О неразумных девах и о нашем времени (+ВИДЕО)

Только что мы слышали евангельское чтение, в котором Спаситель, обращаясь к ученикам на горе Елеонской, рассказал три притчи о Царствии Небесном. Он рассказал им о неразумных девах, которые не побеспокоились о том, чтобы запастись маслом для светильников, и их светильники погасли. Рассказал притчу о талантах, которую все мы хорошо знаем, там господин раздал деньги трем своим слугам, двое из которых позже вернули эти деньги, умножив, а последний принес ровно столько, сколько получил. Первых господин похвалил за верность, а последнего, хотя и вернувшего деньги, но ровно столько, сколько получил, - наказал. 

И последнюю притчу, которую мы услышали сейчас - мы уже слышали в самом начале Великого поста. Это притча о Страшном суде. В ней Господь говорит о том, как будет проходить Суд и какие критерии будут у этого суда. Осуждены будут те, кто не помогал своим ближним в течение жизни: не кормил голодных, не посещал заключенных, не одевал тех, у кого нет одежды, не помогал больным. А наследниками Небесного Царствия станут те, кто помогал нуждающимся, потому что они смогли разглядеть в каждом нуждающемся Самого Христа.

Особенное внимание Церковь в этот день - вторник Страстной седмицы - обращает на притчу о десяти девах. Мы слышим за богослужениями в эти дни церковное песнопение «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща». Главный акцент этой евангельской притчи сосредоточен в словах Христа, которыми он подытоживает рассказ о девах: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25:13). 

Что же значит бодрствовать для нас? Ведь большинство из нас и так не спит дни напролет. Пожалуй, стоит сказать о бодрствовании ума. Ведь Господь обвиняет дев не в том, что они спали. Да и девы называются не «спящими» девами, но неразумными. Притча эта - о бодрствовании ума. О том, что мы склонны к тому, чтобы за реальность воспринимать собственное воображение, часто - собственные мечты, собственные представления о том, что происходит вокруг. Собственные устои, может быть, традиции, собственное суждение о происходящем. Иначе говоря, неправота этих дев состоит в том, что они положились не на действительность, которая реальнее всего прочего, не на скорый приход Жениха, Который и есть наша жизнь и наша подлинная реальность. А беспечно положились на свои мечты о том, что всё и так будет хорошо, что масла в их светильниках хватит. Или, в конце концов, что с ними кто-то поделится этим маслом. Или что Жених примет их в брачный чертог даже с погасшими светильниками. 

В настоящее время притча эта особенно актуальна. Ведь говорит она, в том числе, о личной ответственности каждого из нас. Никто не может за нас решиться поступить правильно. Никто не может сделать за нас этически верный выбор. Никто не может прожить за нас нашу собственную жизнь. 

Всему свое время. Время радоваться и время скорбеть. У нас ныне особенное время, и это время подлинно наше, каким бы оно нам ни казалось. Нужно использовать отведенное нам время, чтобы научиться быть ответственным, не надеясь на то, что кто-то другой сделает всё за нас. «Пусть кто-то другой будет ответственным, пусть кто-то свыше решит, как мне поступать», - думаем порой мы. Такое мышление может привести только к тому, что в ответственный момент я не смогу понять, что мне делать, либо мне не хватит решимости, либо я запутаюсь и стану просто бездействовать, ведь некому будет решить за меня, как мне быть.

Господь этой притчей учит нас осознанному отношению к своей жизни и к своему спасению. Никто не заменит нашего масла в светильниках, и мы об этом предупреждены. Мы призваны быть разумными. 

Что можем и что должны мы сделать, чтобы светильники наши не угасали, а масло всегда было под рукой? Следует начать с самых малых вещей, над которыми нам сейчас дается ответственность. Например, в это непростое для всех время постараемся ограничить себя, как бы не хотелось нам сейчас пойти погулять или сходить в магазин, даже пойти в храм - нам необходимо максимально оставаться дома, не придумывать отговорок, не искать лазеек, не следить за теми, кто поступает иначе, и не оправдывать себя тем, что я такой не один. И, с другой стороны, не пытаться всё бремя ответственности переложить на других: на членов семьи, на старших, на младших, на начальников, на подчиненных. За свое спасение каждый отвечает сам, и с себя стоит начать. Из малого частного опыта складывается всё здание добродетелей.

Если сейчас мы позволим себе расслабиться, когда всё способствует обратному, сможем ли мы действовать верно и согласно истине в еще более решительную минуту? У каждого из нас на сердце Божественной рукой написан нравственный закон - наша совесть, подсказывающая нам, как поступать в той или иной ситуации. Она и есть наш светильник, который мы должны беречь и поддерживать. Всякий благой поступок доливает в него масла. Всякий раз, когда мы прислушиваемся к голосу нашей совести, фитиль этого светильника становится чище, а свет его яснее освещает нам путь. И напротив, всякий раз, когда мы поддаемся желанию поступить эгоистично, пойти по пути лжи, этот светильник теряет масло, и может и вовсе угаснуть, стоит нам пристраститься к этому пути.

Поэтому давайте постараемся в это время поправить фитили наших светильников, добавить в них свежее масло молитвы, терпения, смирения и любви к ближним, и так встретим Жениха Христа в Пасхальную ночь с ярко горящими огоньками наших сердец, в белоснежных одеждах добродетелей. И тогда Пасхальную радость ничто не сможет омрачить.

//проповедь наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия, произнесенная после чтения Евангелия на Литургии Преждеосвященных Даров во вторник Страстной седмицы в храме Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, 14 апреля 2020 года


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить