Мы привыкли требовать участия в Божественном мире

Распечатать

Сегодня человечество празднует начало радости, которая пришла после многих веков ожидания Избавителя рода человеческого. Ветхозаветное человечество имело пророчество, что семя жены сотрет главу змия. Сменяя друг друга, многие поколения прежде живущих на земле людей терпеливо ожидали исполнения этого пророчества. 

Удивительно, какое было терпение у ветхозаветных людей. Его хватало не на одну человеческую жизнь - на многие и многие поколения. Вера Богоизбранного народа была сильна. Люди умирали и рождались, рождающиеся, состарившись, уходили в мир иной; но каждое поколение людей сопровождала вера. Она давала надежду на то, что придет все-таки исполнение времен, что Мессия спасет человека от того, что он навлек на себя в результате собственного непослушания. 

Непослушание стало первым грехом человека и человечества. Современному человеку очень трудно понять, что такое послушание. Мы настолько привыкли во всём иметь свое мнение, что остальные мнения, которые разнятся с личным - пусть даже в корне неправильным, - мы не просто отметаем. Мы не берем их во внимание, жестоко критикуем, осуждая других людей, вешаем ярлыки, обвиняем во всех грехах. Мы живем во времена Нового Завета, называем себя домом Израилевым. Но страшно, что в каких-то аспектах своей жизни мы пали ниже, чем варварское, подчас очень жестокое, по-своему воспитанное ветхозаветное человечество. 

В вечер Прощеного воскресенья мы просим Бога о прощении и говорим друг другу: «Прости меня – Бог тебя простит». Затем мы слушаем канон Андрея Критского, умиленно приходим в храм и внимаем словам, обливаясь даже, может быть, слезами. И выходя из храма - мы ничем не меняемся для этой жизни. Мы продолжаем жить, как прежде: поедаем друг друга, осуждаем, судимся друг с другом, ненавидим друг друга, отпускаем обидные, жестокие и некрасивые слова. И при этом продолжаем называть себя христианами и требовать у Бога - не просить, а требовать! - участия в Божественном мире. 

На одном приходе после первой седмицы Великого поста началась страшная вражда между двумя группами прихожан. Они делили территорию, выясняли отношения, обвиняли друг друга такими удивительно обидными и страшными словами, что со стороны было немыслимо понять, что они христиане. Они прошли первую седмицу, слушали канон, исповедовались и причастились Святых Христовых Тайн. Однако явного покаяния, изменения для Бога и друг для друга с ними не произошло. 

Мы слишком легко стали относиться к дарам, которые подает нам Бог. Эпидемия - в отношении которой, конечно, много вопросов, сомнений, толков - реально изменила мир. Мы должны понимать, что эта эпидемия послана, чтобы мы задумались, кто мы есть. Христиане ли мы по сути? Эпидемия нужна нам, чтобы мы изменились реально, а не формально. Когда мы не делаем это сами, по доброй воле, тогда Бог простирает Свою правящую десницу. С нами, людьми по времени новозаветными, а по существу ветхозаветными, Он начинает говорить на языке Ветхого Завета. Как некогда Он говорил со Своим народом, когда учил его быть Богоизбранным подлинно, а не мнимо. 

Такое время наступило и для нас. Любящий и строгий родитель за провинность ставит свое чадо в угол, чтобы тот пришел в себя, осознал свой проступок, попросил прощения и изменился. Так и сейчас наш Небесный Отец поставил в угол человечество и Свою Церковь, чтобы лишить нас прежней свободы и вседозволенности. Чтобы, постояв в углу, лишившись прежних возможностей, мы смиренно и кротко осознали, в чем были неправы, и исправились не на словах, не по-фарисейски, а изменились по-настоящему. Если стоящий в углу ребенок капризничает и протестует, если он не слушает своего родителя, если требует, чтобы его освободили от наказания, всем своим видом показывает, что он не желает подчиняться, - он никогда не изменится. Так и мы: как бы нам тяжело не было, если мы не пожелаем измениться и продолжим требовать соблюдения своих прав – ничего из этого не выйдет. 

Несколько лет тому назад Господь меня сподобил принять в Православие одного католического священника, профессора Папского университета в Риме. Переход длился долго. Почти два года заняли все необходимые процедуры и оглашение. И вот однажды в беседе с ним я услышал интересное рассуждение. Он говорил, что Католическая Церковь утратила Бога из своего Предания. Что она все богослужения заменила мессой, что мессы совершаются несколько раз в день, на мессы ходит множество людей и они постоянно причащаются и причащаются... Я спросил у него: «Разве это плохо? Ведь это хорошо, что люди приходят в храм, причащаются?» Он сказал мне неожиданную вещь, о которой я раньше не задумывался. А как же вечерня, утреня; как же часы; как же иные богослужения? Ведь без них выходит, что мы Богу ничего не приносим. Мы только от Него получаем. И тогда я действительно понял, что он имел в виду. 

Это касается не только богослужений, которые многие из нас посещают; это касается всей нашей жизни. Что мы даем Богу? Разве в нашей жизни так много добродетелей, терпения, смирения, аскетической жизни, по-настоящему пламенной молитвы, удивительных качеств, которыми обладали прежде нас жившие поколения в XX веке? Они были лишены всего и, в частности, храмов. Подчас появляется вопрос: «А как они верили? А как они молились? А как они, так далеко находясь от храма, всё равно находились с Богом и ничего не требовали взамен?» Мы привыкли только получать и требовать: «Дай нам это!». Но мы не достойны. Мы не хотим понять, что если уж в нынешние времена десница Божия простерта на человечество таким образом – значит это очень сильный знак, напоминающий о том, что мы не оправдываем своего призвания. 

Нам необходимо прийти в себя. Перестать только наслаждаться красивыми, торжественными богослужениями, которые все мы любим. Научиться по-настоящему молиться и общаться с Богом. Мерой этой «настоящести», подлинности является тишина и уединение. На людях всё получается хорошо, красиво; а дома, в клети своего сердца сумеем ли мы так помолиться, чтобы сердце горело? Чтобы слова наши, обращенные к Богу, были наполнены жизнью? Чтобы подлинное покаяние, может быть, даже со слезами, а главное - с намерением исправить в себе кривизны и несовершенства - овладело нами? Сегодня Бог дает нам такую возможность. Мы пока еще имеем, слава Богу, возможность служить в храмах, но нынешняя ситуация в мире всем нам показала, насколько хрупка и нестабильна жизнь нынешнего века. Как быстро, получив многое, мы почти разом можем всего лишиться.     

Сегодня праздник Благовещения. Священное Писание говорит такими словами: «Что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды». Смирение в ожидании было присуще Богоизбранному народу, смирение в особой степени было присуще Пресвятой Богородице. Терпение и смирение – вот качества, которые особенно привлекают к Ней людей. Именно поэтому Она стала Матерью Единородного Сына Божия по человечеству. Поэтому Она - наследница нашего человеческого рода - соединила небо и землю и стала вместилищем Невместимого. К такому смирению Господь призывает всех нас в праздник Благовещения. Когда праведный Иов, отчаявшись, возопил Богу о своих страданиях, Господь ответил ему: «Где Ты был, когда Я творил небо и землю?» Кто мы перед лицом Бога, простершего нам Свою карающую десницу? Как мы дерзаем возмущаться, роптать, обвинять вместо того, чтобы смирить себя и научиться внутренней молитве? Такой урок из сегодняшнего праздника и из происходящего в мире мы в смирении должны вынести. 


Проповедь наместника Сретенского монастыря 

архиепископа Верейского Амвросия 

на Божественной литургии в соборе Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской 

в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 

7 апреля 2020 года

6 апреля 2020
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить