Мы сами себя осудим

Мы мало что знаем о сущности времени. Единственное, что возможно сказать наверняка - то, что оно проходит, утекает и его нельзя удержать. Оно неизбежно. Неизбежно придет время нашей старости, последней немощи, соприкосновения со смертью и Последнего Суда, когда мы будем взвешены Богом и найдены легкими, либо достаточно вескими для того, чтобы быть спасенными.

Конечно, мы не можем утверждать наверняка, в чем будет Суд. Господь в Евангелии несколько раз говорит о том, как он будет проходить, но говорит аналогиями и аллюзиями, притчами. Потому что, очевидно, что нет человеческих слов и понятий, которые могут объяснить нам с точностью то, что ожидает нас там, за чертой. Но из слов Господа становится понятным одно: Суд Его - суд любви.

Мы слышали только что в Евангелии, что суд над каждым из нас будет совершаться по единственному критерию: любил или не любил. Помогал или не помогал. Утешал или не утешал. Давайте всмотримся внимательнее и подумаем вот о чем. Господь на Суде Своем не спросит о том, насколько сильно и истово мы верили. Не спросит о том, насколько часто молились и правильно ли постились. Не спросит о том, в правильной ли одежде ходили в храм и достаточно ли делали поклонов. Хотя и личное благочестие тоже важно, но действительная ценность всех наших религиозных действий - только в контексте любви к людям. Вне этого контекста оно не только может потерять свою ценность, но и приобрести отрицательный эффект и привести к особой религиозной гордости, худшей из всех.

И тут нам может показаться: ну вот, а где же наши религиозные переживания во всём этом? Что же, нам теперь только и делать, что идти и служить ближним, кормить голодных, навещать больных? Но так ведь можно забыть о Боге, погрузившись в суету помощи другим. Но поразительно то, что говорит об этом Господь. Он говорит, что Он - в каждом нуждающемся человеке. Что мы служим Ему Самому, служим Богу и Творцу вселенной, когда служим голодному, больному, заключенному, страждущему человеку. Он говорит, что всё это и есть служение Богу.

Весь мир и каждый из нас будет судим только за исполнение или неисполнение одной заповеди. Заповеди любви. Любви к Богу, которая выражается в любви к конкретному человеку. И это сложно. Потому что гораздо проще любить абстракции, тянуться за некоей духовностью, оправдывать себя какой-то религиозностью, особой культурой или некоей правдой, за которой мы будто бы идем, чем любить конкретного человека. Израненного человека. Неудобного человека. Неправильного человека. Грешного человека. Потому что и в самом последнем грешнике - Бог.

Но и любить человека тоже может быть просто. Если любить его издалека, на безопасном расстоянии. Господь же сегодня говорит о том, что сложно, - о делах любви: накормить, посетить в болезни, утешить, одеть. А значит - разделить чью-то жизнь, чьи-то проблемы и тяжести. Взять на себя болезнь другого, грех другого, боль и страх другого.

Еще один урок, который дает сегодняшнее Евангелие, - о тех суждениях, которые мы так часто выносим о людях. Нам кажется, что наша задача - быть справедливыми, верно оценивать в других людях добро и зло. Нам кажется, что если мы видим грешника - то обязаны его исправить и обличить. Если видим неправду, то обязаны ее сокрушить. Мы думаем, что так хочет Бог. Но Бог не хочет нашей справедливости и нашего суда о других. Потому Он и говорит, что если мы не разглядим Его Самого в каждом нуждающемся, то мы не сможем быть с Ним. Потому что мы Его не знаем. Потому что мы так и не узнали, каков Он. 

Суд Божий о том, чего в нас больше: любви или соблюдения правил, иначе говоря - милосердия или справедливости. Милосердные смогут жить с Богом, а вот справедливым будет сложнее. Потому что никто из нас никогда не сможет стать мерилом правды. Никому из нас не дан суд над другим человеком. Потому что в каждом другом - Христос. А можем ли мы судить Христа? Но каждый вполне сможет научиться любить и быть милосердным по отношению к ближнему. А значит и по отношению к страждущему Богу, Который любит Свое творение и переживает за каждого из Своих детей. 

Мы мало что знаем о сущности времени, но знаем, что всё наше прошлое станет суммарным решением Бога в отношении каждого из нас. Прошлые поступки, прошлые встречи, прошлое зло или добро - это и есть наш итог. Да, мы нацелены в будущее, в вечность, в бесконечность жизни с Богом. Но наш вход в эту вечность - в сжатом до простого ответа «да» или «нет» - нашем прошлом и настоящем. Которое и будет определять то, кто мы. И собираем эту копилку нашей сущности, которая будет взвешена на Суде, - уже сегодня, прямо сейчас. 

Иначе говоря, на Страшном Суде судить нас будет не Бог. Мы сами себя осудим. А нашим оправданием станет Христос и все те люди, в которых мы смогли Его разглядеть.


// Проповедь наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия, произнесенная после чтения Евангелия за Божественной литургией в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Неделю о Страшном Суде, 23 февраля 2020 года


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить