Не раздражайте своих детей

Детям не нужно, чтобы взрослые были совершенными. Никогда. Они не хотят, чтобы мы были не ошибающимися или безгрешными. Дети знают, что каждый раз, когда мы изображаем безгрешность, мы становимся лицемерными. Дети знают, что, когда мы изображаем доброту, мы говорим ложь и «сами себя и друг друга» выставляем на посмешище. Они не ищут совершенства. Они ищут искренности, неподдельности, уважения; уважения прежде всего к себе самим, а потом и к ним. Они ищут духовного труда, чтобы можно было почувствовать, что мы потрудились душой и серьезно относимся к тому, что значит жизнь, мир, Церковь.

Они хотят убедиться, действительно ли вы — личность. А когда увидят, что наше поведение двулично и притворно, когда столкнутся с нашим лицемерием, они этого не выдерживают. Их приводит в ужас не просто какой-нибудь наш грех, а тот бесконечный спектакль, который мы добровольно разыгрываем.

Дети уважают грешных людей. И всë в них рушится, прежде всего, из-за нашего лицемерия. Как один ребенок сказал мне:

— Я рад, что у меня такой отец, конкретно вот этот мой родной отец. Мы очень хорошо ладим с отцом. Он меня понимает, поддерживает, уважает. Он считается со мной и помогает. Отец меня радует.

Я, естественно, имею в виду не ту радость, которую испытываешь от общения с кем-то, с кем тебя связывают общие страсти и грехи. Я имею в виду дружбу, которая будет создавать между вами близость, но и уважение тоже. А еще четкие границы. Связь и равновесие между словами для всех я сделался всем, как говорит святой апостол Павел (1 Кор. 9:22), и сказанным в другом месте, что каждому подобает честь соответственно его месту в обществе (ср. Рим. 13:7). Стать всем для своего ребенка, сойти до его уровня — да. Говорить так, чтобы он понял, что ты его чувствуешь, — да. Но не превращать себя в ничто и прозябать с ним внизу, не вдохновляя его на перемены.

Следовательно, быть родителем — значит, что я не просто опускаюсь до уровня моего ребенка и занимаюсь его делами: играю в то, во что играет ребенок, говорю, как говорит ребенок, занимаюсь спортом, как мой ребенок. Всё это хорошо, но это только первый шаг — сойти до его уровня. А что ты дашь ему потом? Каким будет твое контрпредложение против того, что предлагает ему общество зрелищ и потребления? Куда ты можешь повернуть его интерес?

Святой апостол Павел говорит: И вы, отцы, не раздражайте детей ваших (Еф. 6:4). Говоря отцы, он имеет в виду родителей вообще, не только отцов, но и матерей. Не раздражайте своих детей. В одной книге я как раз об этом и прочел, что главная проблема детей — это их раздражение против родителей. Они злятся на родителей. Потому что подход родителей к ним вызывает у них гнев.

Дети часто испытывают давление со стороны родителей. И возмущаются своими родителями. Они чувствуют, что с ними поступают несправедливо. А потом начинают скатываться с правого пути, ища себе иных просторов, иных способов развлечения, иных компаний, которые примут тебя таким, какой ты есть, без критики и бесконечных претензий, без этого негодования, которое часто выражают родители. Без постоянных упреков.

Великое дело — не прогневлять другого. И вот один секрет, как его не прогневлять: если ты испробовал какой-нибудь совет и видишь, что он не помогает, или испробовал какое-нибудь слово и знаешь, что оно, если его произнести, смерти подобно и всегда приводит к крику, тогда секрет таков. Эти обидные слова, это унизительное замечание или эпитет, который оскорбляет твоего ребенка и приводит к ссоре и напряжению, — не говори его во второй раз. Как-нибудь замени его, скажи что-нибудь другое, но только не говори тех же самых слов, которые всегда приводят к ссоре и крикам.

— Когда мать начинает меня ругать, она похожа на включенный плеер! Я к ней уже привык. И знаю: она будет так продолжать минут двадцать, говорить-говорить-говорить одно и то же, одно и то же. Я знаю всё, что она скажет, потому что она всегда говорит одно и то же. А в итоге всё равно будет так, как я хочу. И я проявляю терпение, ухожу в свою комнату, а время идет…

Но это же не близкие отношения! Насколько ближе те отношения, в которых присутствует любовь. А здесь отношения сопряжены с гневом и напряжением или безразличием. И мы начинаем ощущать себя чужими в собственном доме.

Знаю, у тебя есть право думать так, как ты думаешь. Но Христос хочет, чтобы мы заглядывали в себя и находили, что у нас не так. Чтобы понимали, если где согрешим. И молили Бога, да даст нам просвещение, да усладит нашу душу, наши поступки и слова, чтобы усладились и души наших детей, которых мир так сильно огорчает и хочет увести прочь от Бога.

Из книги архимандрита Андрея (Конаноса) «Христос – это свобода!»

КУПИТЬ КНИГУ


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить