в тот момент, что мы молимся.

Каждый раз, когда нам предстоит важный разговор, если мы не уверены в своих силах или если нам нужно завершить какое-то дело, которое превышает наши возможности, и мы чувствуем, что сами вряд ли справимся и нуждаемся в помощи свыше, и для всех других сложных ситуаций, мы должны сначала помолиться. И вы увидите вскоре, я надеюсь, что произойдет маленькое чудо. Современные люди сейчас отделены от своей веры и далеки от нее. Они отказывают себе в возможности увидеть, как Господь и Пресвятая Богородица ежедневно помогают им для их же благополучия. Взамен этой духовной скудости нам нужно стать мужественными, искать личного Богообщения, чтобы мы испытали благодать молитвы, следить за собой и за своими поступками. И, будучи открытыми в этом плане, мы увидим маленькие чудеса, которые окружают нас.

2. Монастырь Хиландар. Святая гора Афон.jpeg
Монастырь Хиландар. Святая гора Афон

Жизнь в монастыре предполагалась быть такой жизнью, которая бы соответствовала Евангелию. И мы пытаемся, насколько можем, достигнуть этой цели. Конечно, мы не достигаем ее во всей полноте. Но, насколько возможно через всю структуру монашеской жизни в монастыре, мы живем в соответствии с Евангелием. Суть жизни человека в миру составляет борьба между добром и злом. Бог создал человека как свободное существо, и свобода – это великое сокровище, которое Бог дал нам. И, конечно, Он Сам ценит и никогда не хочет нарушать свободу человеческой личности. Поэтому человек сам выбирает, сделает ли он хорошее или плохое, то есть исполнит ли он те заповеди, которые Господь оставил нам в Евангелии, дабы мы могли достичь полноты евангельских добродетелей, или же человек будет следовать своей воле и совершать грехи.

Суть жизни человека в миру составляет борьба между добром и злом

В православной духовной традиции сказано, что цель жизни христианина – очистить сердце от страстей. Эта цель не конечная, но временная. Поскольку окончательная цель христианина, который подвизается, – это очистить сердце от страстей таким образом, чтобы Дух Святой мог вселиться в него и обитать в нем, и через это мы бы смогли достичь обожения. Это причина всех наших аскетических трудов, чтобы стать достойными Царствия Небесного. И помня все это, каждый день мы читаем о духовной борьбе в книгах, где говорится о том, как побеждаются страсти и приобретаются добродетели. 

Существует некоторое количество страстей, через которые лукавые духи, наши враги, искушают все человечество. А грехи сами по себе в действительности – лишь проявление того, что есть у нас внутри. Может получиться так, что человек не совершает какого-то греха в определенное время. Однако это не означает, что страсть, связанная с этим грехом, не существует внутри человека. Это означает лишь то, что внешние обстоятельства не поспособствовали появлению и совершению данного греха в это определенное время. Поэтому поведение человека зависит по большей части от проявления страстей, которые живут в нас, и от нашей борьбы с ними, то есть от того, побеждаем мы их или побеждаемся ими. Те монахи, которые проявили наибольшее усердие в борьбе со своими страстями, достигают большой опытности. И такие монахи становятся духовниками. Опираясь на свой личный опыт, позже они могут вести за собой других.

Суточный круг богослужений на Святой Горе Афон начинается очень рано, то есть ночью. В летние месяцы, в соответствии с Византийским временем, богослужения начинаются в 4 часа утра, весной и осенью – в 3, зимой – в 2 часа ночи. Однако необходимо знать, что монашествующие, прежде чем идти в храм, должны сперва совершить келейное молитвенное правило. Соответственно, они должны вставать как минимум за час до начала общих молитв. Некоторые, особенно усердные, просыпаются за 2–3 часа до общих молитв в храме.

6.jpg
Схема суточного круга богослужений

Утреня вместе с Божественной Литургией, которая служится у нас в монастыре ежедневно, длятся четыре часа. После Литургии у нас первая небольшая трапеза, где подаются только 2 блюда. После трапезы большинство монахов отдыхают в течение двух или трех часов. После этого начинаются послушания, на которые они поставлены: работы в саду, встреча паломников и т. д. Эти послушания длятся 3 или 4 часа, после чего монахи идут в свои келии и готовятся к Вечерне, начало которой зависит от того, когда началась Утреня. Например, зимой Утреня начинается в 2 часа ночи, соответственно, Вечерня начинается в 3 часа пополудни, а летом – в 5 вечера. Вечерня длится час, и сразу после следует ужин, затем идет двухчасовое Повечерие. После него, если какие-то дневные работы не были закончены, час или два выделяются на них. После этого мы идем спать, поскольку встаем очень рано.

Если на следующий день ожидается праздничная служба, расписание немного меняется. Тогда мы не служим Повечерие, но служим Всенощное бдение, которое длится обычно 6 часов и заканчивается иногда за полночь. В таких случаях у нас остается три часа на сон, после чего мы начинаем служить Божественную Литургию. В праздники, конечно, у нас бывает праздничная трапеза, все послушания в этот день отменяются. Свободное время в эти дни монахи используют для чтения, отдыха, личных молитв и проч.

Весь полуостров Афон в древние времена был местом идолопоклонничества, прежде чем сюда прибыла Пресвятая Богородица и пожелала остановиться здесь по пути на остров Кипр. Лукавые духи через идолов на этом месте обманывали людей, и те пребывали в духовной прелести. Когда сюда прибыла Божия Матерь, эти духи, однако, сообщили правду людям вокруг, сказав им прийти и поклониться Матери Истинного Бога. Мы не знаем точно, в каком месте Горы остановился корабль Богородицы. Тем не менее, позже Она появлялась в разных частях Горы, и нам они известны. Когда Она прибыла сюда, Ей очень понравилась эта местность. И Она пожелала, чтобы весь полуостров находился под Ее омофром. Вскоре после этого земля, где происходили идолопоклонничества, стала домом для монашествующих и наполнилась их молитвами.

Весь полуостров Афон в древние времена был местом идолопоклонничества

Самый большой монастырь на Афоне – это Великая Лавра. Ее основал святой Афанасий Афонский, который почитается величайшим монахом среди тех, кто когда-либо здесь подвизался. Монашеская борьба сурова, искушения в монастырях огромны. И однажды из-за крайней бедности в монастыре насельники оказались не в состоянии добыть себе пропитание. Монахи начали жаловаться игумену, стали терять терпение и выдержку, и многие из них покинули Лавру. Игумен, святой Афанасий, решил тоже оставить свой монастырь и найти другое место для духовной борьбы.

4. Афанасий Афонский.jpeg
Преподобный Афанасий Афонский

И вот, когда он отошел пару километров от монастыря, он увидел женщину, одетую в черное. Он был удивлен, обнаружив женщину на Горе Афон, так как даже в его времена женщины туда не допускались. Она спросила его, куда он направляется. Он же рассердился и ответил:

– Кто ты такая, чтобы спрашивать меня об этом и как ты вообще сюда попала? Здесь нельзя находиться женщинам. 

Тогда она ответила:

– Ты – монах. И ты обязан отвечать Мне с терпением и не обращаться ко Мне так резко.

Святой Афанасий почувствовал большую власть в Ее словах, хотя до сих пор не понимал, Кто перед ним. Он терпеливо объяснил Ей, почему он оставил монастырь. Она спокойно укорила его:

– Как же твои монахи, которые должны показывать большое терпение, сдаются так легко и уходят из монастыря? Разве вы не имеете надежды на Божию помощь? Но не волнуйся, возвращайся обратно, Я позабочусь о вас с этого дня.

Цитата: Святой Афанасий почувствовал большую власть в Ее словах

Тогда святой спросил:

– Но кто ты, что Ты такое обещаешь?

Ее ответ был:

– Я Матерь Господа нашего Иисуса Христа.

Святой ответил:

– Как я могу в это поверить, если знаю, что лукавые духи могут временами являться в виде ангелов, и я опасаюсь, как бы это не было бесовским наваждением.

Тогда Богородица сказала:

– Ударь эту скалу посохом, который ты держишь в руках.

Когда он сделал это, из того места забил источник. И по сей день вода в нем не иссякает. Вода в нем очень холодная и освежающая. Насельники Лавры и паломники пьют ее с радостью и верой. Напиться оттуда считается большим благословением. Я бы хотел еще отметить, что русские паломники любят окунаться там, особенно в зимние месяцы.

Богородица являлась и в других местах Святой Горы. Например, на берегу, напротив монастыря святого Павла. В то время там жили сербские монахи. Дочь одного сербского правителя была выдана замуж за турецкого султана. Но она сохранила православную веру и решила сделать подарок монастырю св. Павла. Ее корабль прибыл к берегу. И, поскольку она была женой султана, она полагала, что правило, воспрещающее женщинам ступать на Гору Афон, не распространяется на нее. Поэтому она сошла с корабля в лодку, имея с собой дары для монастыря. Однако за сто метров до берега к ней явилась Сама Богородица и запретила ей вступать на берег. Пришли игумен и монахи, взяли подарки, и она быстро вернулась на свой корабль. В память об этом явлении Богородицы в том месте поставили маленькую часовню, которая стоит там и по сей день.

5.jpeg

Пребывая в нашей святой Лавре Хиландар, мы полностью возлагаем свои надежды на Матерь Божию и на основателя нашего монастыря, святителя Савву. Мы трепетно храним фрагмент креста, который принадлежал святому Савве в XIII веке. В праздник Крестовоздвижения мы выносим его и поклоняемся ему. Давайте помнить слова нашего святителя: «Будем же делателями прочитанных слов, а не только их читателями». Призываю на вас благословение нашей Лавры, памятуя в уме и сердце нашу конечную цель – Царствие Небесное, то есть жизнь вечную в Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троице, Отца, Сына и Святого Духа.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Serbian Orthodox Church in America

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить