О милосердии Божием и неблагодарности человеческой

Распечатать

Сегодня мы слышали евангельский рассказ о милосердии Божием и неблагодарности человеческой. Десять прокаженных милостью Божией очистились и только один из них вернулся, чтобы поблагодарить Господа Иисуса за исцеление. И этот человек - самарянин, иноплеменник, в то время как остальные девять - израильтяне, сыны народа избранного.

По-видимому, неблагодарность присуща людям, которые чувствуют свое избранничество и некоторым образом пользуются своей исключительностью. Человек слишком легко привыкает к близости Божией и начинает чувствовать собственную уникальность. А вместе с тем ощущение собственной исключительности, изъятости из среды грешников, когда кажется, что я не такой, «как прочии человецы», - губительно. Прежде всего потому, что в таком состоянии теряется одна из самых возвышающих человека способностей - способность удивляться присутствию Божию и благодарить за Его милость.

Те девять израильтян чувствовали свою исключительность, поэтому любой дар Божий они расценивали не как великое чудо и милость, а как само собой разумеющееся дело, за которое не нужно даже произносить благодарность. Да, этот евангельский случай вопиющий, но если подумать, не часто ли с каждым из нас случаются подобные вещи? Ситуация, которая была бы невозможна без Божественного вмешательства, встреча, которую мог устроить только Господь; да и в конце концов, сама жизнь, и жизнь с избытком, - величайшее чудо в космической пустыне смерти, чудо, за которое мы так часто забываем поблагодарить Творца.

В каждом евангельском сюжете любой из нас может узнать себя, ибо Евангелие вне времени. И порой, когда мы стоим вот так за богослужением, слова Благовестия действительно могут встряхнуть наше сердце, могут заставить задуматься о том, что с нами не так. 

Но, к сожалению, очень часто мы пропускаем мимо слова обличающие нас. Мы с легкостью узнаем себя в образах кающихся грешников, и это прекрасно, ведь это дает нам великую надежду. А между тем, не бываем ли мы чаще ближе к тем, кто, подобно этим прокаженным, не замечают оказываемую им любовь? Часто ли в нас рождается чувство искренней благодарности к другим? Ходя в храм, совершая всё положенное, мы порой перестаем чувствовать с прежней остротой удивительность и красоту нашей жизни во Христе, принимая их как должное. Постепенно в сердце укрепляется чувство некоторого превосходства над теми, кому эта красота еще не открылась.

В таком случае максимы христианской морали мы начинаем примерять к другим, оставляя себя за скобками. А потому, вслушиваясь в голос Христа, звучащий за богослужением, мы должны постараться увидеть тот отблеск святости, который нам предлагается. И устремиться к нему, вглядываясь в свое сердце и следя, прежде всего, за его движениями, а не за другими людьми. Найдя Бога, мы не имеем право успокаиваться, ведь стоит нам перестать Его искать, как мы тут же Его потеряем. Лишь непрестанно идя за Ним, непрестанно возсылая Ему благодарения, подражая Ему, мы сможем поистине быть в Его присутствии.

И тогда, выйдя из храма, мы не только не потеряем сердечный трепет узнавания себя в образах Священного Писания, который столь часто проходит вместе с окончанием службы. Но и вся пестрота мира, его увлечения и соблазны окажутся неспособными прикоснуться к нашему сердцу, ведь, даже находясь среди житейского моря страстей, мы будем идти за Тем, Кому повинуются стихии, и Кто Сам, будучи Миром и источником всякого мира, способен умиротворить наши сердца, сохраняя их в тихой гавани Своей Любви. 

И если мы постараемся хотя бы в течение недели помнить и соблюдать воскресное евангельское назидание, каждый день стараясь отдавать себе отчет в том, насколько хорошо мы исполняли то, о чём говорил Господь, то это малое упражнение духовной жизни сможет принести великие плоды. 

Давайте же оставим в своих сердцах память о благодарности Богу за все великие благодеяния, которыми Он щедро окружил нас, и прежде всего за саму жизнь, и, наполнившись этого возвышающего душу чувства, постараемся сохранить его и пронести через бушующее море будней на предстоящей седмице.


// Проповедь наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия, произнесенная после чтения Евангелия за Божественной литургией в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской Сретенского ставропигиального монастыря 22 декабря 2019 года.

22 декабря 2019
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить