О беззлобии и мудрости

Быть действительно человеком в этом мире воистину то же, что и быть овцой между волками, ибо весь мир лежит во зле (1 Ин. 5, 19). Снова говорю вам, запомните: овца среди волков подвергается опасности с двух сторон. Во-первых, волки могут растерзать ее. Но это — в руке Божией. А во-вторых, овца может решить, что в окружении волков по-другому нельзя выжить, кроме как стать волком, наточить зубы, научиться выть, копыта заменить когтями и так из овцы превратиться в волка. Христос нас не для этого послал, а затем, чтобы мы своей верой и жизнью в вере привлекли волков стать овцами Христовыми, если те захотят.

Христос говорит нам, как спастись от обеих опасностей: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16). Мудрость спасет вас от растерзания, а простота, беззлобность не даст стать волками. С другой стороны, это значит, что мы свои умственные способности можем развивать всё больше и больше, до бесконечности, но с условием, что вместе с этим будем развивать в себе доброту, которая даст нам равновесие. Человек в этом мире смотрит на то же, на что смотрят тысячами глаз и мухи, и пчелы... Но мы своим умом можем видеть то, чего они не видят, — внутренний духовный мир и вечность.

Но ум холоден. Он рубит иногда и по живому, поперек сердца. Доброта, напротив, тепла, но слепа. Не зря в народе говорят: «Добрый и дурак — родные братья». То есть если кто-то добр, но неразумен, каждый его не только использует, но и смеется над ним, подставляет подножку. Так вот, чтобы ум не перешел в злость, а доброта — в глупость, нужно соединить ум и доброту. Это будет настоящий евангельский человек, православная личность. И ум, и доброта.

Опасно развивать ум, забывая о доброте, презирая ее или считая унизительной, и, конечно же, так человек может сломать и свою жизнь, и жизнь своих близких. Все великие преступники, мошенники — все они имеют развитой ум, а зачастую — большие способности и образование.

Как я уже сказал, и доброта сама по себе недостаточна и ущербна. Здесь лежит решение для человека-христианина. Развивать ум, данный нам Богом, кроме всего прочего, отличающий нас от других живых существ, имеющих одни инстинкты. Инстинкты имеем и мы, но имеем и разум, дарованный Господом, которым Он нас возвысил. Имеем и сердце, и волю, и свободу.

Пусть Господь научит нас и поможет нам всегда иметь и развивать ум и доброту во славу Его, нашей семье, нашему народу и всему человечеству на пользу, нам и им — во спасение. 

Из сборника проповедей и интервью Святейшего Патриарха Сербского Павла
«Патриарх Павел: пешком в вечность»


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить